Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Подростковый возраст не случайно называют переходным. Это время перехода от детства к взрослости. Наряду с активной перестройкой организма перестраивается внутренний мир подростка, мир его духовных ценностей, представлений, характер его взаимоотношений с окружающими.
Агрессивность и агрессивное поведение чаще всего проявляется в подростковом и юношеском возрасте. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении. Установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой, это взаимодействие осуществляется с помощью общения. Общение в подростковом возрасте является наиболее важной функцией жизнедеятельности. Поэтому рассмотрение взаимосвязи агрессивности подростков и уровня их общительности будет актуальным.
В психологической парадигме понимание данной проблемы нашло свое отражение в работах Л. Д. Столяренко, В. С. Мухиной, А. Бандуры, Л. Берковица, Р. Берона, Д. Ричардсона, Е. И. Рогова. А. А. Бодалева и других.
Объектом нашего исследования является общительность подростков.
Предметом – агрессивность и ее влияние на уровень общительности подростков.
На основании теоретического анализа литературы нами была выдвинута следующая гипотеза: агрессивность подростков взаимосвязана с их общительностью, а именно вербальная агрессия влияет на высокий уровень общительности.
Цель нашей работы: изучить влияние агрессивности на уровень общительности.
Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:
1. провести анализ литературы, посвященной общению и общительности подростков;
2. изучить агрессивность, опираясь на литературные источники;
3. подобрать методики и провести исследование, адекватное поставленной цели;
4. исследовать уровни общительности у подростков;
5. выявить особенности влияния агрессивности на уровень общительности;
6. на основе анализа эмпирических данных сделать интерпретацию;
7. подтвердить или опровергнуть гипотезу;
8. сформулировать выводы.
Основным методом исследования является тестирование. Для проверки гипотезы и достижения цели, нами были использованы следующие методики:
- Методика В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»,
- «Опросник агрессивности Басса-Дарки».
Выборку для нашего исследования составили подростки в возрасте 13-14 лет.
Структура нашей курсовой работы представляет собой три главы.
В первой главе рассматривается общительность подростков, как основа успешного взаимодействия с окружающими.
Во второй – агрессивность, как один из факторов, влияющих на общительность подростков.
В третьей – приводится описание практического исследования, которое заключается в выявлении влияния агрессивности подростков на уровень их общительности. Каждая глава заканчивается краткими выводами.
1,200 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общительность подростков, как основа успешного взаимодействия с окружающими
1.1. Определение общительности, общения…………………………………..5
1.2. Роль общения в подростковом возрасте……………………………….10
1.3. Виды общения подростков……………………………………………….13
Выводы…………………………………………………………………………...21
Глава 2. Агрессивность, как фактор, влияющий на общительность
2.1. Понятие агрессивности, ее структура………………………………….22
2.2. Факторы, влияющие на развитие агрессивности……………………..26
2.3. Психологические особенности агрессивного поведения подростков...30
Выводы…………………………………………………………………………...36
Глава 3.Практическое исследование влияния агрессивности подростков на уровень общительности
3.1. Основные положения исследования……………………………………….37
3.2. Характеристика методик……………………………………………………38
3.3. Анализ полученных результатов
3.3.1. Результаты исследования уровня общительности подростков………...39
3.3.2. Результаты исследования агрессивности подростков………………….41
3.3.3. Результаты интерпретации исследования взаимосвязи уровня общительности и агрессивности подростков ………………………………..44
Выводы…………………………………………………………………………...48
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиографический список……………………………………………………..51
Приложение………………………………………………………………………52
1,200 руб.
Заключение
Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение влияния агрессивности подростков на уровень общительности. Проведенное нами исследование предусматривало решение целого ряда задач. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Общительность, как частная черта, входит в сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, т.е. общение, которое возникает в результате потребности в совместной деятельности и включает в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
2. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Огромное значение имеет для подростков и старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
3. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворения своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые.
4. Теоретический анализ литературных источников позволил нам предположить, что агрессивность подростков может влиять на уровень общительности подростков. А именно, вербальная агрессия влияет на высокий уровень общительности.
В своем исследовании мы попробовали это доказать или опровергнуть. Мы провели исследование на агрессивность и общительность у подростков. В процессе исследования агрессивности мы выяснили, что у подростков в результате проведенного теста, в котором исследуется 8 видов реакции, преобладают преимущественно такие: физическая, косвенная и вербальная агрессия. Когда мы исследовали уровни общительности, то результаты респондентов выпали на 4 (из семи) уровня общительности, которые автор выделяет в своей методике. Но для дальнейшего исследования нам нужно было иметь одинаковое количество показателей по каждой методике, поэтому эти 4 уровня общительности мы свели в три категории «менее общительные», «средне общительные», «весьма общительные».
После чего посчитали математическую статистику по критерию хи-квадрат и выяснили, что связь между агрессивностью и уровнями общительности существует, но что именно вербальная агрессия влияет на высокий уровень общительности с помощью этого критерия, выявлено не было.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, но не полностью. Взаимосвязь между агрессивностью и уровнями общительности существует, но именно вербальная агрессия на высокий уровень общительности не влияет.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные данные можно использовать на занятиях по коммуникативному тренингу, также для работы школьных учителей в процессе проведения различных школьных мероприятий, связанных с общением внутри коллектива класса, школы и т. д.
1,200 руб.
Библиографический список
1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
3. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М., 1995.
6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и о психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
8. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989.
9. Нравственность, агрессивность, справедливость.//Вопросы психологии. – 1992. - № 1-2.
10. Реан А. А. Агрессия и агрессивная личность // Психологический журнал. – 1996. - №5.
11. Рогов Е. И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001.
12. Солпитер. Дети и компьютеры. – М., 1991.
13. Фрейд З. Я и Оно, - Тбилиси, «Мерани», 1991.
14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Прогресс, 2001.
15. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - №4.
1,200 руб.