Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема тревоги у детей очень тщательно исследовалась различны-ми педагогами и психологами. Так, например, большой интерес представ-ляют работы Т. Симеона, Ю. Щербатых, Е.Ивлева совместно с Е. Куроговой А. Захарова и других психологов. Однако данная проблема не потеряла своей актуальности и в настоящее время, поскольку проведенные исследования выявляют наличие самых разнообразных страхов у детей.
Личность формируется прежде всего под воздействием социальных факторов, где главенствующую роль играет семья. В связи с этим такие ученые как А.Я Хамитова, В.И. Брутман, А.Я. Варга и другие исследовали такие вопросы, как взаимоотношения ребенка с родителями, взаимоотношения между родителями, отношение матери и отца к воспитанию детей, общий психологический климат семьи.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Немаловажное значение в этом играют детско-родительские отношения. Именно они влияют на формирование характера, особенности проявления эмоции и других психических процессов.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями, но существуют и так называемые отрицательные эмоциональные отклонения (страх и тревожность).
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающих-ся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчи-востью.
Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворени-ем возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнару-живающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные об-ласти, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тре-вожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В дан-ные «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструк-тивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает со-мневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.
Цель исследования: выявить влияние родительского отношения на осо-бенности проявления тревожности детей в младшем школьном и подростко-вом возрасте.
Объект исследования: тревожность, как эмоциональное отклонение.
Предмет исследования: родительское отношение и особенности прояв-ления тревожности детей младшего школьного и подросткового возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, тип родительского отноше-ния влияет на проявление тревожности у детей младшего школьного и под-росткового возраста.
1. Типу родительского отношения «Симбиоз», «Авторитарная гиперсо-циализация», «Маленький неудачник» соответствует высокий уровень тре-вожности детей младшего школьного возраста и высокий уровень тревожно-сти детей подросткового возраста.
2. Типу родительского отношения «Принятие», «Кооперация» соответ-ствует низкий уровень тревожности детей младшего школьного возраста и низкий уровень тревожности детей подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследова-ния;
2. Изучить проявления тревожности у детей младшего школьного и подросткового возраста.
3. Исследовать родительское отношение к детям младшего школьного и подросткового возраста.
4. Разработать коррекционно-развивающую программу по снижению тревожности детей младшего школьного и подросткового возраста.
Методологической основой нашего исследования является:
1. Положение Л.С. Выготского о том, что аффективный характер от-ношений ребенка к среде рассматривается в виде переживаний, которые вы-ступают в качестве показателя взаимоотношений ребенка со средой и слу-жат отражением его социальной ситуации развития.
2. Положение В.Н. Мясищева о том, что отношения являются одной из форм отражения человеком окружающей действительности, при этом фор-мирование отношений человека происходит в результате отражения им в сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений среды, в которой он живет.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
1. Теоретические: анализ психологических и педагогических источни-ков по проблеме исследования;
2. Эмпирические: тест «Школьная тревожность» (А.М. Прихожан); оп-росник школьной тревожности Филлипса; «Тест тревожности» (Р. Темпл, М. Дорки и В. Амена); «Тест-опросник родительского отношения к детям» А.Я. Варги, В.В. Столина, методика «CMAS» (Дж. Тейлор).
3. Интерпритационно-описательные: количественный и качественный анализ, метод математической статистики.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование позволило расширить и уточнить знания о взаимосвязи роди-тельского отношения и особенностями проявления тревожности детей млад-шего школьного и подросткового возраста. Полученные данные дают воз-можность полнее представить себе картину психического развития детей младшего школьного и подросткового возраста, а также вносят вклад в раз-работку проблемы эмоционального развития.
Практическая значимость работы состоит и том, что анализ динамики проявления тревожности, связанный с родительским отношением, позволяет более дифференцированно подходить к обучению и воспитанию каждого ре-бенка.
Разработанный комплекс диагностики и коррекции может быть ис-пользован в практике средней общеобразовательной школы педагогами и практическими психологами.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечи-вается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, ме-тодологического аппарата психологической науки, количественной и качест-венной обработкой полученных результатов.
Работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
3,000 руб.
Введение
1. Проблема эмоциональных отклонений в психологических исследо-ваниях
1.1. Понятие тревога и тревожность в психологических исследовани-ях
1.2. Особенности возникновения и проявления тревожности у детей..13
2. Проблема детско-родительских отношений в психоло-гии
2.1. Понятие отношений в психологии
2.2. Понятие и классификация детско-родительских отношений в пси-хологии
3. Эмпирическое исследование влияния родительского отношения на проявление тревожности детей младшего школьного и подросткового возраста
3.1. Описание организации и методик исследования
3.2. Анализ результатов исследования
3.3. Коррекционно-развивающая программа, направленная на сниже-ние тревожности детей младшего школьного и подросткового возрас-та
Заключение
Список литературы
Приложения
3,000 руб.
Таким образом, в теоретической части своего исследования мы изучили теоретические вопросы эмоционального состояния детей младшего школьно-го и подросткового возраста и вопросы детско-родительских отношений.
Взаимоотношения между родителями и детьми в современной семье очень разные и сложные. Существенным фактором формирования того или иного типа взаимоотношений между родителями и ребенком является способ общения в семье, общий уклад ее жизни. На взаимоотношения детей и родителей могут влиять и такие факторы как образование, воспитание родителей и пр.
Тревога — это последовательность когнитивных, эмоциональных и по-веденческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на чело-века различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное со-стояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.). Тревога выполняет не-сколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасно-сти и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе актив-ного исследования окружающей действительности.
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у че-ловека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожно-стью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуаци-ях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Мы предположили, что существует взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и уровнем тревожности у детей младшего школьно-го и подросткового возраста. Проведенное исследование подтвердило данную гипотезу.
Согласно полученным данным 50% родителей, во 2 «Б» классе, относятся к ребенку положительно, принимают ребенка таким, какой он есть. Родители много времени проводят с ребенком, интересуются его проблемами, при этом у таких детей низкий уровень тревожности, 15%.
У 15% родителей кооперационный стиль отношения, т.е. соци-ально желательный образ родительского отношения. Родители стара-ются во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родители высоко оце-нивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Родите-ли поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. У детей данной группы родителей низкий уро-вень тревожности, 15%.
У 10% родителей отношение к ребенку можно охарактеризовать как «Симбиоз». Дети этих родителей попали в 1 группу, в которой наличествует большое количество тревоги, т.е. высокий уровень – 55%.
У 10% родителей «авторитарная гиперсоциализация» в отноше-ниях с ребенком. У детей наличествует тревога, но она спрятана в подсознании, у таких детей высокий уровень тревожности, 55%.
15% родителей относятся к своему ребенку, как к «Маленькому неудачнику». У этих детей также присутствует тревожность, у данной группы детей средний уровень тревожности – 30%.
В 7 «Д» классе, 50% родителей относятся к ребенку положи-тельно, принимают ребенка таким, какой он есть. Родители много времени проводят с ребенком, интересуются его проблемами
У 15% родителей кооперационный стиль отношения, т.е. соци-ально желательный образ родительского отношения. Родители стара-ются во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родители высоко оце-нивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Родите-ли поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.
У 10% родителей отношение к ребенку можно охарактеризовать как «Симбиоз».
У 15% родителей «авторитарная гиперсоциализация» в отноше-ниях с ребенком.
Ни один из опрошенных родителей не относятся к своему ребен-ку, как к «Маленькому неудачнику».
Таким образом, тип родительского отношения влияет на проявление тревожности у детей младшего школьного и подросткового возраста.
1. Типу родительского отношения «Симбиоз», «Авторитарная гиперсо-циализация», «Маленький неудачник» соответствует высокий уровень тре-вожности детей младшего школьного возраста и высокий уровень тревожно-сти детей подросткового возраста.
2. Типу родительского отношения «Принятие», «Кооперация» соответ-ствует низкий уровень тревожности детей младшего школьного возраста и низкий уровень тревожности детей подросткового возраста.
3,000 руб.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст]. СПб., 1994.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология» [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст]: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.
4. Бодалев А.А. Психология о личности [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст].-М.,1999.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности [Текст]. – М.: Мысль, 1988.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Ю Текст].-М.: Просвещение. 1990.
8. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст]. - М.: Просвещение. 1988.
9. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст]: Автореф.дисс. канд. психол. наук. — М., 1987.
10. Вагнер Н. Психология эмоций [Текст].-М: Педагогика. 1990.
11. Веккер Л.М. Психические процессы [Текст]: В 3-х т. – Т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
12. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1989.
13. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст]. СПб, 1997.
14. Выготский Л.С. Избранные произведения [В Текст]. -М.:Педагогика. 1987.
15. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст]. М., 1978.
16. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия [Текст].-М: БЕК. 1994.
17. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст].-М: Издательство Московского университета. 1987.
18. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Ядешко. - М.: Наука. 1986.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.
20. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей [Текст]. - М: Владос. 1996.
21. Ильин Эмоции человека [Текст]. - М.: Педагогика. 1980.
22. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст]. – СПб.: Питер, 1999.
23. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Минск: Карандашев Ю.Н., 1997.
24. Кемпбелл Р. Как на самом любить детей [Текст].-М.,1992.
25. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда [Текст] // Вопросы психологии. - 1993, № I.
26. Крайг Г. Психология развития [Текст]. СПб.: Питер, 2000.
27. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]. - Ярославль: Академия развития. 1998.
28. Кэрол Э. Психология эмоций [Текст] -М.: Наука.2000.
29. Лэcли К. Роль эмоций в поведении детей [Текст]. - М: Просвещение. 1994.
30. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов [Текст]. - М.: Просвещение. 1971.
31. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста [Текст]. - М.: Просвещение. 1986.
32. Мерлин В.С. Психология индивидуальности [Текст]. Москва – Воронеж, 1996.
33. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
34. Мухина B.C. Возрастная психология [Текст]. - М.: Педагогика.2001.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст]. - М: Просвещение. 1995.
36. Петровский А.В. Дети и семейное воспитание [Текст].-М, 1998.
37. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. №2.
38. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Ред. В.М. Астапов. – СПб., 2001.
39. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст]. M.1986.
40. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
42. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.
43. Симсон Т. Теория эмоций [Текст]. - М.: Просвещение. 1068.
44. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Психология эмоций [Текст]. – М.: Наука, 1981.
45. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]. М.: Школьная Пресса, 2000.
46. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2.
47. Степанов Г. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и
их педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст]// Дошкольное воспитание, 1998,№5.
48. Холл С. Психология ребенка [Текст]. - М.: Педагогика. 1976.
49. Шнейдер Р. Психология семейных отношений [Текст].-М: Просвещение. 1998.
50. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под редакцией А.Д. Кошевой.- М.: Просвещение. 1985.
51. Эриксон Э. Детство и общество [Текст].- Обнинск. 1993.
3,000 руб.