Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность. Проблема агрессивности сегодня — едва ли не одна из самых насущных проблем многих из современных гуманитарных наук. События, произошедшие в ХХ веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточно оснований. К сожалению, даже наша жизнь — яркое тому подтверждение. Размах международного терроризма, принимающего все более угрожающие масштабы, заставляет общество взывать к тем, кто может внести свой вклад в решение данной проблемы.
В настоящее время все больше и больше ученых, психологов, социологов поднимают вопрос о семье и семейных отношениях. Этот вопрос был и остается объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.
Актуальность данного вопроса очевидна: все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье
Семья - мини-социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, он должен налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость и великодушие.
Только при правильном подходе к вопросу семьи, к выбору количества детей в семье возможно полноценное развитие детей. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе.
Проблема детской агрессивности как свойства личности, агрессивного поведения приобретает наибольшую актуальность в современном обществе. И связано это в том числе с изменениями социально-экономической обстановки, отражающейся на внутрисемейной ситуации. Известно, что дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношениях с другими. Многочисленные исследования говорят о том, что агрессивность имеет как биологические, так и социально-психологические факторы.
Обращение к теме агрессии в человеке значимо в наше время и потому, что значительно снизился порог чувствительности к жестокости, а волна деструктивности, немотивированная агрессивность захлестнула сегодня все сферы нашей жизни.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования. Это обусловило выбор темы исследования: «Исследование агрессивности у детей младшего школьного возраста в семьях с разным количеством детей».
Целью нашего исследования стало изучение проблемы агрессивности у младших школьников в семьях с разным количеством детей.
Объект - проблема агрессивности в современном обществе.
Предмет – детская агрессивность в семьях с разным количеством детей.
В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы проблемы агрессивности у детей младшего школьного возраста в семьях с разным количеством детей;
2. дать сущностную характеристику следующим понятиям: агрессия, детская агрессивность – причины и факторы возникновения, сущность и проявление агрессивности в детском возрасте;
3. провести диагностическое исследование агрессивности младших школьников в семьях с разным количеством детей;
4. рассмотреть систему коррекции детской агрессивности.
Гипотеза. Наше исследование основывалось на предположении о том, что в многодетных семьях случаи проявления агрессивности детей встречаются чаще, чем в семьях с одним ребенком. Отношения родителей к детям в семье не всегда позитивны и одинаковы, бывают случаи, когда младшим детям в семье уделяется больше внимания, в то время, как старшие дети становятся изгоями. Это негативно сказывается на психологическое и эмоциональное развитие ребенка, может привести к психо-эмоциональным нарушениям и агрессии ребенка ко всем окружающим людям.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработкой полученных данных.
Методологической основой исследования являются психолого-педагогическая теория личностного роста (К. Роджерс); С.Л. Рубинштейн), принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов), субъектный деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), современные подходы к организации гуманистически-ориентированной воспитательной системы (А.В. Гаврилин, Л.И. Новикова и др.), подход Фурманова И.А. к детской агрессивности, теория Дубинко Н.А. о влиянии когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
Методики исследования: [28,44]
1.Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
2.Методика "Агрессивность" (Модификация теста Розенцвейга)
3.Тест руки (Hand test) по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).
4.Наблюдение за агрессивными детьми. Методика «BAV».
База исследования: одна из общеобразовательных школ города.
В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста 7-9 лет, обучающиеся в первом, втором и третьем классах данной школы. Из них 10 детей, в семьях которых один ребенок и 10 детей из многодетной семьи.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивности у детей младшего школьного возраста в семьях с разным количеством детей 7
1.1 Характеристика младшего школьного возраста. Интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие ребенка 7
1.2Психолого-педагогическая характеристика детской агрессивности: причины и факторы возникновения, сущность и проявление 12
1.3 Особенности агрессивности детей в семьях с разным количеством детей 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня агрессивности детей в семьях с разным количеством детей 27
2.1Предмет, объект и ход исследования 27
2.2 Описание результатов исследования 32
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 49
3,000 руб.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. кризисом семейного воспитания;
3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Агрессия — поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Агрессия среди школьников существовала всегда. Актуальной и болезненной для общества она стала лишь в последние десять лет. Современные школьники предпочитают решать возникшие споры и конфликты с позиции силы.
Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно важной является помощь школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.
В нашем исследовании мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определили теоретические основы проблемы агрессивности у детей младшего школьного возраста в семьях с разным количеством детей. Оптимизировав опыт психологов и педагогов мы дали сущностную характеристику следующим понятиям: агрессия, детская агрессивность – причины и факторы возникновения, сущность и проявление агрессивности в детском возрасте и провели диагностическое исследование агрессивности младших школьников в семьях с разным количеством детей. Полученные результаты определили необходимость рассмотреть систему коррекции детской агрессивности, которую мы определили в приложении.
Таким образом, мы выполнили все поставленные в работе задачи и достигли определенной цели.
В заключении хочется отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что в многодетных семьях случаи проявления агрессивности детей встречаются чаще, чем в семьях с одним ребенком. Отношения родителей к детям в семье не всегда позитивны и одинаковы, бывают случаи, когда младшим детям в семье уделяется больше внимания, в то время, как старшие дети становятся изгоями. Это негативно сказывается на психологическое и эмоциональное развитие ребенка, может привести к психо-эмоциональным нарушениям и агрессии ребенка ко всем окружающим людям. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования доказали, что действительно существует связь между агрессивностью детей и количеством детей в семье – в многодетных семьях дети более агрессивны, чем в тех семьях, где воспитывается один ребенок.
3,000 руб.
Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1992г.
2. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России // Семья в России. – 1994г. - N 2.
3. Ачильдиева Е.Ф. Городская многодетная семья // Социол. исслед. – 1990г. - N 9.
4.Боричевская В.И. «Развитие самостоятельности мышления учащихся». М.: Начальная школа, № 1, 1992. с. 2-6.
5.Бреслав Г.М. "Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности", М.1993г
6.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.:Просвещение., 1990. – С. 15 – 34.
7.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.- П.:Питер., 1997.
8.Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.– М.:Просвещение.,1997.
9.Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.:Академия., 1982.
10.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей (Публикация на основе доклада НИИ семьи) //Педагогика, 1999, №4, С.27-39.
11.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999г.
12.Гамезо М. В. Атлас по психологии. - М.:Просвещение.,1986.
13.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С.-П.: Издательство Питер, 1994.-С. 25.
14.Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1985г. – № 4.
15.Детский психолог./ Под ред. Е.И.Рогова. - Вып.1. - Ростов–на-Дону.: Прогресс., 1992. – С. 5 – 20.
16.Димитрашку Т.А. Индивидуальные особенности детей из многодетной семьи // Новые исследования в психологии.-М., 1993г.-1(7)
17.Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально- педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85–92.
18. Зак А.З. «Развитие теоретического мышления у младших школьников». – М.: Педагогика, 1984
19.Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – Минск.:Педагогика., 1985. – С. 17.
20.Кабанова М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.:Академия., 1983. – С. 23.
21.Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. – 1997г. - N 2.
22.Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. – С. 4-10.
23.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль.:Литера., 1997. – С. 67-206.
24. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. – 1968. - № 7. - С. 65-77.
24.Лоренц К. Агрессия. – М.:Просвещение., 1994. – С.110-125.
25.Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М.:Педагогика., 1979.
26.Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.:Лайнер., 1997.
27.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
28. Практикум по общей и экспериментальной психологии. / Под ред. А.А.Крылова. Л., 1987.
29.Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского., М.Г. Ярошевского. – М.:Просвещение., 1990.-С.7
29.Пулкинен Л. Становление образа жизни с детства до юношеского возраста.// Психология личности и образ жизни. – М., 1987.-С.132-137
30.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца., Л.З. Неверович., - М.:Просвещение., 1986.-С.15-21
31.Романов А.А "Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей", М. Просвещение,1995 г.265с
32. Рубинштейн С.Л.. Проблемы общей психологии. М.,1973 г., 416с
33.Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г., 720 с.
34.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 81–88
35.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.
34.Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста./Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991.- С.16.
35.Симонов П.В. Потребностно - информационная теория эмоций.// Вопросы психологии.-1982.-№6.-С.44-56.
36.Современный словарь по психологии./Под ред. В.В. Юрчука. – Минск.:Современное слово., 1998.-С.7.
38.Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.:Просвещение., 1980.
39.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Педагогика, 1987. - 271 с.
40.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996.
41.Холлигер В. Человек и агрессия. – М.:Просвещение., 1985. – С.35.
42.Хоментаускас В. Семья глазами ребенка. – М.:Просвещение., 1989. – С.32-41.
43.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. Издательство: Академический проект; Фонд "Мир".2005г
44.Материалы сайта психодиагностики http://azps.ru/tests/
3,000 руб.