Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
В концепции единого образовательного пространства одной из важных проблем является обеспечение реализации государственных образовательных стандартов по отношению ко всем лицам с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся у них отклонения в развитии (физическом или психическом) при отсутствии специальных условий препятствуют освоению образовательных программ. Под этими условиями понимаются «индивидуальные условия обучения и воспитания», предусматривающие специальные программы, методы, технические средства обучения.
Физические и психические недостатки детей ведут к изменениям в их развитии и проявляются в каждом случае своеобразно. Дети с отклонениями в развитии имеют образовательные возможности и потребности, специфика которых определяется как первичными недостатками (например, интеллекта), связанными непосредственно с органической причиной нарушения, так и вторичными, обнаруживающимися в наибольшей мере в формировании высших психических функций (например, словесного мышления). В качестве ведущих целей образования детей с недостатками развития провозглашаются обеспечение адекватного их возможностям уровня общего образования и коррекция имеющихся нарушений в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями. В связи с этим общедидактический принцип развивающего обучения рассматривается как коррекционно-развивающий, определяющий специфику специального обучения детей с отклонениями в развитии. Большой вкалд в развитие науки о нарушениях психики детей младшего школьного возраста внесли Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлено тем, что на современном этапе существует острая практичексая необходимость систематизировать основные положения концепций Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о нарушениях психики детей младшего школьного возраста для разработки эффективных методов и приемов обучения детей с отклонениями в развитии. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Нарушения психики детей младшего школьного возраста в трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина».
Цель исследования – проанализировать основные нарушения психкии детей младшего школьного возраста в трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить психические отклонения младших школьников в концепции Л.С. Выготского.
2. Проанализировать подходы к обучению младших школьников с нарушеними психики в концепции Д.Б. Эльконина.
3. Охарактеризовать классификацию нарушений психики у детей младшего школьного возраста в трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Методы исследования: теоретические – научный анализ психолого-педагогической литературы.
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретичексий аспект изучения проблемы нарушения психики в трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
1.1. Психические отклонения младших школьников в концепции Л.С. Выготского...............................................................................................................5
1. 2. Подходы к обучению младших школьников с нарушеними психики в концепции Д.Б. Эльконина……………………………………………………….8
Выводы по главе…………………………………………………………………12
Глава 2. Классификация нарушений психики у детей младшего школьного возраста в трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
2.1. Умственная отсталость..................................................................................13
2.2. Задержка психического развития..................................................................17
2.3. Особенности нарушений психики у детей логопатов…………………….19
2. 4. Сложные дефекты психического развития.................................................23
Выводы по главе....................................................................................................25
Заключение.............................................................................................................27
Список литературы................................................................................................30
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- Дети с психическими отклонениями - это дети, имеющие различные отклонения психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
- Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического машления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
- Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
- По Д.Б. Эльконину, структура мыслительной деятельности состоит из трех основных компонентов - мотивационного, регуляционного (целевого) и операционального.
- Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения.
- Причинами умственной отсталости могут выступать пренатальные, натальные и постнатальные эндо- и экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.).
- Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития. Термин \"задержка\" подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
- Причины ЗПР могут быть различны: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматические заболевания, органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Отягчающими факторами могут служить неблагоприятные социокультурные условия.
- Особенности нарушений психики у детей логопатов объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая.
- Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Причинами выступают органические поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга на разных стадиях онтогенеза.
- К детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).
- Причинами возникновения сложных дефектов могут быть, как указывает Д. Б. Эльконин, наследственные и экзогенные факторы.
- Наиболее тяжелой группой детей со сложными дефектами выступают слепоглухонемые дети. Её составляют дети, не только полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с парциальным (частичным) поражением сенсорной сферы: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке.
- Специфической особенностью таких детей является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты. При этом у слепоглухонемого ребенка часто могут быть развиты все усложняющиеся формы общения - от элементарных жестов (воспринимаемых посредством осязания) до вербальной речи.
1,200 руб.
Список литературы
1.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - Л.: Учпедгиз, 1935.
2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - М., 1936.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М., 1956.
4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
6. ыготский Л.С. Избранные педагогические исследования. - М., 1981.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983.
8. Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1.
9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
10. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н.Д. Шматко. - М., 1997.
11. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. - М., 1970.
12. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.
13. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981.
14. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - М.: Просвещение, 1980.
15. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.:Изд-во Института молодежи, 1996.
16. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.
17. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.
18. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990. 19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. - 1988. - №2.
20. Эльконин Д.Б. . Очерки психологии умственно отсталого ребенка. – М, 1989.
1,200 руб.