Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, духовная опустошенность детей, их цинизм, жестокость, агрессивность, но и повышенная тревожность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из дошкольного детства во взрослое состояние — в младший школьный возраст.
Переход к младшему школьному возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у детей со взрослыми людьми и сверстниками, уровнем развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Данный возрастной период рассматривается в психологии как кризисный. У детей, впрочем, как и у окружающих их взрослых, наступает так называемое «трудное время» - быстрый рост, переход к школе и не всегда эмоциональная сфера может перестроиться так же быстро, как и физическая. Не все родители могут понять сразу, что их ребенок становится более взрослым, и продолжают его так же тщательно опекать и лелеять. Дети, в свою очередь, с присущим им максимализмом и желанием свободы отвергают эту опеку. Это становится причиной множества конфликтов в социальный среде, в которую вступает ребенок. Характерной особенностью младшего школьного возраста является переломный момент в развитии индивидуально - психологических особенностей ребенка, вследствие чего у личности формируется стойкое чувство тревожности, которое выражается в повышенном беспокойстве, неуверенности, эмоциональной неустойчивости. Причем проблема тревожности младших школьников, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Изучением данной проблемы в психологии занимались такие ученые, как (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н. Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева), но в основном изучение тревожности проходило в аспекте изучения ее как психического процесса. На современном этапе необходимо изучение личностных особенностей, которые оказывают влияние на развитие и протекание тревожности. В качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть зависимость между личностными особенностями и влиянием их на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Актуальность данной проблемы обосновывается тем, что на современном этапе проблема детской тревожности приобрела острый резонанс. Возникла острая практическая необходимость в поиске эффективных путей коррекционной помощи тревожным детям и в определении социально-психологических факторов, влияющих на развитие тревожности у младших школьников. Этим обусловлен выбор темы исследования: «социально-психологические причины, влияющие на уровень развития тревожности детей младшего школьного возраста».
Объект – процесс проявления тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет – влияние социально-психологических факторов на уровень развития тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель – изучить влияние социально-психологических причин на уровень развития тревожности у детей младшего школьного возраста.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить исследования проблемы тревожности у младших школьников в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2.Определить сущность, виды, механизмы развития и протекания тревожности в младшем школьном возрасте.
3. Обосновать особенности влияния социально-психологических факторов на проявление тревожности у младших школьников.
4. Проанализировать влияние социально-психологических факторов на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
5. Разработать коррекционно-развивающие мероприятия по нивелированию тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
- на развитие тревожности детей младшего школьного возраста оказывают влияние такие социально-психические факторы, как детско-родительские отношения в семье и стиль педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик», а также индивидуально-психологические особенности личности младшего школьника (темперамент и самооценка).
- у детей-интровертов с низкой самооценкой, которые имеют неблагоприятные отношения в семье и в системе воспитания которых преобладает авторитарный стиль уровень тревожности выше, чем у детей-экстравертов с адекватной самооценкой, благополучными отношениями в семье, с преобладанием либерального и демократического стиля воспитания.
- нивелирование тревожности у подростков будет эффективным, если разработать систему краткосрочных коррекционно-развивающих занятий.
Методы и методики исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: тестирование, проведение диагностических методик по выявлению темперамента личности (Опросник Г. Айзенка), уровня самооценки (Методика Дембо-Рубинштейн), уровня тревожности (Опросник Спилбергера, «Шкала тревожности» Дж. Тейлора), определение детско-родительских отношений (Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин ), определение стиля педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик», статистические методы обработки данных (t-критерий Стьюдента)
База исследования: МОУ СОШ №…… г. Москва. Количество респондентов - 60 человек (учащиеся 3 «А» и 3 «Б» класса).
Научно-практическая значимость работы состоит в том, в исследовании предложена система рекомендаций и тренингов по нивелированию тревожных проявлений у детей младшего школьного возраста, результаты нашего исследования можно использовать в практической работе школьного психолога по профилактике и нивелированию детской тревожности.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы развития тревожности младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.1. Исследование проблемы тревожности у младших школьников в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………………7
1.2. Сущность тревожности: определение, виды, механизмы развития и протекания в младшем школьном возрасте……………………………………13
1.3. Особенности влияния социально-психологических факторов на проявление тревожности у младших школьников ……………………………18
Глава 2. Практическое изучение влияния социально-психологических факторов на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
2.1. Изучение социально-психологических причин проявления тревожности у детей младшего школьного возраста………………………………………..35
2.2.Изучение влияния социально-психологических факторов на уровень проявления тревожности у детей младшего школьного возраста…………..43
2.3.Коррекционно-развивающие мероприятия по нивелированию тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………58
Заключение……………………………………………………………………….64
Список литературы………………………………………………………………68
Приложения……………………………………………………………………...70
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
- Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
- Понятие подросткового конфликта включает в себя: 1) что конфликт является проявлением нарушения баланса динамической системы, где действия сторон взаимовлияют, взаимоизменяют друг друга; 2) как психологический феномен конфликт рассматривается в следующих основных направлениях: - как вид взаимодействия, который характеризуется борьбой сторон за свою единственность и сохранение собственной идентичности; - как поведенческий антагонизм или конфликтные действия; - как антагонизм интересов, целей, ценностей, мотивов; - как воспринимаемая несовместимость действий или целей.
- Для всестороннего изучения конфликтности в младшем подростковом возрасте мы использовали следующие методики: 1) Методика «Опросник Баса-Дарки». 2) Методика «Фрейбургская анкета агрессивности». 3) Методика КОС – 1 (диагностика коммуникативных умений подростка) 4) Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (изучение самооценки подростка). 5) Методика № 5 Методика выявления тактики в конфликтной ситуации
Анализ результатов изучения личностных особенностей подростков, позволили выделить две группы подростков: благополучные, то есть те которые умеют конструктивно разрешать конфликтные ситуации и неблагополучные, те которые не контролируют себя в конфликте. К благополучным подросткам мы относим тех детей, у которых высокий и средний уровень развития самооценки и коммуникативных способностей, низкий уровень агрессивности и конфликтности. К неблагополучным тех детей, у которых уровень самооценки и коммуникативности низкий, а агрессивность и конфликтность высокая.
В ходе сравнительного анализа мы выявили, что подростки с низким уровнем развития самооценки и коммуникативности и высокими показателями конфликтности, агрессивности более конфликтны, чем подростки с обратными показателями.
Исходя из этого, мы считаем целесообразным дать несколько практических рекомендаций по поводу коррекции проявления конфликтности у испытуемых.
Так, лицам с высоким показателем конфликтности следует формировать чувство уверенности в успехе.
Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для всестороннего изучения конфликтности в младшем подростковом возрасте мы использовали следующие методики: 1) Методика «Опросник Баса-Дарки». 2) Методика «Фрейбургская анкета агрессивности». 3) Методика КОС – 1 (диагностика коммуникативных умений подростка) 4) Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (изучение самооценки подростка). 5) Методика № 5 Методика выявления тактики в конфликтной ситуации
Анализ результатов изучения личностных особенностей подростков, позволили выделить две группы подростков: благополучные, то есть те которые умеют конструктивно разрешать конфликтные ситуации и неблагополучные, те которые не контролируют себя в конфликте. К благополучным подросткам мы относим тех детей, у которых высокий и средний уровень развития самооценки и коммуникативных способностей, низкий уровень агрессивности и конфликтности. К неблагополучным тех детей, у которых уровень самооценки и коммуникативности низкий, а агрессивность и конфликтность высокая.
В ходе сравнительного анализа мы выявили, что подростки с низким уровнем развития самооценки и коммуникативности и высокими показателями конфликтности, агрессивности более конфликтны, чем подростки с обратными показателями.
На основе соотношения показателей общего уровня конфликтности подростков, принявших участие в эксперименте и их конфликтоустойчивости со сверстниками в группе мы можем судить, что наше предположение о том, что дети с низким уровнем агрессии и конфликтности, высокими показателями коммуникативности и адекватной самооценкой более конфликтоустойчивы и в конфликте выбирают тактику сотрудничества со сверстниками, а дети с низкими показателями коммуникативности и заниженной самооценкой и высокой агрессивностью более конфликтны, стиль поведения – соперничество.
Как видно из таблицы, у детей благополучных доминирует средний уровень самооценки, а у неблагополучных детей – низкий.
Дети, занимающие благополучный статус в группе, имеют доминирующий уровень коммуникативности - средний – 75 %, а дети с неблагополучным статусом – низкий.
Доминирующий уровень агрессивности распределился следующим образом: благополучные дети - низкий, неблагополучные – высокий.
У детей с благополучным статусом превалирует средний уровень конфликтоустойчивости, а у неблагополучных – низкий.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети с неблагополучным статусом имеют более низкие показатели коммуникативности, конфликтоустойчивости, самооценки, более высокий уровень агрессивности, чем дети, имеющие благополучный социальный статус.
Вывод: таким образом, из таблицы мы видим, что подростки с низким уровнем развития самооценки и коммуникативности и высокими показателями конфликтности, агрессивности более конфликтны, чем подростки с обратными показателями.
3,000 руб.
Cписок литературы
1. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.551 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968
3. Возрастная и педагогическая психология//Под ред А В Петровского М 1980
4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2000.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4. М.: Педагогика, 1982. Педология подростка. С.5-242.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
7. Гусева А.С, Козлов В.В. Конфликт: Структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. М., 1997.
8. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.
9. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. С. 360.
Ю.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
11.Кле М Психология подростка. Психосексуальное развитие. М , 1991
12.Кон И. С. Психология старшеклассника М , 1980
13.Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
14.Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986.
С. 121.
15.Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135. 16.Левин К. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности.
Книга 1. 2002 17.Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 1999. 416 с.56.
18.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М.
«Педагогика», 1988 г.
19.Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. Психодиагностика.
20. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -640 с. 20.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. Гл. 9.
21.Прихожан А. М, Толстых И. Н. Подросток в учебнике и в жизни М,
1990
22..Психология конфликта / Сост. и общая ред. Н.В.Гришиной. СПб.:
Питер, 2001.
23.Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988. С. 46-73.
24.Рыбакова М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. С. 128.
25.Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. М., 1996.
26.Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999.
С.454.
27.Цукерман Г А Психология саморазвития -задача для подростков и их
педагогов. Москва-Рига, 1995.
28.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
29.Анзорг Линда. Дети и семейный конфликт. М.: «Просвещение», 1987.
30.Байярд Р.Т., Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1991.
3,000 руб.