Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей произвольности поведения у детей с речевыми нарушениями
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Коррекционно-развивающая программа развития произвольности у детей с речевыми нарушениями и оценка ее эффективности
Выводы по главе
500 руб.
Выводы по главе
- Исследовательская работа по изучению данного вопроса была проведена на базе ДОУ № 1901 и ДОУ № 2251 г. Москвы. Эксперимент длился 1,5 месяца. В исследовании приняли участие 40 человек: 20 детей с нормальным речевым развитием (ДОУ 2251) и 20 детей с ОНР (ДОУ № 1901).
- Цель: определить уровень развития произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В задачу нашего исследования с учетом сказанного входило, во-первых, сравнительное изучение уровней произвольности у детей с нормальным психическим развитием и у детей с ОНР; во-вторых, разработка на основе выявленных особенностей развития уровней произвольности у детей с ОНР программы по их коррекции. В целом данное исследование было направлено на подтверждение нашей гипотезы о том, что: у детей с ОНР сформированность произвольного поведения ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием; развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным при условии целенаправленной развивающей коррекционной работы со стороны взрослого в сензитивный период развития.
1. Изучение различных уровней сформированности произвольности у детей с нормальным развитием и у детей с ОНР показало их качественные различия.
2. У детей с нормальным развитием несколько хуже (по сравнению с произвольностью психических процессов и произвольностью действий и деятельности) развит высший уровень произвольности - саморегуляция.
3. У детей с ОНР обнаружено значительное отставание по всем уровням произвольности, их незрелость, и такие испытуемые резко отличаются от нормально развивающихся сверстников по сформированности этих показателей.
4. Систематизированные и проанализированные результаты изучения сформированности произвольности у детей с ОНР позволили разработать вариант коррекционной программы с детьми, которая явилась достаточно эффективной.
5. В результате реализации коррекционной программы на практике в группе детей с ОНР выявилось не только качественное улучшение всех показателей произвольности, но, что важно, они приблизились к показателям испытуемых с нормальным развитием.
6. Фактор обучения не оказывает выраженного влияния на формирование различных cторон произвольности. Без специальных приемов, лишь средствами учебной деятельности, добиться качественного улучшения показателей произвольности затруднительно.
7. Дана теоретическая интерпретация полученных результатов. Показано, что формирование произвольной регуляции является одним из основных средств не только преодоления ОНР, но и обеспечения интеллектуального развития в целом.
500 руб.