Структура и объём работы: Данная работа имеет 92 страниц, состоит из введения, теоретической главы, глава с описанием проведённого эмпирического исследования, 8 таблиц, 3 диаграмм, заключения, рекомендации, списка литературы и 8 приложений.
В теоретической главе рассматриваются: социально-психологические факторы становления личности младшего школьного возраста, типы и стили семейного воспитания и их роль в социализации личности, тревожность и причины ее возникновения, а также влияние стилей семейного воспитания на развития тревожности у младших школьников.
В эмпирической части проводится исследования по выявлению стиля семейного воспитания, выявлению уровня тревожности у детей, изучению взаимосвязи стилей семейного воспитания и тревожности у детей младшего школьного возраста и проведена математическая обработка данных.
База исследования: средняя школа № 155 г. Минска.
Респонденты: учащиеся 3- х классов (1-«А», 1-«Б», 1-«В») в возрасте 6-7 лет. С каждого класса была взята выборка по 20 детей и их родителей. Общее количество испытуемых составило 60 детей и 120 родителей.
Цель работы: выявить взаимосвязь между стилями семейного воспитания и тревожностью детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по соответствующей тематике
2. Подобрать диагностические методики и сформировать выборку испытуемых.
3. Установить взаимосвязь между стилем семейного воспитания и тревожностью детей.
4. Разработать рекомендации.
Объектом исследования: являются семьи, имеющие детей младшего школьного возраста и их родители.
Предмет исследования: взаимосвязь стилей семейного воспитания и уровня тревожности детей младшего школьного возраста
Гипотеза: существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и тревожностью детей
Проблема исследования: заключается в противоречии между неадекватным семейным воспитанием (авторитарным стилем семейного воспитания) и успешной социализации ребёнка в обществе.
Методы исследования:
1. Обще научные методы (анализ, синтез обобщения, индукция, дедукция).
2. Методы сбора информации.
3. Метод тестов: а) тест – опросник «Ваш стиль воспитания»,
б) тест детской тревожности Р.Тэммл, М.Дорки и В.Амен).
4. Метод математической обработки данных, интерпретация полученных данных.
Основные этапы исследования:
1. Проведен теоретический анализ стилей семейного воспитания и тревожности у детей младшего школьного возраста.
2. Подобранны методики исследования для выявления взаимосвязи стилей семейного воспитания и тревожности у ребенка.
3. Проведено эмпирическое исследование, в результате которого была подтверждена гипотеза и сформированы выводы.
4. Дан статистический анализ полученных данных с использованием методов математической обработки данных (с помощью расчёта коэффициента сопряжённости Х2).
Новизна исследования: заключается в том, что в дипломной работе обобщается опыт последних исследований по проблеме стиля родительского воспитания и его влияния на тревожность ребенка применительно к настоящему времени. В данной работе проводится выявление взаимосвязи между стилями семейного воспитания и развития тревожности у детей младшего школьного возраста на базе СШ-155 в сочетание следующих методик тест – опросник «Ваш стиль воспитания», тест детской тревожности Р.Тэммл, М.Дорки и В.Амен
Практическая значимость: так как по результатам данных тревожность детей младшего школьного возраста находятся в прямой зависимости от стилей семейного воспитания, должны проводиться своевременно диагностики, что позволит разработать рекомендаций по профилактике данных нарушений, а также коррекции детско-родительских отношений. С целью создания положительной среды, способной обеспечить гармоничное всестороннее развитие личности ребенка и его успешной социализации в обществе.
Ключевые понятия: авторитарный, демократический, либеральный гиперопека, гипоопека, гиперпротекция, симбиоз, кооперация, сотрудничество, невмешательство, тревожность, асоциализация
3,000 руб.
Аннотация ………………………………………………………………………..2
Ведение…………………………………………………………………………….5
Глава 1. Семейное воспитание как фактор становления личности
1.1. Социально–психологические факторы, влияющие на развития
личности младшего школьника ………………………………………………….7
1.2. Особенности социализации личности ребенка в младшем школьном
возрасте…………………………………………………………………………...12
1.3. Типы и стили семейного воспитания и их роль в социализации
личности…………………………………………………………………..……...18
1.4. Тревожность, ее причины, особенности проявления и формирование у детей в младшем школьном возрасте..................................................................27
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стилей семейного воспитания и тревожности у детей младшего школьного возраста.
2.1. Задачи, методы и организация исследования……………………………..35
2.2. Исследование стилей семейного воспитания ……………………………..36
2.3. Исследование уровня тревожности детей…………………………………39
2.4. Выявление взаимосвязи и интерпретация данных….…………………….43
Выводы……………………………………………….……………………..........48
Заключение…………………………………………………………….………49
Рекомендации………………………………………………………………….51
Литература……………………………………………………………..…...….52
Приложения .........................................................................................................55
Приложение1 Стили семейного воспитания отцов…..…………………….....55
Приложение 2 Стили семейного воспитания матерей…….…..........................57
Приложение 3 Тревожность детей младшего школьного возраста...………....59
Приложение 4 Тест – опросник «Ваш стиль воспитания»…. …………..…….61
Приложение 5 Ключ к вопроснику «Ваш стиль воспитания» ……..…………63
Приложение 6 Разъяснительная инструкция к рисункам теста «Выбери нужное лицо»……………………………………………………..……………....64
Приложение 7 Психодиагностический изобразительный материал: для мальчиков…………………………………………………………………………65
Приложение 8 Психодиагностический изобразительный материал: для девочек…………………………………………………………………………….79
3,000 руб.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 1972.
2. Антоняк Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детском возрасте – М., 1983.
3. Астапов В.Н. Тревожность у детей – М., 2004.
4. Бедный М.С. Семья – здоровья – общество. - М., 1999.
5. Бернс. Развитие я – концепции и воспитание. – М., 1990.
6. Беличева С.А. и др. Диагностика школьной дезадаптации. – М., 1995.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве; норма и отклонение, - М, 1990.
8. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М.,1980.
9. Блонский. П.П. Как изучить школьника - М.: Просвещения, 1979. - Т.4.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. - М.: Просвещение, 1988. – 464 с.
11. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. - М., 1994.
12. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1998.
13. Бурлачук Л.Ф. Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. - СПб., 2002. – 519 с.
14. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители – М., 1992.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
16. Владинская Н., Петрова Н. Социально - педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: АСОПиР, 1993.
17. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. – 17 с.
18. Давиденко С.В. Влияние детско-родительских отношений на формирования тревожности детей и подростков //Вестник БГУ, №2. – Мн., 2004.
19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка: 3 – е изд., испр. – СПб: Союз, 1997. -224С
20. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка» - СПб., 2000.
21. Иващенко Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования. - Мн., 2003.
22. Клюева Н.В. Психолог и семья: Диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль, 2002.
23. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? // Семья и школа. – М., 1988 – 111с.
24. Кочубей Б., Новиков Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа, №11. – М.,1988.
25. Кочубей Б., Новиков Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа, №11. – М., 1988.
26. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970.
27. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
28. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
29. Краткий психологический словарь // Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.,1999 – С 195.
30. Ковалев С .В. Психология современной семьи. – М., 1980.
31. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - СПб.: Товарищество худ. печати, 1900. – 247 с.
32. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: АПН РСФСР, 1981. - Т.1.
33. Маркова В.В. Воспитание нравственных потребностей младших школьников. - М., 1984. - 86 с.
34. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитанности: Теория и методика. - М.: Педагогика, 1981.
35. Мухина В.С. Возрастная детская психология. – М., 2003 – 452с
36. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х. т. Кн 3 Психодиагностика 4-е издание – М.: Просвещение: ВАЛДОС, 2001 – 630 с.
37. Особенности психического развития детей 6 -7 летнего возраста / Под ред. Эльконина Д.Б., Ветера А.Л. - М., 1988.
38. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания-М.: Знание, 1981.
39. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /Под ред. Пилиповского В.Я. – М., 2000.
40. Практическая психология: Учебно–методическое пособие /Под. Ред. Доктора психических наук, профессора Кондратьевой С.В. - Мн.: Адукация и выхавание, 1997 – 212 с.
41. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
42. Психолог в детском дошкольном учреждении методические рекомендации к практической деятельности / Под. ред. Лаврентевой Т.В. - М.: Новая школа, 1996 – 144с.
43. Психология семейных отношений с основанием семейного консультирования – М., 2002 – 192 с.
44. Психологический словарь / Под. ред. Давыдова В.В. – М., 1983.
45. Рейнвальд И.Н. Психология личности. -М.: Изд-во Ун-та дружбы народов. - 1996. – 196 с.
46. Рубинштейн С. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970.
47. Робер А. Большой толковый словарь. В 2-х т. – М., 2000.
48. Сатир В. Как построить себя и свою семью. - М.: Педагогика пресс, 1992.
49. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива – Томск, 1971.
50. Сенько В.П. Семейная педагогика – Мн., 2002. – 105 с.
51. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – М., 1991.
52. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей. – Мн., 2003. – 141 с.
53. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М., 1996.
54. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике / Ростов - на Дону, 2001.
55. Стволыгин К.В.Организация научного исследования в социальной сфере. – Мн., 2005
56. Уварова Н.В. Механизм психической детерминации страхов в младшем школьном возрасте /Автореферат, дис. Конд. Наук. – М., 2000.
57. Филонов Г.Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развития социализма. - М.: Педагогика, 1988.
58. Фурманов А.А. Психологические особенности детей, лишённых родительского попечительства - М., 1999.
59. Энциклопедия психологических тестов. В 3-х т: - М., 2002.
60. Эберлейн Страхи здоровых детей. – М., 1981
61. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского – М., 1990.
62. Шилов М.И. Изучение воспитанности школьника. - М.: Педагогика, 1982.
3,000 руб.