Введение
Содержание
Заключение
Литература
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе.
Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско - родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер). Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В.Бардин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман), однако, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочислены и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер (Т.А.Гусева, В.К.Лосева, А.И.Луньков).
Проблема успешности обучения детей является комплексной, решение которой возможно лишь при ее многоаспектном анализе с точки зрения физиологии, психологии, медицины и педагогики. Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
К психологическим критериям учебной успешности относят показатели психического развития ребенка: уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональную зрелость, личностные качества, формирующиеся в процессе обучения человека.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы психологической готовности современных школьников к обучению в школе, выявлению роли родителей в процессе успешного обучения детей.
Это обусловило выбор темы исследования: «Влияние семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста».
Целью нашего исследования стало изучение вопроса о влиянии семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: детско-родительские отношения, как педагогическая и психологическая проблема современной науки.
Предмет исследования: процесс влияния семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы отношений между родителями и детьми младшего школьного возраста и влияние семьи на успешность обучения младших школьников;
2. дать сущностную характеристику следующим понятиям: процесс обучения младших школьников, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе, адаптация младших школьников к обучению в школе, а так же рассмотреть влияние родителей на процесс успешного обучения младших школьников и выявить ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании ребенка;
3.провести диагностическое исследование взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста и выявить роль родителей в процессе успешности обучения у детей младшего школьного возраста.
4.подобрать методику работы с родителями по формированию правильных отношений с детьми младшего школьного возраста, рассмотреть тренинговую программу для детей и родителей по коррекции детско-родительских отношений.
Гипотеза. Наше исследование основывалось на предположении о том, что отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны, что негативно сказывается на психологическое и эмоциональное развитие ребенка. Существует взаимосвязь между отношением родителей к ребенку и уровнем его успеваемости в школе, его успешностью обучения.
В процессе общения с родителями ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Роль родителей в воспитании и развитии личности ребенка, в его адаптации к школьному обучению и повышению успешности обучения незаменима.
Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально - психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анкетирование родителей, наблюдение, обобщение педагогического опыта), педагогический эксперимент; анализ полученных результатов.
База исследования: одна из частных школ города. В исследовании принимали участие группа школьников первого класса (30 человек) и их родители.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования, подобранной нами методики работы с родителями, тренинговой программы для коррекции детско-родительских отношений в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную подготовку детей к школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: на основе анализа подобранной научной дошкольной, психолого-педагогической литературы мы уточнили содержание понятий: процесс обучения младших школьников, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе, адаптация младших школьников к обучению в школе, влияние родителей на успешность обучения ребенка.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработкой полученных данных.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса о влиянии семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста 7
1.1 Процесс обучения младших школьников. Факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе. Адаптация младших школьников к обучению в школе 7
1.2 Влияние семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста 12
1.3 Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 16
1.4 Ошибки в семейном воспитании 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное изучение вопроса влияния семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста 29
2.1 Диагностическое исследование взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста 29
2.2 Методика работы с родителями по формированию правильных отношений с ребенком младшего школьного возраста 43
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение………………………………………………………………..58
3,000 руб.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности.
А.В. Петровский определяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.
Гарбузов В.И. отмечает несколько стилей неправильного воспитания: неприятие, сверхсоциализция, тревожно-мнительный, эгоцентрический.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Результаты исследования ученых психологов и педагогов позволяют сделать следующие выводы:
1.при авторитарном стиле воспитания ребенок испытывает конфликтность и враждебность в семейной ситуации, у него преобладают страхи смерти, одиночества, замкнутого пространства, темноты и глубины;
2.при гипоопекаемом стиле он испытывает повышенную тревожность и у него заострены страхи нападения, животных и высоты;
3.стиль воспитания по типу отвержения приводит к развитию чувства неполноценности в семейной ситуации и развитию целого набора устойчивых страхов: смерти, снов, сказочных персонажей, боли и стихии.
Причинами конфликтов между детьми и родителями могут служить:
-стремление ребенка к независимости и самостоятельности;
-излишнее внимание родителей к формальным сторонам жизни детей и равнодушное отношение к их проблемам в других сферах жизни,
-расхождение детей и родителей во взглядах на жизнь – разные системы ценностей.
Таким образом детско-родительские отношения, как фактор воспитания в семье должны строится на доверии и понимании обеих сторон.
Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определили теоретические основы отношений между родителями и детьми младшего школьного возраста, Рассмотрели основные понятия, исследуемые в нашей работе: процесс обучения младших школьников, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе, адаптация младших школьников к обучению в школе, а так же рассмотреть влияние родителей на процесс успешного обучения младших школьников и выявить ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании ребенка.
После проведения диагностическое исследование взаимоотношений родителей с детьми 7-8 лет нами была подобрана методика работы с родителями по формированию правильных отношений с младшими школьниками, а так же тренинговая программа для детей и родителей по коррекции детско-родительских отношений.
Следовательно, мы выполнили поставленные в работе задачи, рассмотрели вопрос отношений между родителями и детьми, установили связь между влиянием семьи и успешностью обучения школьников, тем самым достигли поставленной цели.
В заключении, можно сделать вывод, что действительно, отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны, что негативно сказывается на психологическое и эмоциональное развитие ребенка. Существует взаимосвязь между отношением родителей к ребенку и уровнем его успеваемости в школе, его успешностью обучения.
3,000 руб.
. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.-672с.
2.Аллан Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999.188 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер.2001.- 288 с -(Серия «Мастера психологии»)
4.Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2 т., Т II // Под. ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 1980. - С.128-266.
5.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – Ростов – на - Дону, 1972. - С.56-87.
6.Берн Э. Игры в которые играют люди.- М.,1978, 258 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.,1986, 364 с.
8. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. - М.: Известия АПН РСФСР. Вып. 36. - 1951. – С. 105-131. "Внешняя среда и психическое развитие ребенка" под ред.Р.В.Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999, 358 с.
9.Возрастная и педагогическая психологи: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
11.Гарбузов В.И. "От младенца до подростка" - С. - Петербург, 1999, 96с. - (Библиотека журнала "Вопросы психологии")
12.Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993г,564 с.
13. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1981. - № 6. – С. 13-26.
14.Дезадаптация первоклассников, причины, показатели и формы проявления // Феномены личности и группы в изменяющемся мире. Мат. научн.-практ. конф / Отв. ред. Н.П.Фетискин, В.В. Чекмарёв. Кострома: КГПУ, 1998. Т. 2. С.37 - 40.
15.Детско - родительские отношения как фактор адаптационных возможностей первоклассников // Психотехнологии в образовательном процессе. Материалы межр. научн.-практ. конф. Кострома, 1999.Т. 2. С. 31-32.
16.Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат. межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. -М.- Кострома, 2001.С.355-358.
17. Екимова В.И. Синдром «учебной неуспешности» // Журнал практического психолога. – 1998. - № 3. - С. 3-8.
18.Журнал «АиФ Здоровье», выпуск 43 (531) от 21 октября 2004 г.
19.Захарова Л. "Дитя в очереди за лаской" - Москва, 1999, 264 с.
20.Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 135 с.
21.К вопросу о влиянии детско-родительских отношений на школьную адаптацию первоклассников и формирование у них стратегий копинг - поведения // Иновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе. Мат. межд. науч.- прак. конф. Кострома - М., 2000.Т. 2. С. 28-30.
22.Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье.- М., 1999, 295 с.
23.Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г, 168 с.
24.Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г., 264 с.
25.Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988.254 с.
26. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989, 346 с.
27. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 364 с.
28. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. – 1968. - № 7. - С. 65-77.
29.Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1988. – 193с.
30.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов Пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г, 134 с.
31.Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971. - С. 137-157.
32.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: РПА, 1996. - 347с.
33. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971. - С. 206-252.
34.Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Сост. Г.А. Урунтаева. -2-е изд., перераб. и доп - М.: Академия, 2000. -408с.; 22см. -(Педагогическое образование).
35.Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
36. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: Учеб. пособие/Под ред. И.В. Дубровиной. -5- изд. М.: Академия, 1999. -96с.
37.Станкин, Михаил Иосифович. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики: Учеб. пособие/М.И. Станкин. -2-е изд., испр. -М. -Воронеж: МПСИ, 2003. -395с.
38.Столяренко, Людмила Дмитриевна. Психология и педагогика для технических вузов: учебник/Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. -2-е изд., доп. и перераб. - Ростов- на/ Д: Феникс, 2004. -511с.; 21см. -(Высшее образование).
39.Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие/В.Б. Успенский, А.П. Чернявский. -М.: Владос, 2003. -174с.;
40.Хрестоматия по возрастной физиологии: Учеб. пособие/Сост. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. -М.: Академия, 2002. -288с.
41. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные особенности усвоения знаний. - М.: Просвещение, 1966.- 442 с.
42.Яшнова О. Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования: [Анализ данных исслед. «Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников»: На вопр. анкеты отвечают учителя и учащиеся нач. кл.] // Воспитание школьников. - 2002. - № 8. - C. 35-39.
43.Использование материалов сайтов:
http://www.moskniga.ru
http://azps.ru
http://www.voppsy.ru
http://parent.fio.ru/index.php
3,000 руб.