Актуальность исследования: причин конфликта существует достаточно, одна из них может быть не развитые или слабо развитые эмпатические способности. Данная проблема считается недостаточно разработанной в современной психологической науке. Об этом свидетельствует тот факт, что имеется очень мало исследований воздействия данного феномена на социальное взаимодействие человека с его окружающим миром. Этим объясняется особая актуальность проблемы.
Гипотеза исследования: стиль поведения в конфликтных ситуациях обусловлен эмпатическими способностями у медицинских работников.
Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи эмпатических способностей со стилем поведения в конфликтной ситуации у медицинских работников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме конфликтного взаимодействия;
2. Изучить психологическую сущность понятий «эмпатии» и «эмпатических способностей»;
3. Осуществить эмпирическое исследование по диагностике эмпатических способностей и стиля поведения медицинских работников в конфликтных ситуациях;
4. Дать интерпретацию полученных результатов, разработать методические рекомендации.
Предмет исследования: психологическая сущность взаимосвязи эмпатических способностей со стилями поведения в конфликтных ситуациях.
Объект исследования: эмпатические способности и стиль поведения в конфликтной ситуации у медицинских работников.
Переменные исследования и их индикаторы:
а) независимые: эмпатические способности;
б) зависимые: характеристики стиля поведения в конфликтной ситуации.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод тестирования.
Диагностические методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В., методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса.
Методы статистической обработки: количественный анализ и качественный анализ результатов, описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена.
Научная новизна: существующий на сегодняшний день материал недостаточно полно раскрывают проблему эмпатических способностей медицинских работников и ее взаимосвязи со стилем поведения в конфликтной ситуации. Данное исследование призвано заполнить некоторые пробелы в психологической науке, посвященные исследованию эмпатии и конфликтному взаимодействию у медицинских работников.
Практическая значимость: эмпирические данные помогут разработать эффективные и способы модификации конфликтного поведения медицинских работников. Необходимо распространение результатов и теоретических данных в методические пособия для медицинских психологов, медицинских работников, для повышения их внимания и интереса к данной проблеме.
База эмпирического исследования: УЗ «16-я городская поликлиника».
3,000 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 7
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 10
1.1 Подход к изучению конфликта 10
1.2 Концептуальные подходы к эмпатии 15
1.3 Психологическая сущность эмпатических способностей и конфликтов 32
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 42
2.1 Построение и методы исследование 42
2.2 Эмпирическое исследование эмпатических способностей у медицинских работников 45
2.3 Эмпирическое исследование стратегий разрешения конфликтов у медицинских работников 48
2.4 Анализ полученных результатов 51
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н. Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания'людьми друг друга. - Краснодар, 1998. - С. 6-8.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
4. Басин Е. Я. Художественное творчество и эмпатия И Эстетический опыт и эстетическая культура. - М., 1998, - С. 50-56.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 - 352 с.
6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М: Информационный издательский дом, 1999, - 470 с.
7. Борисенко С. Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Ворошиловград, 1998. - 284 с.
8. Выговская Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19. 00. 07 / НИИ психологии. -Киев, 1999.-20 с.
9. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07 / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. - М., 1977. - 23 с.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005. — 464 с.
11. Джрназян Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп): Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 05 / Тбилис. гос. ун-т. - Тбилиси, 1984. - 29 с.
12. Диагностика межличностного взаимодействия: психодиагностический практикум / Авт.-сост. Л.В. Финькевич. – Мн.: БГПУ, 2003. – 42 с.
13. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
14. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования.-М.: Смысл, 1998.-424 с.
15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2-х т. - Т. 1, — Психическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1998.-320 с.
16. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»). Ростов-н/Д: «Феникс», 1998.— 480с.
17. Ивасишин В. А., Джужа Н. Ф. Эмпатия как механизм социального развития личности. // Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов. - М: МГПИ, 1999.
18. Карамуратова Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе. Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07 / Тбилис. гос. ун-т. - Тбилиси, 1998. - 25 с.
19. Ковалев А. Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975.
20. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998.-287с.
21. Коптева С. И. Самопознание личности в процессе постижения художественных текстов // Сенсорно-перцептивные процессы в общей и педагогической психологии: Методическое пособие. - Витебск, 1998.
22. Коптева С. И., Лобанов А. П. Эмпатический метод как средство развития интеллекта, сознания и самосознания личности // Средняя школа в конце XX века: Матер, республ. науч. -практ. семинара. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999.-С. 40-42.
23. Коропулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О., Балабанова Л.М. Психологический словарь. Ростов-на-Дону. 2003. – 640 с.
24. Кушнерова С.Г. Эмпатия как эмоциональная основа развития креативности ребенка в общении. Отр. повышение квалификации раб. образ. Мн.1998 Вып.13ч.1 С241-224
25. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -288с.
26. Метельский Г. И. Проявление эмпатии у комсоргов студенческих групп // Педагогические проблемы социальной психологии. - Минск, 1979. - С. 83-88.
27. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. Т. К. Кругловой. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 144 с.
28. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Изд-во «Лыбидь», 1998. - 192 с.
29. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. Пер. с англ. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
30. Пашукова Т. И. Мотивирующая функция эмпатии // Исследование мотивационной сферы личности: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 1998.-С. 62-71.
31. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1999. - 174 с.
32. Пономарева М. А. Развитие эмпатии на уроках литературы // Народная асвета - Мн.: Беларуси Дом друку, 2003. -№8. -С. 61-63.
33. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
34. Прядин В.П. Методика изучения ответственности и эмпатии по результатам психомоторных действий. // Журнал практического психолога. - 1999. -N6.-С.29-32.
35. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Психология чувств. -Мн.: Харвест, 2002. -784 с.
36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исенивой. - М.: Прогресс, 1998. - 480 с.
37. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты/ Под. ред. В. К. Вилгонасаи Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.-С. 235-237.
38. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: Учебно-метод. пособие. - Минск: Ушверсiтэцкае, 1999. - 257 с.
39. Смит А. Теория нравственных чувств / Подгот. текста, коммент. А. Ф. Грязнова. - М.: Республика, 1999. - 350 с.
40. Сопиков А. П. Экспериментальная методика для исследования эмпатии к ощущениям партнера по общению. // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. - Краснодар, 1978. - С. 52-63.
41. Социальная конфликтология Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П.Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина, Т. Ф. Суслова / Под ред. А. В. Морозова. издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
42. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Пер. с англ. - Мн.: Фирма «Современный литератор», 1999. - 1407 с.
43. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07 / АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. - М., 1999. - 24 с.
44. Тимохина А. В., Борисенко С. Б. Исследования эмпатических возможностей старшеклассников и учителей // Психология — практике обучения и воспитания. Ч. I. М., 1998. С. 106 — 111.
45. Флейк-Хобсон К, Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 511 с.
46. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Психоаналитические этюды / Сост. Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского. - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - С. 422-480.
47. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Пер. с франц. / Общ. ред. А. Н, Леонтьева. - Вып. 5. - Мотивация, эмоции и личность. - М.; Аспект Пресс, 1998. - 284 с.
48. Davis M. Empatia о umiejetnosci wspotodczuwania, - Gdansk: Gdanskie wydawnictwo psychologiczne, 1999. - 270 s.
3,000 руб.