Введение
Проблема изучения личностных особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) - одна из наиболее актуальных в психологии и дефектологии. Актуальность обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Данный аспект усугубляется рядом проблем, имеющим место в Мурманской области: с одной стороны, ухудшение экологической ситуации, которое неизбежно влечет за собой увеличение числа детей с данной патологией, с другой, переход на новые формы медицинских услуг и уменьшение государственных дотаций для оказания бесплатной медицинской помощи - дорогостоящее лечение, в котором нуждается ребенок с церебральным параличом становится недоступным для большинства.
В сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что иерархия мотивов и потребностей личности как базальная ее характеристика плохо отражается в сознании, рефлексии, самоотчетах, и наиболее психологичным путем научного проникновения в действительные мотивы личности является анализ эмоциональных «меток» событий. С этих позиций предпринятое нами изучение эмоциональности при ДЦП не является самоцелью, а служит для проникновения в специфику личности и индивидуальности ребенка с данным видом патологии.
Анализ литературы по проблеме детского церебрального паралича показывает, что изучение этого вопроса до последнего времени ограничивалось в основном его ортопедоневрологическим аспектом (К.А. Семенова, И.М. Махмудова ; А.М. Журавлев, И.С. Перхурова и другие), тогда как психологический аспект данной патологии описан лишь в единичных работах (В.В. Лебединский , Э.С. Калижнюк , М.В. Ипполитова ). В то же время в клинической картине детского церебрального паралича как заболевания головного мозга выражены как неврологические, так и психические нарушения, наличие которых должно в равной степени учитываться при обосновании и проведении восстановительного лечения, а также при социально-психологической реабилитации больных.
Кроме того, детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности на формирование эмоциональной сферы. Учитывая, что эмоциональный фактор является базовым в адаптации к условиям внешней среды, изучение его имеет большое научное и практическое значение.
Вместе с тем, детский церебральный паралич представляет собой заболевание, при котором на грубую органическую патологию неизбежно накладывается воздействие социально-психологических факторов, обусловленных тем, что дети - инвалиды. Ведущая роль в психогенезе патологического развития личности принадлежит реакции на осознание и переживание дефекта, изоляции от общества сверстников, а также особому отношению окружающих к неполноценному ребенку.
Особенностью современного этапа развития проблемы детских церебральных параличей является реабилитационная направленность, что обуславливает необходимость изучения психического развития детей в раннем возрасте с целью своевременной коррекции различных нарушений, что крайне важно для обеспечения в дальнейшем успешности социально-психологической адаптации детей этой категории.
Объект исследования - дети с диагнозом детский церебральный паралич. Предмет исследования - эмоциональная сфера детей дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич.
Цель исследования: на основе клинического, психологического и социального исследования изучить особенности эмоциональной сферы ребенка с диагнозом детский церебральный паралич.
2,000 руб.
Введение 4
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
1.1 Исследование проблемы эмоций в психологической литературе 8
1.2. Теоретико-методологические исследования страха 17
1.3 Основные теории происхождения тревожности 24
1.4 Агрессия. Основные теории происхождения агрессивности 34
Развитие агрессивности в детском возрасте 42
Выводы по главе I 52
Глава II. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ 53
2.1. Детский церебральный паралич 54
Спастическая диплегия 56
Спастическая гемиплегия 56
Двойная гемиплегия 57
Агонически-астатическая форма 57
Гиперкинетическая форма 58
2.2. Роль биологических и социальных факторов в формировании эмоциональной сферы детей с церебральными параличами 60
2.3 Эмоциональные особенности детей с ДЦП 64
Выводы по главе II 75
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 77
3.1 Обоснование методов, процедуры и базы исследования 77
3.1.1 Программа и методы исследования 77
3.1.2 База эксперимента и экспериментальная выборка 90
3.2 Анализ и обсуждение результатов 90
3.2.1. Сравнительное изучение особенностей эмоциональных проявлений у детей с двигательной патологией и здоровых детей 91
3.2.2 Анализ влияния различных факторов на особенности эмоциональной сферы детей с ДЦП 103
Выводы по главе III 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 141
2,000 руб.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.
2. Андрусенко В.А. Социальный страх - Свердловск, 1991.
3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал - 1992. - № 5. - С. 120-131.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал - 1992. - № 5. - С. 120-131.
5. Бадалян Л.О. Невропатология - М., 1982.
6. Басс А. Психология агрессивности. — СПб., 2001.
7. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека - Л., 1988.
8. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб., 1997.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) — М., 1968.
10. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при ДЦП - Л., 1986.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения - М., 1990.
12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб., 1999.
13. Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. псих, наук. - М., 1995.
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) - М., 1984.
15. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
16. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной - М., 1982.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6- ти т. - М., 1960. — Т.5.
18. Гаспарова Е. Страхи у детей // Дошкольное воспитание. -1991. - № 3. - С. 75-80.
19. Детский церебральный паралич / Под ред. П.Я. Фищенко - Л., 1974.
20. Детский церебральный паралич / Под редакцией П.Я. Фищенко - Л., 1974. Жезлова Л. Детские страхи // Семья и школа. - 1983. - № 7. - С. 30-41.
21. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.
22. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра психол. наук. - Л., 1991.
23. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 1982.
24. Зейгарник Б.В. Патопсихология, - М., 1976.
25. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Альманах «Исцеление». — М., 1993. — С. 41-65.
26. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.
27. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. - М., 1980.
28. Калижнюк Э.С Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Методические рекомендации. - М., 1982. – С.17.
29. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации. - М., 1982.
30. Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми-дошкольниками, страдающими церебральным параличом и задержкой психического развития: Методические рекомендации. - М., 1978.
31. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – Киев, 1987.
32. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев, 1987.
33. Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги в школе и дома // Семья и школа. - 1988. - № 10. - С. 29 -38.
34. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьников. - 1990. - № 6. - С. 34-41
35. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревоги // Семья и школа. - 1988. -№9.- С. 27-29.
36. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М., 1985.
37. Кэннон У. Физиология эмоций. - СПб., 1997.
38. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985.
39. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964. - С.97 – 99.
40. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. - № 1. - С. 331-338.
41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
42. Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков. - Л., 1973.
43. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.
44. Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга - СПб., 1993.
45. Лурия А.Р. и современная психология: сборник статей памяти А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 1982.
46. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. АМН СССР / Под ред. В.И. Покровского. – М., 1991. – Т.2.
47. Мамайчук И.И. О взаимосвязи соматических и психических нарушений // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: Материалы науч. практ. конф. - Воронеж, 1982. - С. 106-114.
48. Мартене Р. Социальная психология и спорт. - М., 1979.
49. Мендоса Х.Р. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. псих, наук. - Л., 1990.
50. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. - М. 1995.
51. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. — М.. 1979.
52. Никифоров А.С. Болезни века - неврозы // Биология в школе. - 1996. - №2. — С. 9-14.
53. Особенности психофизического развития учащихся специальных щкол с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.А. Ипполитовой. - М., 1985.
54. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой - М., 1996.
55. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой - М., 1996.
56. Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.
57. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.
58. Радугин А.А. Психология: учеб. пособ. для высших учебных заведений. — М., 2001.
59. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. - М., 1983.
60. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., 1979.
61. Родовые повреждения головного и спинного мозга у детей / Под ред. А.Ю. Ратнер. - Казань, 1975.
62. Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии. / Отв. ред. Е.В. Шорохов. — М., 1976.
63. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
64. Семенова К.А., Штеренгерц А.Е., Польской В.В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. -К., 1986.
65. Семенюк Л.М. Агрессия. - М., 1998.
66. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Методич. рекомендации в помощь педагогам-практикам. - М., 1991.
67. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.,1970. Прихожан А.М. Тревожность и страх младших школьников // Руководство практического психолога / Под ред. А. Дубровиной. — М., 1995.
68. Скворцов И.А., Осипенко Т.Н., Дедов Н.П., Ночевка Л.А. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Медицинская наука и практика - детям инвалидам. -М., 1999.
69. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М., 1997.
70. Спиваковская А.С. Профилактик детских неврозов. - М., 1996.
71. Стельмах С.А. Проблемы психологического обеспечения деятельности дошкольных учреждений. / Проблемы совершенствования деятельности дошкольных учреждений. - Ульяновск, 1997.
72. Стресс и тревога в спорте // Междунар. сборник научн. статей. - М., 1983.
73. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста - М., 1989.
74. Фрейд 3. Я и Оно. - Тбилиси, 1991.
75. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.
76. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. - М., 1978.
77. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
78. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб., 2001.
79. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 1981.
80. Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1993.
81. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966
82. Якулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1996.
2,000 руб.