Актуальность темы исследования:
Большинство проблем, которые возникают в обучении, связаны с функцией внимания и организации своей деятельности, поэтому исследования механизмов внимания трудно переоценить. Знание особенностей произвольного внимания является необходимым условием создания последовательной системы формирования произвольного внимания у младших дошкольников с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты изучения произвольного внимания у младших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2.Провести эксперимент и проанализировать его результаты;
3.На основе изучения и анализа специальной литературы разработать методические рекомендации по развитию произвольного внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: произвольное внимание младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы и методики:
Теоретический (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
Эмпирический (эксперимент);
Количественный и качественный анализ с использованием методов математической статистики.
База исследования: ДОУ № .
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произвольного внимания 5
1.1. Характеристика произвольного внимания 5
1.2. Развитие внимания в онтогенезе 11
1.3. Особенности внимания детей с общим недоразвитием речи 14
Глава 2. Изучение особенностей произвольного внимания младших дошкольников с ОНР III уровня 18
2.1. Методики и организация исследования 18
2.2. Данные эксперимента 19
2.3. Анализ полученных результатов 22
Глава 3. Методические рекомендации по развитию произвольного внимания младших дошкольников с ОНР III уровня 23
3.1. Упражнения для развития произвольного внимания детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 23
3.2. Логоритмические упражнения как средство развития произвольного внимания дошкольников с общим недоразвитием речи 28
3.3. Конспекты занятий по логоритмике для младших дошкольников с ОНР 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 40
1,200 руб.
1. Ананьев Б.Г. Внимание школьника. - М.-Л.: издательство АПН РСФСР. 1964. - 12с.
2. Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ. – М.: Прогресс. 1977. – 412 с.
3. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. – М.: Педагогика, 1973. – 216 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собрание сочинений: В 6-ти т. Том 4. - М.: 1978. – 129 с.
5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика. 1972. - 162с.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 560 с.
7. Детская психология / Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика. 1984. – 454с.
8. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. - М.: 1951. - 33с.
9. Добрынин Н.Ф. Внимание и память. - М.: 1958. – 65 с.
10. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. - Мн.: Народная асвета. 1974. - 64с.
11. Ересь Е.П.. Внимание и его организация в процессе обучения. - Мн.: 1971. -20с.
12. Жеребцов С.Н. К проблеме психологии познавательной активности // Адукацыя выхавання.- 1996.- № 6.- 49-52с.
13. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 2. /В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея. 2004. - 368 с.
14. Коломинский Я.Л., Панько Е. А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер. 2004. — 480 с.
15. Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними //Дефектология. — 1995. — № 6. – С. 34-42.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО. 1997. - 456 с.
17. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию. – М.: Издательство Московского университета. - 1976. – 396 с.
18. Лобанов А.П. Психология когнитивных процессов: Учебное пособие. – Мн.: ОО ЦРТО Диаль. 2006. – 240 с.
19. Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. // Дефектология. – 1986. - № 2. – С. 3-24.
20. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. //Вопросы психологии. - 1982. - № 4. – С. 5-17.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Знание. 2000. – 456 с.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
23. Общая психология. В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. Под ред. Богословского В.В. и др., - М.: Просвещение. 1981. – 383 с.
24. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М.: Первое сентября. 2004. – 276 с.
25. Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: 2005. - 858с.
26. Психология внимания: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.К. Камарова. – Гродно: ГрГУ. 2002. – 124 с.
27. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под общей ред. Реана А.А. - СПб.: Питер. 2003. – 416 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. 2006. – 713 с.
29. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Педагогика. 1997. – 384 с.
30. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб.: Питер. 2002.- 422 с.
31. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. Издательство - М.: 1958.-128с.
32. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. - М.: Альфа, 1993.— 103 с.
33. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М.: Логос. 1992. – 242 с.
34. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
35. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: Академия. 2001. – 352 с.
36. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога./ Г. А. Широкова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс: 2006. – 382 с.
1,200 руб.