Введение
Содержание
Заключение
Литература
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородичем и др. «Связная речь, – подчеркивал Ф.А. Сохин, – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.Люблинская, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Исследования связной речи (Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, Р.И.Лалаева, Д.Ю.Бойков) показали, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения, как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование, страдает в большей мере, чем языковое оформление.
Поиск наиболее оптимальных путей коррекции нарушений связного речевого высказывания детей с общим недоразвитием речи представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка (И.Т.Власенко, В.А.Ковшиков, Е.Ф.Соботович, О.Н.Усанова, С.Н.Шаховская и др.). Несформированность речевых и неречевых психических функций не может не отразиться на такой сложной деятельности, какой является учебная деятельность по овладению орфографическими умениями и навыками.
В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития речи у детей с ОНР в целом и развития связного речевого высказывания в частности, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, что и обуславливает выбор темы нашего исследования «Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи».
Целью нашего исследования стало выявление особенностей развития связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР.
Предмет исследования – процесс формирования связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР.
Объектом нашей работы являются связная речь детей с ОНР.
Гипотеза исследования:
Опираясь на определенную цель и гипотезу, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.На основании проведенного теоретического анализа научной психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования дать характеристику понятию связной речи, выявить особенности развития связной речи детей в норме и с ОНР;
2.рассмотреть особенности коррекционной работы по устранению ОНР;
3.провести экспериментальное исследование особенностей связной речи детей с ОНР и сравнить с показателями детей без речевых нарушений;
4.подобрать и апробировать методику развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста;
5.выявить динамику развития связной речи детей с ОНР после проведения формирующей работы средствами контрольного эксперимента.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов: теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; эмпирические: проведение методик логопедического обследования, наблюдение, анализ речевых показателей детей.
В написании работы, мы опирались на труды таких известнейших логопедов, как Жинкин Н.И., Волкова Л. С., Правдина О. В., Глухов В.П., Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н., Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., Якубинский Л.П. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование развития связной речи у дошкольников старшего возраста 6
1.1 Развитие связной речи у дошкольников в норме 6
1.2 Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР .9
1.3 Коррекционная работа по устранению ОНР 11
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития связной речи у дошкольников с ОНР 17
2.1 Организационный и констатирующий эксперимент 17
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 18
Глава 3. Формирующий и контрольный эксперименты 25
Заключение 35
Список литературы 38
Приложения 41
1,200 руб.
Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.Люблинская, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Обобщая материал по изучению состояния связной речи можно сделать следующие выводы:
1.Дети с ОНР испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок; составлением рассказа-описания; рассказа из личного опыта; составлением рассказа с элементами творчества.
2.Итоги выполнения заданий всех серий позволили в качестве основных причин несформированности умений и навыков связной речи выделить нарушение двух видов операций механизма речепроизводства: операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.
Нарушение операций первого вида прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста, устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий, находить и развивать замысел (тему сообщения). Несформированность этих операций ведет к нарушению смысловой цельности речевых высказываний.
Нарушение операций второго вида прослеживается в несформированности: лексико-синтаксического оформления предложений, выбора слов, преимущественно глагольной лексики, выбора средств межфразовой связи. Несформированность этих операций приводит к нарушению связности речевого сообщения.
На основании теоретического анализа научной психолого-педагогической и дефектологической литературы по исследуемому нами вопросу формирования связной речи у детей с ОНР мы рассмотрели основные аспекты по проблеме исследования: проблема связной речи в современной научной и методической литературе, формирование связной речи у детей с нормальным и нарушены речевым развитием, после чего подобрали диагностические методики по оценке уровня сформированности связной речи у экспериментальной группы дошкольников с ОНР и контрольной группы детей с нормальным развитием. Мы выяснили, что у детей с ОНР уровень развития компонентов связной речи ниже, чем у детей с нормальным психическим развитием, что указало на обоснованную необходимость подбора коррекционной работы по развитию связной речи и формированию связного речевого высказывания.
После проведения экспериментальной части нами была подобрана методика, способствующая развитию умений пересказывать тексты и составлять рассказы – описания. Данная методика включали серию занятий, которые необходимо было чередовать друг с другом и остальными занятиями на развитие связной речи, согласно перспективному плану специализированного логопедического центра для детей с нарушениями речи. Благодаря целенаправленной работе по обучению детей пересказам текста и составлению описательных рассказов мы заметили положительную динамику в развитии связной речи у детей с ОНР, что подтвердилось при повторном обследовании уровня развития связной речи по первоначально подобранным методикам у экспериментальной группы детей с нарушением речи. Таким образом, мы можем говорить об эффективности подобранной нами коррекционной программы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи 2 уровня.
Следовательно, в нашей работе была достигнута первоначальная цель и выполнены поставленные задачи. В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что при обследовании речи детей с общим недоразвитием речи будут выявлены серьезные нарушения связного речевого высказывания, показатели детей с ОНР будут ниже, чем у дошкольников в норме, что определит необходимость подбора и проведения работы по коррекции нарушений связного речевого высказывания. После проведения правильно подобранной работы по развитию связной речи, коррекции нарушений связного речевого высказывания, выявленные нарушения, как мы выяснили, нивелируются.
1,200 руб.
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая кн., 1999. – 621.
2.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 48с.
3.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. - М., 1977.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
5.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж. 1995.
6. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1975.
7.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова. М: Просвещение, 1968.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
9.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
10.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
11.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей с ОНР: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999.
12.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. - М., 1966
13.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
14.Кольцова М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.- С.5.
15.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
16.Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983
17.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 304 с.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
20.Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с.
21.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
22.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. - М. : АСТ : Астрель: Транзиткнига, 2006. - 159 с.
23.Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Е.Н. Кутепова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.- М.: РУДН, 2007. – 91 с.
24.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г
25.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г – 200с.
26.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
27.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
28.Правдина О. В. Логопедия. – М., 1969
29.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001, 625с.
30.Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997
31.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М. 1964 г., 148с.
32.Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. Издатель –Ювента. М., 2007
33.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста", М., 1977.
34.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993.
35.Худенко Е.,Шаховская С, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995.
36.Хрестоматия по логопедии в 2х томах: т.1 - 560с., т.2 - 656с /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с.
37.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. с.30-31
38.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение. 1989.
39.Эльконин Д.Б. Послесловие к 4-м томам Собрания сочинений Л.С. Выготского. М., 1984.
40.Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. М., 1923.с.118-119
1,200 руб.