Поэзия Гесиода ведет нас из мира гомеровских героев сразу в трезвый мир действительности, который прежде всего ставит человеку задачу старательно упорядочить свое отношение к соседям и богам.
Уже во времена «гомеровской Греции», отображенные в поэмах Гомера эллины оперируют, в частности, такими понятиями, как дике (правда, справедливость ), темис (или фемис - обычай, обычное право ), тиме (честь, почетное право-притязание), номос (закон). Божественная по своей природе справедливость выступала в качестве объективного основания и критерия правового.
Положение о единых корнях и основах справедливости и закона Гесиод изображает в своих поэмах «Теогония» и «Труды и дни» следующим образом: Справедливость (Дике) и Благозаконие (Эвномия ) - две сестры-богини, являющиеся дочерьми верховного олимпийского бога Зевса и богини правосудия Фемиды. Справедливость у Гесиода, как и у Гомера, противопоставляется силе и насилию. Как дочь верховного бога Зевса (олицетворения всего божественно-совершенного) и Фемиды (олицетворения вечного, естественного порядка), Дике охраняет божественную справедливость и карает за отступления от нее.
Порча нравов людей и их отход от божественных справедливых установлений приведет, по словам Гесиода, к тому, что «правду заменит кулак», «где сила, там будет и право». Такую подмену Гесиод клеймил как извращение представлений о праве и справедливости.
Реферат посвящен анализу отличий нравственной позиции Гесиода от морали гомеровского эпоса.
750 руб.
Введение 3
Глава 1. Дидактический эпос Гесиода 4
Глава 2. Социальная проблематика и нравственная позиция Гесиода 7
Глава 3. Основа мировоззрения Гесиода 10
Заключение 11
Список использованной литературы 13
750 руб.
Характеризуя правовые идеи Гесиода, Эрнст Кассирер писал: «Прежде всего благодаря идее права эпос приобрел новый облик. Идея права вдохнула в эпос новую жизнь, она дала ему такой личностный характер, который еще отсутствовал у Гомера».
Причина влияния Гесиода на соотечественников заключается не в его поэтическом даровании, а в значительности его сюжетов и в возвышенности сил, появление и уничтожение которых он описывает. У Гесиода не было достаточной поэтической мощи, чтобы собрать в одно законченное целое то множество фигур, которые были или плодом его собственного вымысла, или заимствовались им из старых гимнов или устных преданий.
Гесиод не стремится ни к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений, он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом сдвиге, происходившем в период распада родового общества.
Античная критика, отмечая в произведениях Гесиода некоторую сухость изложения (особенно в «каталогических» частях), высоко ценила воспитательное значение его поэм. Геродот утверждал, что Гесиод и Гомер «составили для эллинов родословную богов, снабдили имена божеств эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия и начертали их образы». Восхваление мирного труда у Гесиода дополняло, в глазах древних, воинскую героику Гомера. С другой стороны, противопоставление Гомера и Гесиода нашло выражение в легенде о «состязании» между обоими поэтами, на котором присутствовавшие эллины отдали предпочтение Гомеру, а царь Панед, председатель состязания, «увенчал Гесиода, сказавши, что победа по праву принадлежит тому, кто призывает к земледелию и миру, а не тому, кто повествует о войнах и побоищах». Однако произведения Гесиода не могли соперничать с гомеровским эпосом ни по силе, ни по длительности своего влияния, и легендарный Панед вошел в позднейшую греческую пословицу, как воплощение слабоумия.
Около 700 года в Греции так любили гомеровские песнопения, что даже поэт, желавший дать что-нибудь новое, должен был по форме приблизиться к этому первообразу. Так, размер стиха, язык и способ выражения, даже подражание отдельным местам - все это объясняется влиянием поэзии Гомера, что тем более удивительно, чем резче бросается в глаза контраст песен Гесиода с героическим эпосом. Разница между легко живущими ионийцами и положительными, но прозаичными беотийцами проявляется здесь самым наглядным образом. Прекрасное сияние, преображающее действительность, и жизнерадостное мировоззрение гомеровских богов и людей находились далеко за пределами ограниченного кругозора этих мелких земледельцев.
Музы Гесиода, предостерегая его, возвещают ему, что они также умеют сообщать много ложного, но похожего на правду. От этого хочет он предостеречь своих соотечественников, и этим самым он заявляет справедливое требование, чтобы к нему не прикладывали мерки Гомера. Чистосердечный тон, которым он одинаково серьезно говорит как о мельчайших потребностях ежедневной жизни так и об отношении людей к богам, забота о беспутном брате, добросовестность, с которой он перечисляет поколения богов, - всего этого не следует забывать ради сухости, неоспоримо присущей многим частям его произведений. Поучительный тон, который действительно не имеет ничего общего с истинной поэзией, зависел от сюжетов и целей поэта. Но и в них заметна оригинальная печать его духа: обширные области поэзии, плодотворно развившиеся впоследствии, - религиозная и житейская дидактическая поэзия, мудрые изречения и басни - обязаны ему своим появлением в литературе; да и начало прозы примыкает не к гомеровской, а к гесиодовой школе
750 руб.
1. Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. - Минск - М.. 2000.
2. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М.: Гардарики. 2003.
3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы 2 изд. - М.: Просвещение. 1959.
4. Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод, пер. с венг. - М.: Иностранная литература. 1956.
5. Чанышев Н.А. Философия древнего мира. Серия: История философии. – М.: Высшая школа. 2003.
750 руб.