Введение
Содержание
Заключение
Литература
Активизация познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе является большой и комплексной проблемой в современной теории и практики, как педагогики, так и психологии.
В современных условиях одной из важнейших социально-педагогических задач является воспитание познавательной активности учащихся. Данная проблема во все времена находилась в сфере внимания педагогической, социологической и философской мысли.
Значительное влияние на теоретическое и практическое решение названной проблемы оказали работы М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я.Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, Т.И.Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Важное значение в понимании сущности познавательной активности и самостоятельности и средств ее формирования имеют исследования проблем развивающего обучения (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Л.Б. Ительсон, С.Г. Костюк, Д.Б. Эльконин); совершенствования методов обучения (Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, И.Ф.Харламов); его организационных форм (Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук); психологических механизмов управления учебной деятельностью (П.Н.Гальперин, Т.А.Ильина, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); способов формирования познавательных потребностей и ценностных ориентации школьников в обучении (В.С. Ильин, А.К. Маркова, Ю.В. Шаров).
Психолого-педагогические исследования создали основу для получения качественно новых знаний о познавательной активности школьников и обусловили возможность ее определения как деятельностного отношения человека к миру, способность к преобразованию материальной и духовной среды, наиболее полно проявляющиеся в творческой деятельности.
Над исследованием путей, методов, средств и способов формирования активной познавательной деятельности обучаемых работали В.И. Загвязинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, В.Т. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.
Необходимость исследования проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников вытекает из особенностей построения учебного процесса в школе. Во-первых, усложнились задачи образования. Во-вторых, произошло значительное усложнение содержания образования. В связи с этим обострилась задача развития мышления учащихся и обучения их учебным умениям, рациональным приемам познавательной деятельности.
К сожалению, часть учителей, работающих сегодня в школе, не умеет возбуждать, поддерживать и развивать познавательный интерес у школьников.
В большинстве случаев познавательный интерес развивается учителем только как средство организации учебного процесса, как побудитель познавательной деятельности. Не выдержана тенденция к поиску путей формирования интереса к познанию в младшем школьном возрасте.
Важность этой проблемы очевидна и в связи с падением интереса школьников к учению в массовой школе в том числе и в начальной. Специально организованные исследования ученых констатируют, что познавательный природный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться.
Таким образом, проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе в настоящее время стала важной проблемой не только дидактики, но и методики.
Педагогами и методистами, исследовавшими проблему активизации познавательной деятельности учащихся, было сделано много полезного для практики обучения и выдвижения новых дидактических идей. Все это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время накоплены обширные данные по вопросам психологии учения, использования различных способов активизации познавательной деятельности. Но в настоящее время недостаточно внимание уделяется вопросам разработки принципа активности в обучении младших школьников на уроках иностранного языка с помощью аудио-визуальных средств. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.
Объект - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка с использованием аудиовизуальных средств.
Цель исследования – рассмотреть развитие познавательной активности младших школьников с использованием аудиовизуальных средств.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- определить сущностные характеристики познавательной активности младших школьников на уроке;
- описать особенности развития познавательной активности младших школьников на уроке;
- рассмотреть применение аудио-визуальных средств в качестве обеспечения активизации деятельности младших школьников на уроке;
- описать Аспектывиды аудиовизуальных средств и их использование на уроке иностранного языка;
- провести опытно-экспериментальную работа.
Гипотеза: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников будет проходить более эффективно, если:
- при отборе средств, методов, форм организации учитель будет придерживаться принципа активности в обучении;
- будет правильное сочетание активных методов и приемов обучения;
- преподаватель будет использовать разнообразные виды аудиовизуальных средств.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников 6
1.1. Сущностные характеристики познавательной активности младших школьников на уроке 6
1.2. Особенности развития познавательной активности младших школьников на уроке 18
1.3. Аспекты 24
Глава 2. Пути развития познавательной активности младших школьников на уроке при использовании аудиовизуальных средств. 38
2.1. Виды аудиовизуальных средств и их использование 38
2.2. Опытно-экспериментальная работа 45
Выводы 62
Литература 65
3,000 руб.
В современных условиях, характеризующихся небывалой новизной и темпами происходящих перемен, плюрализма целей, оценок, взглядов, точек зрения понятие "познавательная активность и самостоятельность" меняется, преобразуется, наполняется новым содержанием. Особую значимость приобретает гуманистический контекст ее содержательной структуры и условий формирования. Значение системообразующего, интегрирующего основания познавательной активности и самостоятельности приобретают ценности и ценностные ориентации. Именно они определяют направленность личности, ее ориентацию в жизни, во всех областях бытия, поведении, деятельности, понимание человеком окружающей действительности и самого себя, содержат принципы оценки отношения к миру и миру других людей, являются идеологической детерминантой его познавательной деятельности. В этом контексте приоритетным фактором формирования познавательной активности и самостоятельности являются аксиологические, ценностно-целевые структуры иноязычного содержания образования.
Дидактические условия, при которых аксиологические основания иноязычного содержания образования становятся действенным фактором формирования познавательной активности и самостоятельности, заключаются в следующем:
- ценностные аспекты содержания образования становятся предметом специального внимания и осознания учащимися;
- осознание идет через систему решения проблемных задач, активизирующих мыслительную деятельность младших школьников (наблюдение, анализ, обобщение, перенос сформированных ценностных ориентации в новую познавательную ситуацию на уровне межпредметных связей и др.);
- учебная деятельность организуется как диалог учащегося с учителем, самим собой и другими учащимися на основе сотрудничества, по преимуществу, в непосредственном общении;
- межпредметные связи осуществляются на уровне методов познания, что предполагает системность и генерализацию учебного материала;
- создается эмоциональный фон познавательной деятельности, ориентированный на свободу выбора решений, высказываний, идей, оценочных суждений учащимися.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направленно не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
В своей работе мы рассматриваем активность в учении не как просто деятельностное состояние учащихся, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. На уроке преподаватель специально создает условия и использует систему средств, реализация которых обеспечивает активизацию учения, т.е. мобилизацию интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащегося. От выбора методов, приемов, средств активизации и условий обучения зависит уровень познавательной активности учащихся, т.е. качество их познавательной деятельности. Поэтому в теоретической части нашего исследования большое внимание уделяется методам и приемам, направленным на активизацию познавательной деятельности студентов. Активные методы и приемы способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования.
3,000 руб.
1. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В. М. Вергасов, 174,[1] с. ил. 21 см, 2-е изд., доп. и перераб. Киев Вища шк. 1985
2. Аширова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения // педагогика. - 1993. - №5. - С.49-53.
3. Барышникова З.А. «Актуальные проблемы современного образования в контексте исторических знаний: Программа спецкурса». М., 1997.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989
5.
6. Горбачева В.Ф. Система управления процессом обучения // Специалист. - 1996. - №6. - С.26-30.
7. Гореликова А.П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г
8. Горшкова В.В. Все начинается с лекции //Специалист. – 1997. - №11. – 29с.
9. Гузеев В.В. Как построить рейтинговую систему оценок //Школьные технологии. - №6. – 1996. - С.53-63.
10. Гузеев В.В.Технология проблемного семинара: синтез «мозгового штурма» и творческой дискуссии //Школьные технологии. 1998. - №1. - С. 51-56.
11. Дахин А.Н. Педагогический мониторинг: концепция и применение //Школьные технологии. - 1997. - № 3. - С.39-42
12. Демкин В. Дистанционное обучение и мультимедиа.- Высшее образование в России.-1998
13. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983.
14. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку.-М.,1989
15. Коростылева Л. А., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. - СПб., 1996. - 33 с.
16. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. – М.: 1981
17. Малштейн Л.К. Формы активного обучения: Учеб. пособие для слушателей ФПК. – Свердловск: СИПИ, 1991. – 76с.
18. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка.-Минск,1997
19. Мартиросян Б. П. Воспитание познавательной активности младших школьников //Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и молодежи//: Материалы научно-практической конференции М.: ИП и ПК РАО, 1994. С. 81-85.
20. Мартиросян Б. П. Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников// Образование в современном обществе: Сборник научных трудов - М.: МГПУ 1998 г. С.59-65.
21. Мартиросян Б. П. Проблемы современного образования.// Формирование у школьников познавательной активности: Сборник научных трудов - М.: МГПУ 1999 г. С. 63-64.
22. Методы активизации познавательной деятельности студентов Сб.ст.по пробл.высш.шк. Отв.ред.С.И.Дуров, Новочеркасск: Новочерк.техн.ун-т, 1993
23. Матвеева Т. С. Развитие познавательной активности учащихся на основе организации их проблемно-поисковой деятельности: Монография. Чебоксары, изд-во управления статистики Чувашской республики, 2000. - 193 с.
24. Матвеева Т. С. Активизация проблемно - поисковой деятельности учащихся на образно-наглядной основе: Учебное пособие. Чебоксары, 1999. - 67 с.
25. Матвеева Т. С. Проблемные задачи как средство организации проблемно-поисковой деятельности учащихся в обучении: Учебное пособие. Чебоксары, изд-во управления статистики Чувашской республики, 1999. - 49 с.
26. Матвеева Т. С. Формирование приемов учебной деятельности в проблемно-поисковой работе учащихся / Сб. тез. научи.- практ. конф. «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» Казань, 2000. - 0,2 п.л.
27. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование.- М.; Педагогика, 1980
28. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Роспедагенство, 1996. - 268 с.
29. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. – М.: Высш. школа, 1990.
30. Телицына Г. В. Теоретические предпосылки формирования познавательной активности учащихся основной школы при изучении естественно-научных дисциплин. (Материалы научно-практической конференции.) Старооскольский ИУУ, Ст. Оскол, 1998., - с. 1- 35.
31. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Педагогика, 1990.
32. Устьянцева Л.Д. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа и управление качеством знаний. Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1998. - 70с.
33. Allan, M. Teaching English with Video. - Longman, 1986
34. Cooper, Richard; Lavery, Mike; Rinvolucri, Mario. Video. - Resourse Books For Teachers - Oxford University Press, 1996
35. Freebairu, Brian and Ingrid. Video Teaching Tips - Longman, 1996
36. S. Stempleski. Using Video in the Classroom - Teachers College, Columbia University, N-Y, 1995.
3,000 руб.