Актуальность. В настоящее время наибольшую остроту приобрели проблемы демократизации школы, повышения эффективности обучения и воспитания детей. Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Становление России как правового государства, в котором высшей ценностью должен являться человек, повышает роль образования.
Отличительной особенностью развития российского общества на современном этапе выступает стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей прогрессивные, творческие силы всего социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. В свою очередь, развитие этой идеи в общественном сознании неизбежно предполагает процесс реформ и инновационных изменений в системе образования, направленных на возрождение исторически сложившихся национально-отличительных форм образования. Нельзя не отметить чрезвычайно важную роль земств в становлении российской национальной школы.
В составе многогранной деятельности земства значимое место занимали и мероприятия образовательного и просветительского характера, осуществляемые в народной среде. Внимание земства к данной проблеме базировалось на понимании того, что показатели социально-экономического развития государства и уровень образованности его граждан находятся в состоянии взаимозависимости и взаимообусловленности. В изданиях земств рубежа ХIХ - начала ХХ вв. содержится целый ряд высказываний, подтверждающих данный вывод: "... земство во главу угла... деятельности ставит народное образование... Без него немыслимо провести в жизнь широкие начинания в деле народного благосостояния"
Достижение поставленной цели было осложнено воздействием таких негативных факторов как низкий уровень грамотности населения, его неоднозначное отношение к обучению, ограниченность собственных возможностей земства, в том числе материальных. Вместе с тем, в земской среде не только утвердилось понимание необходимости образовательных действий, но и предпринимались активные меры к их реализации. К началу ХХ столетия в Российских губерниях были заложены основы системы образования народа, тенденция количественного роста проявилась в отношении численности начальных училищ и воскресных школ, контингента их учащихся. Постепенно в сознании народа формировалось более позитивное отношение к школе, необходимости получения знания, что также явилось следствием действенной образовательной политики земства.
Изучение демократических тенденций в образовании в обозначенный хронологический период сопряжено с определенными трудностями. Теоретическая и практическая деятельность педагогов-демократов дореволюционной России изучалась с точки зрения критики ими существовавшего государственного строя. Исследований по развитию демократических тенденций в образовании царской России не проводилось.
История образования дореволюционной и послереволюционной России, по мнению ведущих исследователей теории и истории педагогики (В.И. Додонов, СФ. Егоров, З.И. Равкин), остается недостаточно изученной. В литературе, в том числе учебной, можно встретить различные, порой диаметрально противоположные оценки его состояния и перспектив развития. Многие вопросы, традиционно относящиеся к нашей области исследования, такие, как доступность образования, процессы децентрализации и общественного управления школой, а также история
3,000 руб.
Введение 1
Глава 1. Демократические тенденции управления школой в России 10
1.1. Демократизация общества и демократизация образования 10
1.2. Этапы формирования демократических традиций в педагогике 16
1.3. Роль земства в становлении российского образования 28
Глава 2. Земская школа в системе образования России 40
2.1. Предпосылки развития общественных и педагогических идей национального образования 40
2.2. Практическое воплощение идей национальной школы 49
2.3. Становление земской школы 58
Глава 3. Просветительская деятельность земства и его роль в становлении национальной школы 66
3.1. Формы просветительской деятельности земств 66
3.2.Поиск практических путей реализации идей национальной школы и роль земства 100
Заключение 109
Список использованной литературы 113
3,000 руб.
Подводя итог исследования, считаем необходимым выделить следующее:
1. "Великие реформы" 60-х годов XIX века безвозвратно разрушили традиционные, складывающиеся на протяжении веков социальные отношения между сословиями. Отмена крепостного права превратила две трети населения страны в юридически свободных граждан.
Развитие идеи русской национальной школы в России начала ХХ века происходило в контексте изменения социокультурной ситуации.
Одним из главных моментов, характеризующих прогрессивное движение в области педагогики в эти годы, было участие земских сил в развитии народного образования.
Из реформ, проведенных в 60-70 годы XIX столетия, земская реформа имела большое общественное значение. Она охватила обширный круг вопросов хозяйственной и культурной жизни. Земства ведали строительством и управлением школ, больниц, дорог, благотворительных учреждений. Земства сделали удивительно много в короткий срок, располагая скудными финансовыми средствами.
История земств прямо связана со многими сторонами социально-экономического, общественного и культурного развития пореформенной России.
2. Собственно педагогическое обоснование идеи земской школы обеспечивается бурным развитием русской педагогической науки, базирующейся на идее общечеловеческого образования Н.И. Пирогова, педагогической антропологии К.А. Ушинского и педоцентризма Л.Н. Толстого. Первые отечественные ученые-педагоги доказали, что цель народной школы соответствует потребностям самого народа, а задачи, решаемые ею, формируются в зависимости от условий жизнедеятельности общества в конкретную историческую эпоху. Исходя из реалий жизни русского крестьянства, Н.А. Корф определяет основную задачу земской школы - подготовку гражданина к оптимальному существованию в условиях быстро меняющейся экономической, социальной и политической ситуации в стране.
3. Земское училище - народная школа - является педагогическим пространством, в котором в равной степени значимыми являются процессы обучения, воспитания и развития. Школа обеспечивает тот минимум образования, который необходим для гражданской, экономической и иной деятельности человека. Дальнейшее развитие личности связано, в первую очередь, с самообразованием, потребность в котором формируется в училище.
4. Устойчивый социально-педагогический статус земской школы обеспечивается реализацией функций обучения, воспитания, развития, социальной защиты детства и педагогического просвещения родителей и общины;
5. Попытки придать утилитаризму и грамматизму роль ведущих задач земской школы на разных этапах ее строительства оказались неудачными, т.к. вступили в противоречие с гражданской направленностью земского образования;
6. Содержанию образования выдвигаются адекватные методы и формы. При этом педагогическая наука в лице К.Д. Ушинского и его последователей формулирует тезис о том, что учебный процесс - это творческий труд учителя и учащихся, обусловленный влиянием ряда факторов. В недрах земской школы происходит рождение и становление частных методик, и, что особенно важно, методики родного языка;
7. Концепция земской школы эволюционирует вместе с поступательным развитием русского общества и педагогической науки. В течение полувека она модифицируется под влиянием этих двух факторов, а ее жизнеспособность обеспечивается соответствием менталитету русского народа.
3,000 руб.
1. Аннин. Свод главнейших законоположений и распоряжений о начальных народных училищах и учительских семинариях.- Спб., 1910, 380 с.
2. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. – 1998. - № 8. – С. 44-60
3. Александров В.А. Задача и организация школьного дела в уезде. 1882 год. Спб. 1883, -135 с.
4. Анастасьев А. Русская народная школа. – Казань, 1898, - 60 с.
5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - М., 1997. – 450 с.
6. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. - М., 1959. – 680 с.
7. Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М., 1982. – 495 с.
8. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М., 1990. – 315 с.
9. Борисов Н.И. Продолжительность курса в одноклассных земских школах Херсонской губернии (по результатам выпускных испытаний в 1896 г.). – Херсон, 1897, 72с.
10. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д, 1999. 210 с.
11. Богуславский М.В. Русская школа графа Игнатьева // Учительская газета. – 1993. – № 17. – С. 19.
12. Бунаков Н.Ф. В школе и дома. Книга для чтения, применяемая к преподаванию родного языка в начальных училищах. Ч.1-я. – Спб., 1892, 120 с.
13. Бунаков Н.Ф. К вопросу о всеобщем обязательном обучении в России // Русский начальный учитель, 1895, №10 С.45-54.
14. Васильчиков А.И. О самоуправлении. Т.2. – Спб., 1870. – 480 с.
15. Веселовский Б. История земства за 40 лет. – Т.1. – Спб, 1909, 724 с.
16. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 1999. – 560 с.
17. Вопросы истории педагогики. - М., 1973. – 495 с.
18. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. - М., 1978. – 380 с.
19. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974. – 350 с.
20. Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч., в 6-ти томах. - М., 1936. – 650 с.
21. Добролюбов Н.А. Избр. пед. соч. - М., 1986. – 480 с.
22. Доклады земской управы 50-му очередному уездному земскому собранию 1915 года по народному образованию с приложениями к ним. – Сердобск, 1915, 116 с.
23. Егоров С.Ф. Теоретические проблемы содержания обучения в общеобразовательной школе России конца XIX - начала XX веков. - М., 1985. – 280 с.
24. Егоров С.Ф. Основные проблемы дидактики в России XIX века. - М., 1982.
25. Жураковский Г.Е. Основные направления и тенденции в развитии педагогической науки конца XIX - начала XX веков. - М., 1980. – 315 с.
26. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. - М., 1951. Т. 2. – 540 с.
27. Иванов К.А. Очерки по методике истории. – Спб., 1908, 165 с.
28. Износков. Доклад директора народных училищ Казанской губернии о состоянии в 1880 году училищ, находящихся в ведении губернского и уездного училищных советов. – Казань, 1882, 15 с.
29. Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе // Педагогика. – 1990. – № 2. –С. 52-59.
30. Из истории дореволюционной мысли и школы. - М., 1974. – 225 с.
31. История педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1999. – 560 с.
32. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. – 128 с.
И далее - всего 83 источника
3,000 руб.