Актуальность темы работы. Стремительные изменения в России и во всем мире в конце XX - начале XXI века и связанные с ними положение граждан страны, состояние общества и государственных институтов, а также международных отношений обусловили широкий интерес к государственной политике обеспечения национальной безопасности.
Становление такой политики в России в первую очередь связано с поиском ею своей национальной идентичности и, соответственно, определением национальной стратегии развития, а также с происходящими в мире весьма противоречивыми процессами глобализации. Три из них непосредственно влияют на национальную безопасность: демократизация, экономизация и информатизация.
Демократизация современного мира необратимо меняет иерархию основных объектов национальной безопасности. На первое место в этой иерархии объективно выходит личность, на второе - общество, оттесняя государство на третье место и делая его в первую очередь инструментом защиты интересов личности и общества. Любая страна, претендующая на сколько-нибудь заметную роль в мировых делах, сегодня вынуждена строго соблюдать эту иерархию. Демократизация внешней среды, идущая пусть непоследовательно и противоречиво, никому не дает возможности безнаказанно попирать демократические нормы и процедуры, игнорировать интересы и права человека. Ни одно государство современного мира не может себе позволить одну политику внутри своих границ и принципиально другую - за ее пределами.
Экономизация, неуклонно ведущая к формированию единого мирового экономического пространства, делает нежизнеспособными модели национальной безопасности, основанные на изоляционизме, а интеграцию в это формирующееся пространство - единственно возможным способом эффективной защиты национальных интересов. Отказаться от интеграции - значит отказаться от полноценного развития. Но именно развитие является ключевой предпосылкой обеспечения национальной безопасности. Ни одно общество не может быть конкурентоспособным, не став частью мирового экономического пространства. Этот фактор помимо всего прочего определяет приоритетность геоэкономических механизмов обеспечения национальной безопасности по сравнению с геополитическими и геостратегическими, поскольку именно геоэкономика становится приоритетом мирового развития.
Информатизация, формирующая единое мировое информационное пространство, создавая глобальное сетевое общество, открывает гражданам охваченных ею стран доступ ко всем материальным и духовным благам, умножает интеллектуальный ресурс. С другой стороны, информационные технологии не являются абсолютным благом: они создают новые возможности для контроля и манипуляции массовым сознанием во внутренней политике и новые эффективные средства межгосударственного противоборства, а, следовательно, и новые угрозы национальной безопасности.
Таким образом, последствия глобализации для обеспечения национальной и международной безопасности весьма противоречивы. Она создает как новые, невиданные ранее возможности для развития и процветания различных стран, так и новые, крайне опасные вызовы и угрозы. Для России, находящейся в стадии социально-экономической трансформации, и одновременно сохраняющей по объективным причинам преемственность своих не только региональных, но и глобальных интересов, все эти положения являются особенно важными и актуальными. Вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом выходят на первое место по важности в государственной политике.
Степень научной разработанности темы. С принятием Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» , а затем Конституции РФ государственная политика обеспечения безопасности в Российской Федерации приобрела чрезвычайно сложное и многогранное юридическое содержание. Как следствие, объектами системного исследования ученых-юристов в постсоветский период стали отдельные виды безопасности: общественная безопасность, личная безопасность, национальная безопасность, безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, чрезвычайная безопасность и др.
В частности, по проблемам государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и борьбе с терроризмом в последние годы опубликованы научные исследования таких авторов, как Бошук В.А., Воронов И.В., Игбаев И.К., Петрованов К.Г., Райгородский В.Л. Вопросам обеспечения социальной безопасности посвящены научные исследования Волошина С.В. и Фроловой Н.А. Вопросы обеспечения военной беопасности России в своем научном исследовании рассмотрел Золотарев В.А. Активно развивающемуся в последние годы направлению государственной политики в области обеспечения информационной безопасности посвящены научные работы Боера В.М. и Бусленко Н.И. Ставшим в последние годы наиболее актуальным вопросам государственной политики в области обеспечения экономической безопасности страны посвящены научные исследования Бабаева К.Н. и Напалковой И.Г.
Однако, комплексного научного исследования, посвященного в целом государственной политике обеспечения безопасности страны до настоящего времени не проводилось. Анализ научных точек зрения, сформировавшихся в юридической науке, позволяет сделать выводы об отсутствии до настоящего времени единого доктринального подхода к пониманию механизма осуществления государственной политики обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Цель исследования состоит в изучении механизма и основных направлений реализации государственной политики обеспечения безопасности в Российской Федерации.
В соответствии с названной целью в работе решаются следующие задачи:
- разработка понятийно-категорийного аппарата, раскрывающего юридическую природу безопасности как элемента правовой системы Российской Федерации;
- определение структуры государственных органов, реализующих государственную политику по обеспечению безопасности в Российской Федерации;
- определение понятия, сущности и специфики содержания государственной политики обеспечения безопасности в Российской Федерации;
- выявление особенностей механизма реализации отдельных направлений государственной политики в области обеспечения наиболее важных видов безопасности, в частности национальной, экономической, информационной и экологической.
750 руб.
Исходя из вышесказанного, представляется возможным определить государственную политику обеспечения безопасности как деятельность государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленную на защиту национальных интересов и ценностей и их приумножение. Однако обеспечение национальной безопасности в важнейших государственных документах по этому вопросу не ограничивается функцией защиты и не сводится к ней, а тесно связано, совмещено с идеей прогрессивного развития. В свою очередь, прогрессивное развитие в этих документах трактуется как демократическое, с одной стороны, и устойчивое - с другой. Государственная политика обеспечения безопасности, таким образом, оказывается тесно связанной со стратегией устойчивого демократического развития, является ее неотъемлемой частью и одновременно условием ее реализации.
В этой связи государственная политика обеспечения безопасности должна быть направлена не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по укреплению и развитию прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.
С каждым годом становится все более очевидной необходимость анализа государственной политики обеспечения безопасности в контексте стратегии развития. При этом в иерархии общегосударственных политических документов стратегия национального развития выступает по отношению к государственной политике обеспечения безопасности как более общий, а потому первоочередной документ.
Все более явной становится и необходимость разработки государственной ресурсной политики - и в целях обеспечения национальной безопасности, и в интересах стратегии развития. Именно хорошо продуманная и взвешенная ресурсная политика призвана обеспечить конкурентоспособность России как государства, национальной экономики, ее отдельных отраслей, отечественных частных компаний, инновационных систем и проч. в глобальном мире, что является одной из главных предпосылок национальной безопасности.
Серьезным пробелом в исследовании проблем государственной политики обеспечения безопасности является механизм (механизмы) ее реализации. К основным задачам в области обеспечения безопасности следует отнести выявление возможной формы систематизации законодательства в области государственной безопасности, формирование программы законопроектной деятельности, затрагивающей основные сферы государственной безопасности, разработку и принятие федерального закона «О государственной безопасности Российской Федерации», создание целостного нормативного правового обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в котором правовую основу получили бы такие аспекты, как сущность государственной безопасности, ее виды, угрозы ей, механизмы противодействия угрозам, порядок осуществления механизмов взаимодействия органов государственной власти при ликвидации угроз государственной безопасности; контроль деятельности органов государственной власти по обеспечению государственной безопасности; разработку ведомственных и межведомственных инструкций, планов и стандартов в сфере государственной безопасности.
Целесообразно законодательно утвердить минимально необходимые уровни расходов на безопасность страны. Требуют дальнейшей разработки технологии управления и организации обеспечения безопасности, а также механизмы межведомственного взаимодействия в чрезвычайных условиях.
Многообразие угроз определяет структурную сложность государственных органов в сфере обеспечения безопасности. Эффективность их деятельности достигается не столько их численностью и масштабностью, сколько соответствием их задач и функций реальным угрозам, правильному определению места и роли каждого структурного звена в решении общих задач.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) "О безопасности" // "Российская газета", N 103, 06.05.1992.
4. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" (принят ГД ФС РФ 25.01.1995) // "Собрание законодательства РФ", 20.02.1995, N 8, ст. 609.
5. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О Федеральной службе безопасности" (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) // "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269.
6. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О противодействии терроризму" (принят ГД ФС РФ 26.02.2006) // "Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
8. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" // "Российская газета", N 26, 09.02.1994.
9. Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" // "Собрание законодательства РФ", 29.04.1996, N 18, ст. 2117.
10. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 (ред. от 10.01.2000) "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // "Российская газета", N 247, 26.12.1997.
11. Указ Президента РФ от 21.04.2000 N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2000, N 17, ст. 1852.
12. Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 25.07.2006) "Об утверждении Положений о Совете безопасности Российской Федерации и Аппарате Совета безопасности российской федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 14.06.2004, N 24, ст. 2392.
13. Указ Президента РФ от 12.06.2006 N 601 (ред. от 19.06.2008) "Вопросы Межведомственных комиссий Совета безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 19.06.2006, N 25, ст. 2698.
14. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О Программе социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)" // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2001, N 31, ст. 3295.
15. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 09.09.2002, N 36, ст. 3510.
16. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)» // "Собрание законодательства РФ", 30.01.2006, N 5, ст. 589.
17. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2007 N 484-р «О Концепции Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" // "Собрание законодательства РФ", 30.04.2007, N 18, ст. 2248.
18. Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2008 N 74-р «О Концепции Федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2008, N 5, ст. 434.
19. "Основы пограничной политики Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.1996) // "Российская газета", N 213, 06.11.1996.
20. "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // "Российская газета", N 187, 28.09.2000.
21. "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. Президентом РФ 27 июля 2001 года) // СПС «КонсультантПлюс»
Научная и специальная литература, монографии, диссертации
22. Бабаев К.Н. Экономическая безопасность региона. (Политико-экономический аспект). Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - Кострома, 2000. - 126 c.
23. Боер В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России. (Теоретико-правовой аспект). Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. - С.-Пб., 1998. - 391 c.
24. Бошук В.А. Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Краснодар, 2006. - 217 c.
25. Бусленко Н.И. Политико-правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях демократических реформ. Дис. … докт. полит. наук: 23.00.02. - Ростов-на-Дону, 2003. - 439 c.
26. Волошин С.В. Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России. Дис. ... канд. юрид. наук: 23.00.02. - Ростов-на-Дону, 2006. - 168 c.
27. Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. - М., 2003. - 154 c.
28. Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы. Дис. ... докт. юрид. наук: 20.02.03. - М., 1999. - 688 c.
29. Игбаев И.К. Совершенствование современного российского законодательства в сфере обеспечения безопасности государственности (политико-правовое исследование). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Уфа, 2006. - 175 c.
30. Напалкова И.Г. Экономическая безопасность как политико-правовой институт. Научное издание / Науч. ред.: Баранов П.П. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005. - 28 c.
31. Петрованов К.Г. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации: политико-правовое обеспечение противодействия. Дис. ... канд. юрид. наук: 23.00.02. - Орел, 2005. - 187 c.
32. Райгородский В.Л. Национальная безопасность России: политико-правовые средства обеспечения. Монография / Науч. ред.: Баранов П.П. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 212 c.
33. Фролова Н.А. Идеология социальной безопасности и правовая политика государства: теоретический и исторический аспект. Монография. – М.: Изд-во ООО "АВА-БЕСТ", 2007. – 144 с.
34. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под общ. ред.: Ушаков В.Н.; Науч. ред.: Трунов И.Л.; Предисл.: Патрушева Н.П. - М.: Эксмо, 2006. - 592 c.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
35. Бергенева Д.М. Экологическая безопасность как часть национальной безопасности // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции. – М.: ТК Велби, 2006. С. 355-356.
36. Боброва Э.Г., Стахов А.И. Органы обеспечения безопасности как субъекты административного права // Закон и право. № 1. 2007. С. 77-78.
37. Гринько С.Д. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России // Аспирант и соискатель. № 2. 2006. С. 97-98.
38. Идрисов Р. К вопросу о роли государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. № 37. 2001. С. 171-179.
39. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности России: объекты и субъекты // Вестник Московского университета МВД России. № 2. 2006. С. 16-20.
40. Курбанов Р.Д. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и правовые основы ее деятельности // Вестник Московского университета МВД России. № 1. 2008. С. 44-46.
41. Рыбина С.Н. Юридические аспекты стратегии устойчивого экологического развития // Совершенствование деятельности правоохранительных органов. Сборник научных трудов. – Владимир: ВЮИ Минюста России, 2003. С. 39-44.
42. Тихон Е.А. Полномочия Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности как гарантия прав и свобод человека и гражданина в России // Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. – Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2006. С. 63-72.
750 руб.