Профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако их объединяет то, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов человека и соотнесения их с требованиями профессии.
Выбор профессии - это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта профессионального выбора. В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы его определяют. Это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии - наличием внешних и внутренних факторов профессионального выбора. Выбор профессии адекватный, если профессионально важные качества личности соответствуют требованиям профессии и трудовой деятельности.
Данной проблемой занимались В.Д. Брагина, Н.Ф. Гейжан, М.И.Иванюк, А.Е. Голомшток, С.Е. Залесская, Е.А. Климов, С.С. Мартынова, Ю.А. Полещук, А.С. Ткаченко и другие исследователи.
Цель данного исследования: изучение профессионального выбора студентов и их родителей и выявление взаимосвязи в выборе профессии между студентами и их родителями.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной направленности.
2. Выявить особенности профессионального выбора студентов.
3. Выявить особенности профессионального выбора их родителей.
4. Провести анализ взаимосвязи профессионального выбора студентов и их родителей.
Объектом исследования являются студенты БГПУ имени М. Танка и их родители.
Предметом исследования является взаимосвязь профессиональной направленности студентов и их родителей.
Гипотеза данного исследования: существует взаимосвязь между профессиональным направленностью студентов и их родителей.
Исследование проходило на базе БГПУ имени М. Танка г. Минска. В исследовании приняло участие 40 пар студентов БГПУ и их родителей.
Методы исследования: тестирование, опрос (анкета), методы статистической обработки данных.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Карта интересов» Е.А Климова, направленная на изучение профессиональных интересов.
2. Методика диагностики профессиональной направленности личности, Дж. Голланда, предназначенная для изучения профессиональной направленности личности.
3. Методика «ДДО», Е.А. Климова, предназначенная для изучения предпочтения к тем или иным профессиям.
4. Профориентационная анкета.
Для математической обработки данных использовался пакет «STATISTICA». Применялись следующие методы: количественно-качественная обработка и коэффициент корреляции Пирсона.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Подходы к понятию «профессиональная направленность» в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Условия профессионального самоопределения личности 10
ВЫВОДЫ 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 28
2.1.Методология исследования 28
2.2. Изучение профессиональных интересов студентов и их родителей 29
2.3. Изучение профессиональной направленности личности студентов и их родителей 31
2.4. Изучение профессиональных предпочтения студентов и их родителей 35
2.5 Изучение влияния на удовлетворенность профессионального выбора студентов и их родителей 37
2.6. Исследования взаимосвязи профессионального выбора студентов и их родителей 39
ВЫВОДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
3,000 руб.
Профессиональная направленность личности – это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
В ходе проведения исследования было выяснено:
1. Профессиональные интересы студентов и их родителей разнообразны. У студентов наблюдается интерес к таким специальностям как педагогика, право, медицина, сфера обслуживания. В то время как интересы родителей более дифференцированы, наблюдается тенденция к предпочтению той сферы деятельности, в который испытуемый работает. Данные результаты можно объяснить тем, что у родителей, работающих в определенной сфере деятельности, выработались определенные интересы и склонности так или иначе связанные с их настоящим местом работы.
2. Среди студентов преобладает социальный тип личности (37,5%), проявляющийся в выраженных социальных умениях (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностям в многочисленных социальных контактах). Учитывая полученные результаты можно высказать предположение о том, что большинство студентов данной выборки сделали адекватный профессиональный выбор - избрали социальную профессиональную среду для будущей трудовой деятельности.
3. У студентов преобладает предпочтение к типу человек-человек (47,5%) . Эти результаты становятся наиболее ценными, если учитывать, что испытуемые – студенты, обучающиеся по специальности практическая психология (социальная профессиональная среда). Тип человек - художественный образ также приемлем для профессии психолога, поскольку люди с данным типом профессии склонны рассматривать любую проблему с разных ракурсов, способны творчески подходить к поставленной перед ними задаче.
4. У родителей студентов преобладает предприимчивый тип личности (9%), а также тип человек-человек (50%). Они выбирают цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Они умеют взаимодействовать в коллективе, обладают социальными навыками, которые могут передать своим детям.
5. Личность родителей, их профессиональные качества могут влиять на удовлетворенность либо неудовлетворенность профессионального выбора их детей. Полученные результаты могут свидетельствовать о социальной зрелости родителей, имея больший жизненный опыт, они способны показать, что при наличии либо выработке качеств, необходимых в их профессии можно добиться больших результатов. Срабатывает эффект социального научения. Ориентируясь на успехи родителей, дети начинают получать удовольствие от выбранной профессии, искать новые пути самораскрытия в ней.
Между профессиональным выбором родителей и студентов что существует взаимосвязь (p<0,05), то есть родители могут оказать влияние на профессиональный выбор своих детей. Данная взаимосвязь может быть неосознанной как со стороны родителей, так и со стороны студентов. Социальные и психологические качества личности родителей могут развиваться в их детях.
В результате проведения данного исследования была подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь профессиональной направленности студентов и их родителей.
3,000 руб.
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997. – 80 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование : в 2 т. / А. Анастази. М., 1982. Т. 2. – 305 с.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.– М.: МГУ, 1984. – 104 с.
4. Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05.– Казань, 1997.– 18 с.
5. Богомаз, С.Л. Самоанализ как условие профессионального самоопределения сельских старшеклассников / С. Л. Богомаз. Витебск, 1997. – 194 с.
6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника.– М.: Педагогика, 1979.– 160 с.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– 175 с.
8. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – 242 с.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.– М.: Политиздат, 1986.– 160 с.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с.
11. Иванова, Е.М. Психология изучения человека в трудовой деятельности : учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. / Е.М. Иванова. М., 1992. – 94 с.
12. Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания / Ф.И. Иващенко. Мн., 1988. – 159 с.
13. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника / Ф.И. Иващенко. М., 1987. – 92 с.
14. Качикеев Т.Ж. Динамика профессиональной направленности выпускника педвуза в процессе работы в школе: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07.– М, 1990. – 205 с.
15. Климов Е.А. Психология профессионала.– М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.– 400 с.
16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
17. Климов, Е.А. Знание о себе в учении и труде / Е.А. Климов // Проф.-техн. образование. 1970. № 10. С. 52–54.
18. Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования.– М.: Знание, 1971.– 31 с.
19. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии.– 1989.– № 5.– С. 156–164
20. Костюк В.Г., Траскунова М.М., Константиновский Д.Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии.– Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980.– 193 с.
21. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов.– Вильнюс: Мокслас, 1981.– 196 с.
22. Кудрявцев, Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. М., 1985. – 108 с.
23. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся.– Минск: Народная асвета, 1976.– 127 с.
24. Лунина, В.В. Образ-Я как детерминанта профессионального роста личности студента : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / В.В. Лунина; Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2000. – 18 с.
25. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.
26. Научитель О.Д. Ценностные ориентации студентов: психологические факторы формирования, развития, трансформации: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07.– Киев, 1999.– 17 с.
27. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
28. Основы проектирования профессионально-квалификационных характеристик: пособие / М.В. Ильин, Э.М. Калицкий, А.Х. Шкляр [и др.]. Мн., 2000. – 116 с.
29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.– М.: Политиздат, 1982.– 301 с.
30. Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие /Ю.А.Полещук. - Минск: БГПУ, 2006. – 92 с.
31. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / Под общ. ред. В.А.Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 768 с.
32. Прощицкая Е.Н. Проблема профконсультации молодежи в свете теории личности Джона Голланда // Психологическая наука и общественная практика: Сб. материалов научно-практ. конф.: В V ч. / АН Респ. Беларусь, О-во психологов Респ. Беларусь, Нац. ин-т образования, Мин. гос. пед. ин-т / Отв. ред. Я.Л.Коломинский.– Минск, 1993.– Ч III.– С. 241–244.
33. Прудило А.В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации : монография / А.В. Прудило. Мн., 1999.148 с.
34. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.–М.: Политиздат, 1990.– 495 с.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. – 528 с.
36. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс; пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М., 1994. – 480 с.
37. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности.– Минск: Вышэйш. школа, 1984.– 176 с.
38. Собчик, Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности : метод. руководство / Л. Н. Собчик. М., 1990 . – 73 с.
39. Сутович, Е.И. Формирование профессионального самосознания учащихся учреждений профессионального образования / Е.И. Сутович. Мн. : РИПО, 2005. – 84 с.
40. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.– М.: Мысль, 1975.– 198 с.
41. Фукуяма, С. Теоретическая основа профессиональной ориентации / С. Фукуяма; пер.; под ред. Е.Н. Жильцова, Н.Н. Нечаева. М., 1989. – 105 с.
42. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях.– М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.– 192 с.
43. http://arps.ru/i/inte670/html
3,000 руб.