Введение
Содержание
Заключение
Литература
В условиях, когда увеличивается число разводов, неполных семей, одиноких мужчин и женщин, детей-сирот при живых родителей, остро встает задача подготовки юношей и девушек к семейной жизни. И исследование подготовки подростков к семейной жизни весьма актуально.
Ведь именно семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический комфорт, выполняет функции «эмоционального убежища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость. Поэтому от того, насколько подготовленным молодой человек приходит к решению создать семью, какие представления сформированы у него о роли мужчины и женщины в семье, зависит его будущее.
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни можно выделить наиболее важное - правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, выявление отношения к семье, определение важнейших ценностей семейной жизни.
Изучение готовности воспитанников интернатного учреждения к семейной жизни, их представления о муже и жене, о ценностях семейной жизни также актуально и необходимо. Это также позволяет сравнить результаты воспитанников интернатского учреждения с результатами старшеклассников, воспитывающихся в семьях.
Данной проблемой занимались Сизанов А.Н., Ковалев С.В., Сысенко В.А. , Голод С.И., Мухина В.С. и другие исследователи.
Целью данного исследования: выявить, существуют ли различия в подготовке к семейной жизни юношей и девушек, воспитывающихся в семьях и в условиях интернатного учреждения.
Задачи исследования таковы:
1. анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. выявить особенности подготовки к семейной жизни старшеклассников, воспитывающихся в семьях;
3. выявить особенности подготовки к семейной жизни воспитанников интернатного учреждения.
Объектом исследования является старшеклассники 14-16 лет
Предметом исследования является сравнительный анализ степени готовности, ценностей и представлений о семейной жизни у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что существуют различия в представлениях о семье, готовности к семейной жизни у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа.
Исследование проходило на базе гимназии №174 г.Минска, на базе школы-интерната №8 г.Минска. В исследовании приняло участие 33 старшеклассника, воспитывающихся в семьях (из них 18 девушек, 15 юношей), а также 33 воспитанника интернатного учреждения (из них 18 девушек, 15 юношей).
В исследовании были использованы следующие методики:
• «Ценности семейной жизни» И.С. Голода, которая позволяет выявить ценностные ориентации молодежи в семейной жизни;
• «Готовность к семейной жизни» А.С. Красовского, выявляющая степень готовности старшеклассников к брачно-семейной жизни;
• Опросник А.Н.Сизанова, направленный на выявление представлений старшеклассников о семье;
• Опросник А.Н. Сизанова, позволяющий выяснить представления старшеклассников о роли мужчины и женщины в семье, образа идеального мужа и идеальной жен.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Подготовка старшеклассников к семейной жизни………………………….6
1.1. 1. Понятие семьи, ее функции и предназначение ……………………….. 6
1.1.2. Виды готовности к семейной жизни…………………………………….9
1.1.3. Формирование установки и готовности на вступление в брак……... 11
1.1.4. Методы и средства воспитания и подготовки детей к семейной
жизни ………………………………………………………………………….. 14
1.2. Особенности социализации подростков в семье и в условиях интернатного учреждения……………………………………………………..17
1.2.1. Семья как фактор социализации подростков ………………………….17
1.2.1.1. Влияние семьи на развитие ребенка ………………………………….17
1.2.1.2. Полоролевая идентификация детей с родителями…………………. 18
1.2.2. Особенности социализации воспитанников школ-интернатов……... 21
Выводы ………………………………………………………………………… 29
2. Исследование подготовки к семейной жизни юношей и девушек, воспитывающихся в семьях и в условиях интернатного учреждения …….30
Выводы …………………………………………………………………………43
Заключение …………………………………………………………………….46
Литература ……………………………………………………………………. 47
Приложение
1,200 руб.
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни можно выделить наиболее важное - правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, выявление отношения к семье, определение важнейших ценностей семейной жизни.
В ходе проведения исследования была подтверждена гипотеза о том, что существуют различия в представлении о семейной жизни, ее ценностях и сформированности готовности к семейной жизни у старшеклассников, воспитывающихся в семьях, и у воспитанников интернатного учреждения.
Как старшеклассникам, воспитывающихся в семьях, так и воспитанникам интернатного учреждения свойственно сильное желание создать счастливую дружную семью.
Но повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина. Эта положительная модель не наполнена конкретными бытовыми деталями. Однако у воспитанников интерната существует эмоционально насыщенный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть.Объясняется это обстоятельство прежде всего отсутствием у детей-сирот положительного семейного опыта, зримых примеров для подражания в реальной семейной жизни, несформированностью семейно-ролевых ценностей.
Результаты у старшеклассников, воспитывающихся в семьях, указывают на более реалистичное представление о семье и понимание возлагающейся ответственности за семью, социальной зрелос
1,200 руб.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. – М.,1993.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. - Спб.: Питер, 2002.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Издательство МГУ, 1996.
4. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.,1982.
5. Голод С.И. Ценности семейной жизни. - М., 1987.
6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.,1996.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.
9. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М., 1991.
10. Колухова Я. Психология воспитания приемных детей// Воспитания детей в неполной семье. – М., 1980.
11. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.
12. Красовский А.С. Воспитание в семье будущих супругов и родителей. – Мн., 1990.
13. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия/ Ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.
14. Мацковский М.С. Социология семьи. – М.: Наука, 1989.
15. Мызникова О.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций детей-сирот// Социально-педагогическая работа, - 2000, - №3, - с.16-30.
16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990.
17. Проблема социального сиротства/ Под общ. ред. Л.И. Смагиной. – Мн.: ГДП «Спектр-Диалог», 1999.
18. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности/ Под ред. В.С. Мухиной. – М., 1989.
19. Психология: Словарь/ Петровский Е.В., Ярошевский Н.Н. – М., 1990.
20. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. – Мн., Народная асвета, 1989.
21. Сизанов А.Н. Проблемы семьи и брака: Школьный практикум. – Мн., 1993.
22. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т3.- М., 1981.
23. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.
24. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. – М., 1996.
25. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999.
26. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.
27. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие.- М., 2003.
28. Сiзанау А.М. Этыка i псiхалогiя сямейнага жыцця. – Мн, 1996.
1,200 руб.