Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Тем более это относится к учению, которое является деятельностью с неограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания , как социальному - в качестве средства социализации, в психологическом плане - только через обучение человек в конечном счёте самоутверждается и раскрывает свою сущность. К сожалению, в обычной средней школе исследованию мотивации учебной деятельности редко уделяется должное внимание, а ведь именно от мотивации во многом зависит качественные характеристики процесса обучения и воспитания.
Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем. Был выявлен вполне определенный перечень вопросов и проблем, на которые не даны достаточно обоснованные ответы. В частности, нет ясного понимания соотношения основных мотивационных единиц, не определены мотивационные системы учебной деятельности, соответственно, учебных процессов, не выяснена структура мотива и его мотивационных функций, не изучены механизмы и факторы возбуждения мотивации учения и ее реализации в учебном процессе и т.д.
В своей работе мы ставим задачу рассмотреть мотивационную основу учения как образовательно-познавательной деятельности человека, выяснить роль учебной мотивации в реализации процесса учения.
Но поскольку понимание мотивации и мотива в психологии противоречиво и неоднозначно, то по этой причине дадим сначала свое толкование сущности мотива и мотивации. Оно основывается на ведущих положениях учения об этих важных психических явлениях.
750 руб.
Введение 3
Глава 1.Определение понятия «мотивация», «мотив».
Типы мотивации 4
Глава 2.Учебнаямотивация. Роль учебной мотивации в процессе обучения 7
Глава 3. Проблемы формирования мотивации в учебной
деятельности 13
Заключение 15
Список литературы 16
750 руб.
Таким образом, в нашей работе мотивацию учения мы рассматривали как сложную систему мотивов, побуждающих деятельность учения в образовательном учреждении. Мотивы выступают в качестве побудителей и регуляторов деятельности студента.
Система мотивов многогранна, но все мотивы в ней взаимосвязаны и складываются в определенный для каждого человека набор.
Мы выделили мотивы внешние (лежащие вне учебной деятельности) и внутренние (заложенные в самой деятельности).
Гребеньков Н.Н. выделяет мотивы положительные и отрицательные. К положительным он относит любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес. Они обеспечивают эффективность деятельности и успешность психического развития личности.
К отрицательным он относит страх, корысть, подражание, желание выделиться и др. Они ведут к временному успеху, и неблагоприятно влияют на личность.
В психологии изучают не сами мотивы, а мотивацию, т. е объяснение испытуемым своего мотива (это не всегда одно и то же).
Учение является одним из ведущих видов деятельности. Без учебной мотивации невозможен полноценный процесс учения, так как без стремления к познанию, без желания самообразования заметно снижается эффективность обучения.
В нашей работе мы рассмотрели основные вопросы мотивации, выделили типы мотивации, определили роль учебной мотивации, а так же рассмотрели проблемы формирования мотивации в учебной деятельности.
750 руб.
1. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е.. Управление качеством СПО. Казань, 2001.
2. Богданов И.В., Лазарев С.В. Исследование специфики учебной мотивации студентов СГА: Отчет по НИР / Текущий архив НИИ ПО и СО СГА. Т.8. 2003.
3. Брезгина Л.Д. Учебник как помощник мотивации учения //Математика в школе. 2003. № 8. С.25.
4. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Cер. «Новейшая психология». Вып. 3. Киев: Ника-Центр, 1997.
5. Вроейстийн А.И. Оценка качества высшего образования. М.2001.
6. Гребеньков Н.Н. и др. Компьютерная экспресспсиходиагностика личности и коллектива. Педобщество России. М., 2003.
7. Ильин Е.П.. Мотивация и мотивы. СПб., 2003.
8. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей: Рук-во НЦП психодиагностика. Ярославль, 1991.
9. Сиверс О.Е. Мотивация в основе познавательной деятельности студентов. СПб., 1999.
10. Маслоу А. Психология бытия. Тест по оценке уровня самоактуализации личности. М.: Ваклер, 1997
11. Чиркова М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности. Абакан, 2001.
12. Шеванжрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 2001.
13. Чмыхова Е.В., Тихомирова И.В, Шляхта Н.Ф. Индивидуально-психологические особенности студентов, вошедших в разные таксоны обучаемости: Отчет по НИР / Текущий архив НИИ ПО и СО СГА. Т.9. 2004
750 руб.