Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Великий философ древности Сократ 2 400 лет назад сказал: "Нет телесной болезни отдельно от души". Эти слова перекликаются с тем, что в XIX веке написал известный русский врач М.Я. Мудров: "Зная взаимное друг на друга действие души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело и почерпываются из науки мудрости, чаще из психологии".
Действительно, организм человека - это единство души и тела. И любая болезнь - проблема всей личности человека, состоящей не только из тела, но и из разума, чувств и эмоций. Вот почему один из основоположников отечественной онкологии академик Петров Н.Н. обращал внимание врачей-онкологов на то, что важно понимать страдания больного как личности и лечить больного, а не болезнь.
Врачам хорошо известно, что эффективность медицинского лечения во многом зависит от веры больного в выздоровление и от доверия к лечащим врачам. Оптимистическое отношение к жизни и позитивный внутренний настрой порой эффективней лекарств способствуют выздоровлению.
Отрицательные же эмоции, вызываемые, как правило, различными психологическими стрессами, способствуют развитию различных заболеваний. Причем, в последние десятилетия роль психологических и социальных факторов в происхождении болезней российских граждан резко выросла. Особенно это касается так называемых психосоматических (от греческих слов психе - душа, сома - тело) заболеваний, в развитии которых, наряду с биологическими факторами, принимает участие так называемый психологический стресс.
Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений возникающих при физиологическом и психическом стрессе и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта его психическими и физическими ресурсами которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства) личностных особенностей характера когнитивных процессов и психического состояния представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.
Многими учеными, такими как Симонов П.В., Селье Г., Хомутов В. Климов Е.А. психологический стресс определяется как сильная неблагоприятная для организма психологическая и физиологическая реакция на воздействие экстремальных факторов, воспринимаемых человеком как угроза его благополучию. При развитии стресса определяющим моментом является психологическая оценка факторов, представляющих для человека угрозу. Стресс может развиться, как при наличии реальных признаков угрожающих факторов, так и при представлении возможной угрозы, либо образа прошлого неблагоприятного события, так как психика человека одинаково реагирует как на реальную угрозу, так и на представление об угрозе. Поэтому люди расстраиваются, когда вспоминают эмоционально тягостные события или думают о предстоящей сложной операции. В возникновении стрессовых реакций и последующих заболеваний важную роль играет ряд личностных особенностей.
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30 - х. годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс - это "то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни". Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс, называется "стрессором".
Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на различные экстремальные воздействия. Выделяют следующие виды стрессов: физиологический, психологический, информационный, эмоциональный (в ситуациях опасности, обиды)
Несмотря на то, что такие вопросы, как стресс, стрессовые ситуации, методы повышение стрессоустойчивочти уже давно изучались психологами и педагогами, в нашей работе мы рассмотрим стресс на примере работы сотрудников ДНК центра, который имеет свою специфику работы, сложности и несет огромную ответственность за те действия, функции, которые выполняет.
Стресс и стрессовые состояния до конца остаются непознанными, хотя психологическая наука дает ответ на ряд кардинальных для педагогики и психологии вопросов (о сущности стресса, причинах и формах проявления). Поэтому актуальным является исследование способов повышения стрессоустойчивости сотрудников ДНК – центра с целью профилактики у них психосоматических расстройств.
Целью нашей работы является изучение вопроса повышения стрессоустойчивости сотрудников ДНК – центра с целью профилактики у них психосоматических расстройств на основе полученных данных о стрессе, подбора и апробирования методик по выявлении уровня стресса и тревожности.
Объектом исследования являются сотрудники ДНК центра, у которых в связи со спецификой работы и большой ответственностью, отмечается высокий уровень стресса.
Предметом исследования является стресс и стрессоустойчивость сотрудников ДНК центра.
Гипотеза. Наше исследование строиться на предположении о том, у сотрудников ДНК центра отмечается высокий уровень стресса, который при своевременном выявлении этого состояния и верном подборе методик по повышению стрессоустойчивости будет снижаться, нивелироваться.
Гипотеза 2. Наше исследование строиться на предположении о том, что в связи со спецификой работы ДНК фонде отмечается высокая ответственность, возложенная на сотрудников, в связи с чем отмечается повышенная нервозность, повышается уровень стресса и учащаются случаи нервных срывов.
Гипотеза 3. В настоящее время все чаще и чаще случаются конфликты на работе между сотрудниками, работниками и посетителями, начальством и исполнительными отделами. Уже практически не осталось предприятий, на которых работники бы не испытывали трудности в общении, эмоциональной напряженности. Наше исследование строиться на предположении о том, что ДНК фонд не является исключением. Как и на других предприятиях здесь так же существуют проблемы и конфликты. Но в связи с огромной ответственностью, которая возлагается на медиков данного фонда у сотрудников ДНК фонда г. Москвы отмечается высокий уровень стресса, тревожности и эмоциональная напряженность.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты вопроса о стрессе, определение основных понятий 9
1.1 Общее определение понятия стресса: причины возникновения, черты, личностные факторы возникновения, влияние стресса на здоровье и отношения в коллективе. 9
1.2 Теория стресса Г. Селье 20
1.3 Информационная теория эмоций Симонов П.В. 25
1.4 Классификация профессий Климова Е.А. 29
1.5 Управление стрессом Дж. Гринберга 35
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Диагностическое исследование уровня тревожности и стресса у сотрудников ДНК – центра 41
2.1 Обоснование выбора методик 41
2.2 Проведение диагностики 42
2.3 Интерпретация результатов 65
Выводы по главе 2 69
Глава 3. Последиагностическая коррекционная работа по преодолению ситуаций стресса в коллективе ДНК – центра 70
3.1.Профилактика психосоматических расстройств 70
3.2 Методика работы по снижению уровня стресса. 75
3.3 Методика повышения стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость, как фактор адаптации 83
Выводы по главе 3 97
Заключение 99
Список литературы 103
Приложение (описание методик) 107
3,000 руб.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся
Что является причиной стресса? Первой частью ответа на этот вопрос будет "стрессор". Вторая часть - это "стрессовая реактивность". Стрессор - это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, - это различные факторы, угрожающие безопасности. Для пещерного человека реакция борьбы или бегства была необходима, а ее скорость - жизненно важна.
В современном обществе мужчины и женщины также прибегают к реакции борьбы или бегства, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности. Некоторые стрессоры требуют немедленной физической реакции, чтобы избежать вреда или травмы (например, при угрозе попасть под машину, подвергнуться насилию хулиганов и так далее. Другие стрессоры, с которыми человеку приходится сталкиваться, также способны вызвать реакцию борьбы или бегства, даже если немедленная реакция невозможна или будет не к месту. Эти стрессоры символичны: например, потеря статуса, снижение самооценки, переутомление или слишком людное место. Когда начальник перегружает подчиненного работой, то совершенно неуместно бороться с ним, и в той же мере смешно убегать и не браться за работу вовсе. Если стрессором является переезд в другой город, то борьба со встречающимися людьми или, наоборот, избегание встреч с ними - крайне неэффективные способы адаптации.
Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью, она заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, увеличении содержания натрия, усилении потоотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличении секреции соляной кислоты в желудке, изменении волновой активности мозга и частых позывов к мочеиспусканию. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.
Чем дольше человек находится в измененном физиологическом состоянии (длительность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для него болезнью. Из этих двух показателей - длительность и степень - длительность является наиболее важным. Именно этот показатель делает стрессоры наиболее вредоносными.
Люди, которые научились управлять стрессом, часто реагируют на стрессоры более интенсивно, но возвращаются в нормальное состояние быстрее, чем те, кто не умеет им управлять. В качестве аналогии можно привести людей, которые делают утреннюю пробежку: их ритм сердцебиения сильно учащается во время нагрузки, но быстрее возвращается в норму, чем у нетренированных людей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стрессоры (факторы, угрожающие безопасности человека) достаточно разнообразны и что следует всегда учитывать что независимо от типа стрессора, организм реагирует одинаково. Огромное значение для человека имеет умение контролировать себя и свой организм, которые позволят избежать стрессовой реактивности при столкновении с символической угрозой либо мобилизовать свой организм при реальной угрозе. Очень важное значение для здоровья человека имеет его умение использовать стрессовую продукцию при изменении психологического состояния, чтобы воспрепятствовать возникновению заболевания и других негативных последствий. Всем этим навыком, безусловно, необходимо учиться. Следует осознать, что для этого потребуется достаточно продолжительное время, усидчивость, регулярность занятий и дисциплина.
Как мы уже упоминали, стресс - многолик и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека. Соответственно и подход к управлению стрессом, должен быть комплексным. Современная наука предлагает множество способов справиться с негативным воздействием факторов, угрожающих безопасности человека. Однако следует помнить, что устранение стресса в полном объеме не только невозможно, но и нежелательно, поскольку существует оптимальный уровень стресса, который способствует развитию человека и его адаптации.
С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были подобраны методики по выявлению уровня стресса и тревожности у сотрудников ДНК – фонда.
Проведенное исследование позволило выявить повышенный уровень стресса и тревожности у обследуемой группы. Перед нами стояла задача, выяснить, действительно ли у медицинского персонала данного фонда уровень стресса выше, чем у сотрудников бухгалтерии этого же фонда?
Данное исследование позволило нам решить эту задачу. Анализируя полученные в ходе эксперимента результаты следует, что по многим показателям медики сильнее подвержены стрессу, тревожности, нежели группа бухгалтеров.
Таким образом, мы подтвердили предположение, которое определил в начале работы.
На основе диагностических результатов, мы выяснили, что сотрудники ДНК – фонда нуждаются в помощи со стороны специалистов по снятию напряжения, понижению уровня стресса и повышению стрессоустойчивости. Для этого мы подобрали несколько методик, которые настоятельно рекомендуем применять нашей экспериментальной группе
3,000 руб.
. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2004
2.Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
3.«Анатомия и физиология нервной системы»; доцент, кандидат медицинских наук С.С.Тверская; Издательский Дом Российской Академии Образования;2003
4.Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276.
5.Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.104 - 113.
6.Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций.– М.: Педагогика, 1988.
7.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.
8.Выготский Л.С. « Проблемы психологии», М. 1979
9.Гринберг Дж. Управление стрессом.7- е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496с
10.Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88
11.Как женщины снимают стресс в России / Н. Ефремова // Знание-сила.--2004.-- N 4.-- С. 39-40.
12.КаменюкинА., Ковпак Д. Антистресс – тренинг.- СПб., 2004.
13.Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983
14.Климов Е.А.. Введение в психологию труда. М., 1988 г., 200 с.
15.Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 1996 г., с.145-204
16.Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис… канд. психол. наук. Л ., 1980 г.
17.Копонев, С. Душевное лекарство // Природа и человек (Свет).--2003.-- N8.-- C.38-39.
18.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
19.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
20.Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88
21.Маслоу А. Психология бытия. Тест по оценке уровня самоактуализации личности. М.: Ваклер, 1997
22.«Медицинская энциклопедия»(2CD); «Золотой фонд российских энциклопедий»
23.Метаморфозы стресса / О. Балла // Знание-сила.-2004.- N 4.-- С. 34-38.
24. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко / по материалам интернет-сайтов
25 .Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.
26.Мюнстрберг Г. Психология и учитель. –М., 1997.
27.Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности 1/ Невропатология, психиатрия и психогигиена. Т I Вып. 9-10 1935.
28.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
29. Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
30.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования (Сост. Е.И. рогов. М. 2000).
31.Орлова Н. Профессия: домохозяйка / Будь здоров. – 2005. - № 2. – С 76 - 79.
32.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М. 2001.
33.Пожиратель нервов, или Стресс по жизни / Н. Самоукина // Карьера.--2003.-- N 12.-- С. 40-45.
34. «Популярная медицинская энциклопедия»; издательство «Советская энциклопедия»;1991
35.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- 694 с.
36.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж.«Психологическая наука и образование» 1998, №2.
37.Проблемы экспериментальной психологии личности// Учёные зап. Пермского пед ин-та. Пермь , 1970 г., 296 с.
38.Психология оптимизма / Н.В. Самоукина.--М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.- 224 с.
39.Психология профессионально обусловленных кризисов : [монография]/ Э. Сыманюк; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т.-М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 319 с.
40.Психологический словарь, 1983. С.332.
41.Психологическое тестирование / Раздел 7/ Личность: опросниковые методики/ Часть 1/ Тексты опросников/ Пенза, 1990 г., с.124
42.«Психопрофилактика стрессов»; А.Б.Леонова, А.С.Кузнецова; издательство Московского Университета;1993
43.Путеводитель по российскому рынку лекарственных препаратов и медицинских услуг «Домашняя аптека»; издательство «Потребитель»; март 1999; «Стресс»;Г. Енцова; март 1999; «Лекарства от стресса»;Н. Абрамова
44.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб., Питер. 1999.
45.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001.
46.Рудестам К. Групповая терапия. - СПб., 1998
47.Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.- 12 января 2005 / по материалам интернет-сайтов.
48. Селье Г. «Теория стресса», М. 2000г
48.Семейный научно-популярный журнал «Здоровье»; издательство «Здоровье»; ноябрь 2001; «Менеджер своего стресса»; Н.Коршунова, И. Климовская; январь-февраль 1999; «Изгнание стресса»; О. Зедайн; март 2004; «Медитация»; С. Чечилова
49. Советова О.С.. Возможности самореализации личности в контексте психологических инноваций // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. Спб.: Изд-во Спб ун-та, 1997 г., с.240
50.«Страхи и стрессы большого города»; Л.Лебедь издательство «Феникс»; 2004
51. «Стресс. Природа и лечение»; Эверли Дж. С., Розенфельд Р.;1985
52.Стресс в работе секретаря / И.К Безменова // Справочник секретаря и офис-менеджера.--2003.- N2.- С.74-80.
53.Стресс: тихий убийца // ГЕО.--2003.- N5.- С.167-179.
54.Стресс на рабочем месте // Управление персоналом.--2003.- N9.- С.74 -
55.Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
56.Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
57.Тревога и тревожность /сост.В.М. Астапова –СПб., 2001.-256с
58.Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте //Вопросы психологии,-1978.№6с.94-104
59. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 2001
60.Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 442-453.
3,000 руб.