Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современная профессиональная культура специалиста развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение информации и ценностей.
Профессиональной деятельности человек посвящает значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но людей, идущих на службу как на праздник, не так много. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов - так устроен мир. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие - ухудшение экономических показателей.
Успешное решение проблем коммуникации и социального взаимодействия с окружающими людьми в процессе профессиональной деятельности, группами, общностями, а в пределе – и социумом в целом выступает функцией компетентности субъекта в сфере общения и социальных отношений как особом подпространстве его личностного бытия (К.А. Абульханова, Л.А. Петровская, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина и др.).
В зависимости от уровня и масштаба событийно-ситуационного контекста, в котором выявляется результирующий эффект рассматриваемого регулятивного образования, разные авторы ведут речь о «коммуникативной компетентности», «компетентности в общении», «факторах и условиях успешного общения» и др.
В каждой из социальных групп человек занимает определенное положение, обладает неким социальным статусом, к его роли предъявляются определенные требования. А именно, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т. е. выступать в разных ролях, т. е. каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности связана с понятием социального статуса.
Социальный статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид в группах, различающихся по уровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и пр.
Общение в системе «начальник - подчиненный» – это управляемое общение, и управляться оно должно именно профессионалом. Сложной и значимой проблемой социальной психологии является проблема затруднений в общении. Само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания обсуждалось еще в риторике Древнего мира. Сегодня в социально-психологической литературе можно встретить многочисленные термины, обозначающие трудности общения. Это коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, затруднения, помехи и собственно трудности.
Изучение сложностей процесса общении в системе «руководитель - подчиненный», а так же коммуникативных качеств в профессиональной деятельности специалистов, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Проблема коммуникативного взаимодействия руководителей и подчиненных и зависимость речи сотрудников от статусного положения рассматривается в различных областях знаний – психологии, профориентации, трудовой психологии и тд.
Таким образом, мы можем сказать, что проблема исследования влияния особенностей речевого общения на статусное положение личности является актуальной и социально значимой. До настоящего времени остаются недостаточно изученными отдельные аспекты данного вопроса. Актуальность, недостаточная разработанность и социальная значимость проблемы и определило выбор темы нашего исследования: «Особенности речи сотрудников в общении с коллегами различного социального статуса».
Целью нашего исследования стало теоретическое и эмпирическое исследование особенностей речи сотрудников в общении с коллегами различного социального статуса.
Объект исследования: процесс межличностного общения и взаимодействия сотрудников.
Предмет исследования: влияние статусного положения на специфику речевого общения сотрудников.
Задачи исследования:
1.проанализировать научную литературу по теме работы и рассмотреть теоретические подходы в отечественной и зарубежной психологии к особенностям общения с сотрудниками различного социального статуса;
2. охарактеризовать проблему социального статуса в психологии;
3.выявить особенности общения с сотрудниками различного социального статуса;
4. организовать и провести эмпирическое исследование: особенности речи сотрудников в общении с коллегами.
Гипотеза исследования: наше исследование строится на предположении о том, что существует взаимосвязь между особенностями речевого общения сотрудников и статусным положением личности.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; диагностические методы (беседы, наблюдение, проведение диагностических методик).
Методики исследования:
1. Опросник межличностных отношений (ОМО) В Шутца.
2.Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко).
3. Опросник В.В. Бойко «Коммуникативная толерантность».
База исследования: ООО "Ольга и Ко". В исследовании принимали участие 30 человек, сотрудников агентства.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы в отечественной и зарубежной психологии к особенностям общения с сотрудниками различного социального статуса 7
1.1.Проблема социального статуса в психологии 7
1.2.Особенности общения с сотрудниками различного социального статуса 13
Глава 2.Эмпирическое исследование: особенности речи сотрудников в общении с коллегами 27
2.1.Организация эмпирического исследования 27
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования 31
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 42
Словарь терминов 51
1,200 руб.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность личности и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Оптимизировав опыт психологов и педагогов, занимающихся изучением проблемы общения, мы выяснили, человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому люди еще будучи студентами и учениками должны изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества.
В отечественной социальной психологии содержание термина "общение" принято рассматривать в понятийном словаре теории деятельности. При этом, в общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. Кроме того, традиционно принято "...характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Статусное положение личности играет не последнюю роль в деловой коммуникации – мы можем отметить, что от статусного положения в обществе зависят показатели речевого общения сотрудников.
В нашем исследовании стояла цель – провести теоретическое и эмпирическое исследование особенностей речи сотрудников в общении с коллегами различного социального статуса. Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены различные точки зрения на проблему общения как отечественных, так и зарубежных авторов, 2. охарактеризовать проблему социального статуса в психологии. Мы смогли выявить особенности общения с сотрудниками различного социального статуса, организовать и провести эмпирическое исследование: особенности речи сотрудников в общении с коллегами.
Мы так же смогли заметить некую взаимосвязь между показателями межличностных отношений и особенностями делового общения: как было замечено, у тех сотрудников, у которых имеются психологические барьеры в межличностном общении, был определен низкий уровень толерантности, доминирование авторитарности, агрессивности при общении с коллегами и направленность на соперничество (или, как вариант, избегание, что характеризует нежелание участников идти на контакт и взаимодействовать с коллегами).
При более детальном анализе результатов исследования, нами было отмечено, что у руководителей предприятия отмечены высокие показатели толерантности, сформированы показатели межличностных отношений и умения делового общения, отсутствие психологических барьеров в общении, в то время, как у рядовых сотрудников мы отметили сложности в речевом общении, наличие психологических барьеров в общении. Следовательно, мы можем утверждать о существовании взаимосвязи между особенностями речевого общения сотрудников и статусным положением личности сотрудников предприятия ООО "Ольга и Ко".
Таким образом, нами были выполнены задачи исследования, достигнута цель работы и доказана гипотеза исследования. Считаем наше исследование завершенным.
1,200 руб.
1. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей). Журнал практического психолога, № 7-8, июль-август, 1999.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.
3. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 3.
4. Бодалёв А.А. Психология общения. «Издательство институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» - М.: 1996.
5. Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003 г.
6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1991.
7. Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль//Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2004. № 11.
8. Кондратьева М. В. История социальной психологии: учебное пособие. — Ставрополь: ГОУВПО "СевКавГТУ", 2007.
9. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения». - «Психологический вестник» - Ростов-на-Дону, 1997 - с. 24-40.
10. Леонов Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. Вып. 1. – Ижевск: Удмуртский университет, 2002. – 210 с.
11. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл. 1999. - с.365.
12. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
13. Льюис Девид Тренинг эффективного общения. – М.: Академический проект, 2002г.
14. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — К.: Высшая школа, 1990.
15. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001.
16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально – психологический тренинг. – М.: Издательство МГУ, 1989.
17. Ражина Н. Ю. Коммуникативная компетентность как фактор, обусловливающий успешность профессиональной деятельности. М.., 2004г.
18. Савиньон С. «Коммуникативная компетенция: теория и практика обучения», М.1983.
19. Свенцицкий А.Л. Социально-психологический климат первичного производственного коллектива как объект исследования./Социальная психология и социальное планирование. Л. ЛГУ. 1973. с.46-62.
20. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
21. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000.
22. Цветаев В.М. Управление персоналом. С-Пб. 2000. с. 36.
23. ШепельВ.М. Управленческая психология. М.“Экономика”.1994, 284с.
24. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
Эберхард фон Лёнайзен «Развитие лидерства: российский контекст». Журнал «Вестник McKinsey» № 1 (6) за 2004 год
1,200 руб.