Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современная профессиональная культура специалиста развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение информации и ценностей.
Профессиональной деятельности человек посвящает значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но людей, идущих на службу как на праздник, не так много. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов - так устроен мир. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие - ухудшение экономических показателей.
Сложной и значимой проблемой социальной психологии является проблема затруднений в общении. Само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания обсуждалось еще в риторике Древнего мира. Сегодня в социально-психологической литературе можно встретить многочисленные термины, обозначающие трудности общения. Это коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, затруднения, помехи и собственно трудности.
Изучение сложностей процесса общения в коллективе, а так же коммуникативных качеств в профессиональной деятельности специалистов, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Проблема межличностного взаимодействия сотрудников рассматривается в различных областях знаний – психологии, профориентации, трудовой психологии и тд. Стоит отметить, что данная проблема очень актуальна. Нередки случаи, когда работники предпочитают хороший коллектив не только большему денежному вознаграждению за свой труд, но и перспективам карьерного роста. Для многих спокойствие, совместимость на работе и положительные эмоциональные контакты с коллегами оказываются важнее.
Проблема исследования особенностей делового общения, характер межличностных отношений сотрудников является одной из самых важных и сложных в психологии. Общение рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач.
При всей безусловной теоретической и практической значимости указанных аспектов стоит отметить, что в существующей теории и практике проблема исследования особенностей делового общения, характер межличностных отношений сотрудников я ещё не исследована целостно. Особенно это касается проблемы межличностного взаимодействия сотрудников медицинских процессий. Нет систематизированных данных, указывающих на влияние особенностей делового общения на характер межличностных отношений сотрудников педиатрических отделений.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью разрешения противоречий: между сложностями в межличностном общении в группах взаимодействующих сотрудников педиатрического отделения и отсутствием целенаправленной работы, ведущейся в этом направлении; между потребностью в создании целостной системы улучшения межличностных отношений в коллективе, снижения уровня психологических барьеров в общении в коллективе сотрудников, повышение совместимости сотрудников и отсутствием возможностей использования потенциала обучающей программы в улучшении межличностной коммуникации совместимости работников медицинских учреждений, между отсутствием достаточных знаний по проблеме влияния особенностей делового общения на характер межличностных отношений сотрудников педиатрических отделений.
Таким образом, мы можем сказать, что проблема исследования влияния особенностей делового общения на характер межличностных отношений сотрудников педиатрических отделений является актуальной и социально значимой. До настоящего времени остаются недостаточно изученными отдельные аспекты данного вопроса. Актуальность, недостаточная разработанность и социальная значимость проблемы и определило выбор темы нашего исследования: «Влияние особенности делового общения на характер межличностных отношений сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67».
Целью нашего исследования стало теоретическое и эмпирическое исследование влияния особенности делового общения на характер межличностных отношений сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67.
Объект исследования: процесс межличностного общения и взаимодействия сотрудников.
Предмет исследования: влияние особенности делового общения на характер межличностных отношений сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67.
Задачи исследования:
1.проанализировать научную литературу по теме работы и дать определение понятиям «деловое общение», выявить специфику психологических барьеров в общении;
2. рассмотреть характеристику межличностных отношений в трудовом
коллективе;
3. выявить специфику профессиональной деятельности сотрудников педиатрического отделения;
4. определить взаимосвязь особенностей делового общения и характера межличностных отношений в трудовом коллективе;
5. провести экспериментальное исследование влияния особенностей делового общения на характер межличностных отношений сотрудников: на примере педиатрического отделения ГКБ№67;
6. подобрать рекомендации по коррекции позитивных межличностных отношений и оптимизации делового общения сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67.
Гипотеза исследования: наше исследование строится на предположении о том, что существует взаимосвязь между особенностями делового общения и характера межличностных отношений сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; диагностические методы (беседы, наблюдение, проведение диагностических методик).
Методики исследования:
1.«Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири».
2. Опросник межличностных отношений (ОМО) В Шутца.
3.Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко).
4. Опросник В.В. Бойко «Коммуникативная толерантность».
5.Методика К.Н Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте») позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения философии и психологии о человеке как высшей ценности общества, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский), представления о природе общения и коммуникативной компетентности, разработанные в отечественной психологии (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, Е. Мелибруда, Л.А. Петровская и др.).
База исследования: ГКБ№67, г. Москва. В исследовании принимали участие 30 педиатрического отделения ГКБ№67, г. Москва в возрасте от 24 до 40 лет.
Практическая значимость исследования состоят в том, что в результате теоретического исследования уточнены основные аспекты общения сотрудников педиатрического отделения, выявлена сущность и содержание психологических барьеров общения, подобраны диагностические методики и выявлены особенности межличностного общения, дана характеристика делового общения, определены барьеры общения в исследуемом коллективе. Данные, полученные в процессе проведения эксперимента, могут быть использованы в деятельности по формированию корпоративной культуры в различных организациях, офисах, в практике профессиональной деятельности руководителей предприятий с целью повышения совместимости сотрудников и улучшению эффективности и результативности организации в целом.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 55 страниц.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблем делового общения и межличностных отношений в отечественно и зарубежной психологической литературе. 8
1.1Определение понятия «деловое общение», специфика психологических барьеров в общении 8
1.2Характеристика межличностных отношений в трудовом
коллективе 15
1.3Специфика профессиональной деятельности сотрудников педиатрического отделения 19
1.4.Взаимосвязь особенностей делового общения и характера межличностных отношений в трудовом коллективе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния особенностей делового общения на характер межличностных отношений сотрудников: на примере педиатрического отделения ГКБ№67 26
2.1 Методы исследования 26
2.2Проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов 32
Выводы 43
Рекомендации по коррекции позитивных межличностных отношений и оптимизации делового общения сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67 45
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 56
3,000 руб.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность личности и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Оптимизировав опыт психологов и педагогов, занимающихся изучением проблемы общения, мы выяснили, человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому люди еще будучи студентами и учениками должны изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества.
В отечественной социальной психологии содержание термина "общение" принято рассматривать в понятийном словаре теории деятельности. При этом, в общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. Кроме того, традиционно принято "...характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
В нашем исследовании стояла цель – провести теоретическое и эмпирическое исследование влияния особенности делового общения на характер межличностных отношений сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67. Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены различные точки зрения на проблему общения как отечественных, так и зарубежных авторов, были даны определения понятиям «деловое общение», «барьер общения», рассмотрены виды барьеров в общении и выявлены особенности психологических барьеров в общении; систематизированы сведения характеристике межличностных отношений в трудовом коллективе; выявлена специфика профессиональной деятельности сотрудников педиатрического отделения и определена взаимосвязь особенностей делового общения и характера межличностных отношений в трудовом коллективе. Опираясь на полученные знания, нами были подобраны методы диагностики межличностных отношение в коллективе и проведено экспериментальное исследование влияния особенностей делового общения на характер межличностных отношений сотрудников: на примере педиатрического отделения ГКБ№67.
В результате проведенного исследования, мы смогли отметить, что у тех сотрудников, у которых имеются психологические барьеры в межличностном общении, был определен низкий уровень толерантности, доминирование авторитарности, агрессивности при общении с коллегами и направленность на соперничество (или, как вариант, избегание, что характеризует нежелание участников идти на контакт и взаимодействовать с коллегами). Так же была выявлена и обратная зависимость.
Полученные результаты определили обоснованную необходимость подбора и апробирования методики формирующей работы по коррекции межличностных отношений и оптимизации делового общения сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67 повысить уровень совместимости сотрудников и в целом показать, что сильный коллектив – это коллектив, направленный на взаимопомощь, поддержку и желание работать командой.
Таким образом, нами были выполнены задачи исследования и достигнута цель работы.
Мы можем сделать следующие рекомендации по снижению психологических барьеров и коррекции межличностных отношений в общении в любых организациях для руководителя:
1.лично знакомиться с сотрудниками и устанавливать положительный контакт, быть в курсе всех событий в коллективе;
2. проводить систематическую оценку и мониторинг размера и развития барьеров в общении коллектива;
3.исключить моменты, которые могут вызвать напряжение, тревожность подчиненных друг с другом или начальством или могут создать психологический барьер;
4.проводить внеплановые мероприятия, не связанные в профессиональной деятельностью – банкеты, культурные развлечения и тд.., что позволит сплотить коллектив целом и создать более разряженную атмосферу в системе «начальник - подчиненный».
Для подчиненных мы можем порекомендовать следующее:
1.установить психологический контакт как с коллегами, так и с руководителями;
2. не проявлять конфликтность и повышенную инициативность – данные аспекты могут привести к непониманию со стороны коллег и вряд ли доведут до поощрения со стороны руководства;
3. следует избегать всех ситуаций, создающих чрезмерную нагрузку на чувство ответственности;
4.постараться приспособиться к тому коллективу, в котором приходиться работать и проводить большую часть времени;
5.стараться развивать личные способности и реализовать себя без ущерба коллективным целям.
В заключение, следую отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существует взаимосвязь между особенностями делового общения и характера межличностных отношений сотрудников педиатрического отделения ГКБ№67.
В результате исследования мы смогли доказать данное предположение.
3,000 руб.
1. Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования: Автореф. дис…. д-ра психол. наук. СПб., 1997.
2. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей). Журнал практического психолога, № 7-8, июль-август, 1999.
3. Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1999. -376с.
5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224с.
6. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 3.
7. Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего медицинского образования в России (под редакцией акад. РАМН, профессора Н.Д. Ющука// Материалы международной конференции. – М., 2006. – 143 с.
8. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. Серия: Практическая психология. - СПб.: Питер, 2006г.- 175 с.
9. Богданова Е.Е. Личностные ограничения социально-коммуникативной компетентности: динамика первичной профессиональной социализации // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информ. журн. – 2006. – Спецвыпуск №1. – С.21–34.
10. Бодалёв А.А. Психология общения. «Издательство институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» - М.: 1999.
11. Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003 г.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1968.
13. Бойко В.В. «Эмоциональное выгорание», М.1995.
14. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: ИИД «Филин»,1999.
15. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. 1991.
17. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.№ 2. С. 147-157.
18. Генов Ф. Психология управления. М., 1982.
19. Гришина Н.В. Психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе. / Социально-психологические проблемы производственного коллектива./ Под ред. Шороховой Е.В. М., 1983.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
21. Дж.Мид. Современная буржуазная философия. М. 1987. - с.63.
22. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. – 1999. – № 3.
23. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л. 1976.
24. Жукова М. И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Дис…. канд. психол. наук. М., 1990.
25. Журнал "Человек" № 6, 1991,- с.23.
26. Ильин Г.Л. Некоторые проблемы психологии общения. // Вопросы психологии. 1986. № 5.
27. Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979. С. 65.
28. Карвасарский Б. Д. (общая редакция): Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер Ком,1998. - 593-594.
29. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.
30. Кричевский Р.Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии //Вопросы психологии. – 1979. - №5.
31. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. С. 146
32. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения». - «Психологический вестник» - Ростов-на-Дону, 1999 - с. 24-40.
33. Леонов Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. Вып. 1. – Ижевск: Удмуртский университет, 2002. – 210 с.
34. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл. 1999. - с.365.
35. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. 1986.
36. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
37. Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Правовые и социально-психологические аспекты управления. - М., 1972.
38. Лупьян Я. А Барьеры общения, конфликты, стресс. - Минск, 1988.
39. Льюис Девид Тренинг эффективного общения. – М.: Академический проект, 2002.
40. Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88.
41. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М., 1984.
42. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.
43. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости //Вопросы психологии. 1981. - № 6.
44. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — К.: Высшая школа, 1999.
45. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1974. С. 30
46. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории.-СПб.: ИГУП, 1999.- 592 с. С.195-202.
47. Педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. редакторы И.А.Каиров и Ф.П.Петров. – М., 1968.
48. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально – психологический тренинг. – М.: Издательство МГУ, 1999.
49. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л. изд-во ЛГУ. 1999. 181 с.
50. Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика. 1999.
51. Ражина Н. Ю. Коммуникативная компетентность как фактор, обусловливающий успешность профессиональной деятельности. М.., 2004г.
52. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер. 1999.
53. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1999.- 220с.
54. Садыков И.В. Эртель Л.А. Педиатрическая служба глазами родителей и врачей// Социология медицины № 2 (9), 2006 - С. 39-42.
55. Садыков И.В. Профессиональная роль врача-педиатра. Волгоград, Изд-во ВолГМУ, 2006. – 27 с.
56. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
57. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997.
58. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000.
59. Стернин И.А.. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, S.279-282.
60. Хащенко В. А. Исследование коллективного субъекта управления // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 88 — 98.
61. Цветкова Л. А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Автореф. дис…. канд. психол. наук. СПб., 1994.
62. ШепельВ.М. Управленческая психология. М.“Экономика”.1999, 284с.
63. Шеркович Ю.А. Идеологическое воздействие как фактор влияния на социально-психологический климат. /Социально-психологический климат коллектива. М. Наука. 1999. с. 41-48.
64. Шиянов Е.Н, Котова И.Б.. Идея гуманитаризации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов -н/Д: РИО АО "Цветная печать", 1999.
65. Шрейдер Ю.А. Этика. – М.:1999. – 271с.
66. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
67. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
3,000 руб.