В условиях развивающей рыночной экономики Российского государства юридические лица играют большую роль в социально-экономических процессах, происходящих в обществе. Цели и задачи, которые стоят перед ними, охватывают практически все сферы общественной жизни россиян.
Процессы создания и регистрации юридических лиц регламентированы законодательством. Последние годы усилия государственной власти направлены на наведение порядка в данной сфере в целях, с одной стороны, строгого административного и налогового контроля, с другой стороны – упрощения и ускорения процедуры регистрации юридических лиц.
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц призвана упорядочить процесс создания юридических лиц, скоординировать их деятельность.
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители "являются" в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.
В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли. Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут. Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).
Создание коммерческих и некоммерческих юридических лиц отличается по процедуре и нормативному регулированию.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения процессов создания и регистрации юридических лиц, анализа нормативной базы, важностью повышения эффективности работы государственных органов в данной сфере.
Целью работы является изучение основных положений нормативных актов, регулирующих процесс создания и регистрации юридических лиц, выявление общих положений и частных особенностей.
Задачами работы является освящение положений законодательства в сфере регистрации юридических лиц, стадий данного процесса, определение необходимых документов.
Объектом исследования являются гражданско-правовые и административно-правовые отношения в сфере регистрации юридических лиц.
Предметом исследования являются нормативные акты, положения гражданско-правовой науки, судебная практика.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
1,200 руб.
Введение. 3
Глава 1. Теория создания юридического лица. 6
1.1. Порядок создания юридического лица. 6
1.2. Этапы создания юридического лица. 8
1.3. Государственная регистрация. 9
Глава 2. Создание коммерческой организации. 13
2.1. Виды коммерческих организаций и способы их создания. 13
2.2. Учредительные документы. 15
Глава 3. Создание некоммерческой организации. 20
3.1. Понятие и виды некоммерческих организаций. 20
3.2. Порядок создания некоммерческой организации. 23
Заключение 27
Список литературы. 29
Приложение 32
1,200 руб.
Анализ законодательства, регулирующего порядок создания, учреждения и государственной регистрации юридических лиц различных организационно-правовых форм показывает, что каждое юридическое лицо имеет свои особенности в нормативном регулировании данного процесса.
Особенности регулирования отражены в законодательстве, регулирующем деятельность отдельных видов юридических лиц.
Анализ нормативного регулирования процессов образования юридических лиц в Российской Федерации, а также практики их создания показал, что в данной сфере наблюдаются прогрессивные улучшения.
Можно отметить следующие тенденции российского законодательства:
- упрощение процедуры регистрации юридических лиц;
- сокращение числа государственных органов («окон»), занимающихся вопросами регистрирования юридических лиц;
- сохранение значительного количества контролирующих органов.
В сфере регулирования создания коммерческих организаций роль государства заключается в:
- содействие пополнению бюджета страны и территориальных образований;
- содействие повышению благосостоянию граждан;
- содействие увеличению рабочих мест, развитию производства.
В сфере регулирования образования некоммерческих организаций роль государства заключается в следующем:
- помощь и содействие в создании организаций, необходимых для функционирования гражданского общества;
- контроль за соблюдением некоммерческими организациями целей своего создания;
- запрет создания некоммерческих организаций, цели создания и функционирования которых признаются опасными либо вредными для государства, общества и граждан.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.) //Российская газета от 8 декабря 1994 г. N 238-239 от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25; от 28 ноября 2001 г. N 233
3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N95-ФЗ «О политических партиях» //Российская газета, 14 июля 2001 г. N 133
4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 14 января 1998 года (в ред. Федеральных законов от 11.07.1998 N 96-ФЗ, от 31.12.1998 N 193-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ).
5. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"//Российская газета от 16 мая 1996 г.
6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г.) // Российская газета от 25 мая 1995 г.
7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №33 (Часть I). Ст.3430; 2002. №11. Ст.1020; №12. Ст.1093; №50. Ст.4925; 2003. №2. Ст.169; №9. Ст.805; №11. Ст.956; №13. Ст.1178; №52 (Часть I). Ст.5037
8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)
9. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"//Российская газета, 23 декабря 1997 г.
10. Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. №730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // Собрании законодательства Российской Федерации. 1998. №27. Ст.3148.
11. Постановление Правительства РФ от 6 июня 1994 г. N 655 "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации" (с изменениями от 3 октября 2002 г.) Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июня 1994 г. N 8 ст. 866
Научная литература:
12. Гражданское право: Общая часть / Гамбаров Ю.С., Томсинов В.А.. - М.; Зерцало, 2003. - 816 с.
13. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник / Белов В.А.. - М.; АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. - 960 с.
14. Гражданское право: Учебник /Под ред. Е.А. Суханова: В 2 т .:М., 1993, 1993. Т. 1.
15. Гражданское право. Т. 2: Полут. 1 / Витрянский В.В., Ем В.С., Зенин И.А. и др. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.; БЕК, 2000. - 704 с.
16. Гражданское право: Учебник / Богачева Т.В., Гришаев С.П., Масляев А.И. и др. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.; Юристъ, 2003. - 496 с.
17. Гражданское право. Часть первая: Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И.Масляева.-М.:Юристь,1997.С.98.
18. Советское гражданское право: Учебник/Отв. ред. В.П. Грибанов, СМ. Корпеев: В 2 т. М, 1979. Т. 1. Гл. IX;
19. Никифорова М.А. Возникновение юридического лица. Учредительные документы. Регистрация юридического лица // Субъекты гражданского права. - М.; Изд-во ИГиП РАН, 2000. - с.18-38
Периодическая литература:
20. Белов В.А. Бунич Г.А., Гончаров А.А., Попонов Ю.Г. Гражданское право: Учебник. - М., 2002. - 480 с. // Вестник Московского университета. - М.; Изд-во Моск. ун-та, 2003. - № 5. - с.114-134
21. Галкин С.С., Михайлов Ф.Н. Государственная регистрация юридического лица и "юридическая безответственность" государственных органов // Вестник Московского университета МВД России. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - № 4. - с.111-114
22. Щербинин С.С. Создание юридического лица с участием российской организации на территории иностранного государства. (Начало) // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом "Юстицинформ", 2002. - № 1. - с.55-58
1,200 руб.