В последние годы часто приходится слышать, что отставание России во многом определяется несовременными методами управления. Действительно, управление осуществляет связь между производительными силами и производственными отношениями, и его значение нельзя переоценить. Сегодня уже невооруженным взглядом можно выделить успешно работающие предприятия, при целом ряде факторов, определяющих успешность, безусловно управление играет центральную роль. По простой аналогии можно предположить, что в государственной и муниципальной сфере качество управления играет не последнюю роль.
Реформы и преобразования в политической, экономической, социальной сферах поставили много новых проблем перед администрациями муниципальных образований. Прежняя экономическая система с привычными ценностями и подходами к решению проблем, с устоявшимися технологиями принятия решений, когда муниципалитеты служили лишь проводником финансовых средств из “центра” ушла в прошлое. Муниципальные образования получили определенную политическую и экономическую самостоятельность, но реформирование межбюджетных отношений явно запаздывает по отношению к экономическим и политическим реформам. Муниципальные образования оказалось не готовым к новым реалиям, причем не столько в сфере решения практических вопросов, сколько в формировании и оценке финансовых ресурсов и выборе стратегии развития муниципального образования.
Идущая в Российской Федерации реформа системы межбюджетных отношений, по своей сути, предусматривает постепенный переход к нормативной оценке потребностей бюджетов разного уровня с целью определения финансовой помощи. Условия предоставления и использования финансовой помощи из федерального бюджета будут устанавливаться федеральным законодательством, а также соглашениями между федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Деятельность муниципального сектора экономики довольно сложна и противоречива на фоне кризисных явлений государства в целом. Эти факторы обусловлены рядом причин, среди основных доминируют следующие:
1. Несовершенство федерального законодательства и недостаточное количество законодательных актов, способных сохранить муниципальную собственность.
2. Грубые ошибки в разгосударствлении и приватизации собственности. Из-за этого большинство ранее рентабельных предприятий с прочной материально-технической базой и оборотными средствами, с сильным управленческим аппаратом, компетентными служащими и квалифицированными рабочими кадрами преобразовались в частные предприятия. Изменение экономической и политической ситуации поставили эти предприятия на грань банкротства.
3. Недостаточный образовательный уровень руководителей в сфере экономики в переходный период обусловил их полную неспособность сориентироваться в новой экономической ситуации.
4. Нехватка бюджетных средств привела в упадок жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт и т.п.
Поэтому, если в ближайшее время не принять экстренных мер в области экономики и управления муниципальным хозяйством, результат может быть плачевным.
Чрезмерное увлечение зарубежным опытом, попытки бессистемно и бездумно внедрить его в нашу действительность не только не решили проблемы, но и породили новые.
Что же сегодня является муниципальной собственностью, требующей нового подхода к управлению?
- Имущество, отнесенное в результате разграничения к ведению муниципалитетов.
- Имущество, приобретенное или созданное на средства муниципалитетов.
- Собственность, приобретенная в порядке осуществления сделок.
- Муниципальный жилищный фонд.
- Нежилые помещения в зданиях муниципального жилищного фонда.
- Муниципальные предприятия, учреждения и объекты инженерной инфраструктуры.
- Имущество, переданное муниципальным образованиям на основе договоров и соглашений.
Цель дипломное работы – рассмотреть использование экономических методов в муниципальном управлении.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- определить понятие и процесс муниципального управления;
- описать методы муниципального управления;
- перечислить полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
- рассмотреть бюджетное финансирование как прямой экономический метод муниципального управления;
- рассмотреть процесс установления тарифов и цен на услуги и товары;
- описать организацию бюджетного процесса на примере Ленинградской области;
- рассмотреть процессы налоговой политики местных властей;
- дать характеристику аренды муниципальной собственности как косвенного экономического метода муниципального управления;
- охарактеризовать стратегическое планирование как экономический метод муниципального управления;
- выявить проблемы экономических методов муниципального управления;
- определить перспективы экономических методов муниципального управления;
- рассмотреть развитие местного самоуправления.
Объектом исследования являются прямые и косвенные экономические методы муниципального управления.
Предметом исследования являются качественные и количественные показатели, характеризующие применение экономических методов муниципального управления.
Для рационального использования этой сложной совокупности имущества необходимо хотя бы краткосрочное обучение руководителей и специалистов в системе повышения квалификации. Долгосрочная профессиональная подготовка специалистов требует значительных финансовых затрат и длительного периода времени.
Информационной основой работы явились материалы периодической литературы, нормативно-правовые документы по регулированию экономических методов муниципального управления, а также материалы отдела экономических основ местного самоуправления.
3,000 руб.
Введение 3
Глава I. Муниципальное управление 7
1.1. Понятие и процесс муниципального управления 7
1.2. Методы муниципального управления 16
1.3. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 18
1.4. Перспективы экономических методов муниципального управления 19
Выводы по первой главе 24
Глава II. Прямые экономические методы 26
2.1. Бюджетное финансирование 26
2.2. Установление тарифов и цен на услуги и товары 39
2.3. Организация бюджетного процесса на примере Ленинградской области 44
Выводы по второй главе 53
Глава III. Косвенные экономические методы 55
3.1. Местные налоги на примере земельного налога 55
3.3. Аренда муниципальной собственности 64
3.2. Стратегическое планирование как экономический метод муниципального управления 66
Выводы по третьей главе 77
Список литературы 80
3,000 руб.
На основании вышеизложенного можно судить о том, каким образом одновременно с формированием нормативной базы местного самоуправления складывается и выстраивается в определенную иерархию система его понятий и терминов. Нет сомнения, что оба эти процесса, развиваясь, будут и в дальнейшем оказывать влияние друг на друга.
Принятие законов об общих принципах и о финансовых основах местного самоуправления заложило фундамент федерального правового регулирования муниципальной жизни. Но становление местного самоуправления в стране настоятельно требует дальнейшего развития федерального законодательства в этой сфере права. Формирование муниципальных органов выдвинуло на первый план и необходимость приюнятия законов, определяющих статус депутатов представительных органов, мэров, иных лиц, обретших свои полномочия в результате муниципальных выборов.
Необходимо организовать работу по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в координации с законопроектной деятельностью органов государственной власти.
В связи со вступлением в действие с 1 января 2006г. Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который наделяет органы местного самоуправления полномочиями в области регулирования тарифов и надбавок, может возникнуть ситуация, когда решения органов власти одного уровня (местного самоуправления) повлекут за собой расходы бюджета другого уровня (бюджета субъекта Российской Федерации). Для исключения такой ситуации предлагается внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев право субъекта Российской Федерации устанавливать предельные тарифы для муниципальных образований. Кроме того, предлагается передавать по решению субъекта Российской Федерации полномочия по регулированию тарифов на уровень местного самоуправления в установленном законодательством порядке по мере готовности конкретного органа местного самоуправления к реализации таких полномочий.
В целях обеспечения системности подхода к государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию и услуги, имеющие значимый социально-экономический характер, представляется целесообразным разработать проект федерального закона об услугах общего экономического значения и ценообразовании на социально значимые товары и услуги. Это позволит законодательно закрепить основные принципы государственного регулирования в этой сфере.
Анализ предложений в сфере социальной политики показал необходимость внесения комплексных изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, концепция которых затронута Федеральным законом от 22 августа 2004г. №122-ФЗ, в целях устранения коллизий и пробелов.
3,000 руб.
1. Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 02 ноября 2004 г.). Официальный текст по состоянию на 25 марта 2005 г.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изменениями от 23 декабря 2003 г.). Официальный текст по состоянию на 21 марта 2005 г.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с последними изменениями от 6 мая 2003 г.)
7. Закон РФ “ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономий, и городов Москва и Санкт-Петербург” от 15 апреля 1993 г. № 4807-1
8. Закон Ленинградской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ленинградской области” № 11-оз от 22 апреля 1996 года
9. Закон Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2003 год" N 73-оз от 31 декабря 2004 г. (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 декабря 2004 года)
10. Закон Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" N 57-оз от 21 декабря 2001 г (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 декабря 2001 года)
11. Постановление губернатора Ленинградской области. "Об утверждении методики расчета потенциала доходов консолидированного бюджета Ленинградской области на планируемый финансовый год" N 170-пг от 15 августа 2004 г
12. Постановление Правительства Ленинградской области «Об организации мониторинга социально-экономического уровня Ленинградской области» от № 147от 22 августа 2004 года.
Монографии, статьи, аналитические материалы
13. Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации.-M.: Прометей, 2003.-227с.
14. Анализ бюджета Ленинградской области за 2001 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2004
15. Анализ бюджета Ленинградской области за 2000 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2001
16. Анализ уровня социально-экономического уровня за 2004// Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2003
17. Бараховский А., Дмитришина А., Климанов В. Инструменты реформы бюджетной системы на муниципальном уровне// Федерализм.-2003-№3.-160 с.
18. Васюнина М.Л. Реформа местного самоуправления и развития бюджетного законодательства РФ: приоритеты и перспективы//Финансы и кредит.-2003.-№12.-С.65-71
19. Вахрин. П.И. Бюджетная система РФ: Учебное пособие.- М., 2004
20. Воронин А. Финансы муниципального образования //Федерализм -2004.-№ 3, С.48-55
21. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне.- М.: Фонд «Институт экономики города»,2004.-С.33
22. Глазырин М.В. Муниципальная самоорганизация: Основное звено территориального хозяйствования и самоуправления.- М.: Наука,2003.-159с.
23. Годин А. М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ.-М.: Городец-издат, 2004.-87с.
24. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2001.-С.34
25. Золотаренко С.Г. Финансовые ресурсы региона. – Новосибирск.: НГАЭиУ,2003.-С.66-69
26. Иванов В.В. К вопросу концепции территориального образования//Государство и право.-2003.-№11.-66с.
27. Иванов Е.Г. Факторы социально-экономического развития МО как объект управления инвестициями// Муниципальная экономика.-2004-№ 1.-С.2-9
28. Иванова О.Б. Финансовая стабилизация муниципальных образований в условия развития бюджетного федерализма: Монография.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ,2004.-215с.
29. Игонина Л.Л. Принципы организации муниципальных финансов//Финансы.-2003.-№18.-С.15-19
30. Игудин Е.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ.-Спб.,2003.-232с.
31. Кирпичников В.А. Финансовые и правовые проблемы местного самоуправления//Финансы.-2003.-№9.-С.11-15
32. Кузнецов В.В. Социально-экономические проблемы развития регионов и муниципальных образований: Аналитический обзор. -Ульяновск: УлГТУ,2004.-134с.
33. Лавров А.А. К вопросу об оценке доходов местных бюджетов в рамках реализации реформы местного самоуправления//Муниципальная власть.-2004-№1-2. -С.23-27
34. Лавров А.А. Экономические границы политического выбора// Муниципальная власть.-2003-№3-4.-С. 6-8
35. Максимов А.В. Бюджетно-финансовое равновесие муниципального образования.- М.: Финансы.2003.-294с.
36. Мартынов М.Ю.Местное сообщество и социально-экономическая основа местного самоуправления//СОЦИС.-2003.-№8.-С.50-53
37. Материалы доклада Конгресса муниципальных образований РФ//Муниципальная власть.-2003-№7-8.-с.8-19
38. Мысляева И.Н Государственные и муниципальные финансы.- Москва.: ИНФРА-М,2003,-С.55
39. Нестеров В.В. Налоговые доходы местных бюджетов и развитие межбюджетных отношений.-М.: Вуз и школа.2003.-111с.
40. Парциков Л.Л. Что нового кодекс нам готовит//Муниципальная экономика.-2003-№1.-С.28-30
41. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ.-М.: ЮНИТИ,2003
42. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. Пособие.-М.: Вузовский учебник, ВЗФЭИ,2003.-479с.
43. Пронина Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения//Финансы.-2003.-№8.-С.10-14
44. Рыжков. В.Перспективы развития федерализма и местного самоуправления в связи с их реформой// Муниципальная власть-2003.-№7-8.-С 19-22
45. Рябцев В.М. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: Монография. -Тольятти: ТГИ,2004.-130с.
46. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.М.: ИНФРА-М,2004.-249с.
47. Соловьев С.Г. Муниципально- властные институтыы местном самоуправлении РФ -Спб.: Юридический центр Пресс,2003.-330с.
48. Сомоев Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в РФ.-Спб.: СпбГУЭиФ,2001.- 124с.
49. Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы.-2001.-№ 11.-С.12-18
50. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы.- М.: Дело,2004 .-149с.
51. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов.- М.: Юрист,2003.-319с.
52. Шевырова Н.И. Мониторинг развития муниципальных образований//Управа.-2003.-№9.-С.21-33
53. Юркова С.Экономические границы политического выбора//Муниципальная власть.-2003-№3-4.-С.24-29
54. Использованы материалы сайтов: www.estate.spb.ru/fullnews/22876, http://www.gisa.ru/22548.html,
3,000 руб.