Актуальность выбранной темы заключается в том, что русская экономическая мысль — органическая составляющая часть всей истории экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых.
Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества. История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого строя.
Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.
Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо — если они не учитываются — вести к ее застою.
Целью данного реферата является изучение истории русской отечественной экономической мысли.
750 руб.
Введение 3
1. Возникновение русской отечественной экономической мысли 4
2. Русская экономическая мысль в XVII-XVIII вв. 7
3. Экономическая мысль в России XIX в. 15
4. Экономическая мысль в России конца XIX-начала XX в. 21
5. Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы XX в. 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41
750 руб.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что специфические особенности «стержневой» русской экономической мысли (по отношению к основному течению экономической мысли Запада) сводятся к следующему.
Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли начиная со второй половины XIX в.
Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем.
В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам.
Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что «человек выше принципа собственности». Не случайно в русском менталитете идею «естественного права», которая является основой западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление «кающегося дворянства» - особенность чисто русская.
Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на «авось», неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации.
Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.
Что касается хозяйственных российских традиций, то несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности. Централизованное регулирование и социальные гарантии - таковы наиболее важные формы их проявлений. Что касается традиций мелкого и среднего предпринимательства, то в дореволюционной России как общенародная традиция они только зарождалась. Зато крупное предпринимательство - существовало издревле и тяготело оно с самого начала к казне - княжеской, а затем и государственной. Более того, начиная со времен царствования Петра Первого крупное предпринимательство взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию.
Кроме того, зависимость между уровнем развития капиталистических форм производства и состоянием социально-экономической мысли не является простой и жёсткой. Возможны особые случаи и исключения. Гений Чернышевского, который смог в условиях крепостной России подняться до высоты современной ему европейской науки, - самый яркий пример. В некоторых областях, в частности в вопросе об экономике и социальной роли крестьянской общины, русские мыслители внесли важный вклад в мировую науку. Русская мысль рассматривает вопрос, который со времён Петра I волнует и русских, и западных европейцев. Этот вопрос – исторические судьбы России, вопрос об отношении России к европейскому Западу, о взаимовлиянии России и Запада. Изучение воззрений русских мыслителей XIX в. помогает лучше понять, что произошло в нашей стране в XX веке. Лучшие представители русской науки примыкали к традициям Адама Смита и Рикардо и тем уже были подготовлены к восприятию учения Маркса. Это не исчерпывает вопрос о причинах революции в России, но важно для выработки ответа на него.
750 руб.
1. Агапова И. И. История экономических учений. – М.: Тандем, 2008. – 248 с.
2. Гукасьян Г. М., Нинциева Г. В. История экономических учений. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
3. Драгункина Н. В., Приходько А. В. История экономических учений. – М.: Экзамен, 2006. – 160 с.
4. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики России. – М.: Логос, 2003. – 208 с.
5. Новикова З. Т., Смирнов В. Г., Чуб А. А. История экономических учений. – М.: Академический проспект, 2007. – 256 с.
6. Покидченко М. Г., Чаплыга И. Г. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
7. Романенко И. В. История экономических учений. – М.: Издательство Михайлова В. А., 2003. – 389 с.
8. Соврина Г. Н. История экономической мысли ХХ столетия. – М.: РАГС, 2006. – 290 с.
9. Титова Е. Н. История экономических учений. – М.: Владос, 2007. – 288 с.
10. Фомин С. В., Мочерний С. В. История экономических учений. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 352 с.
11. Шлармовская Г. А., Тур А. Н. История экономических учений. – М.: Новое знание, 2006. – 340 с.
12. Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина Л. И. – М.: Экономика, 1999. – 1024 с.
13. Ядгаров Я. С. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 480 с.
14. Осадчая И. Российская экономическая мысль – прошлое и настоящее. Люди и судьбы. http://nauka.relis.ru/02/0102/02102018.htm
750 руб.