Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что главная цель воспитательной системы – это воспитание самостоятельной, творчески активной и гармонически развитой личности. Важно, чтобы ребенок, который только недавно пришел в школу, обладал широким кругозором и современными знаниями о науке, природе, культуре. Коммуникативная сфера детей обуславливает в свою очередь изменение строения и протекания всей их игровой деятельности. С точки зрения нашего подхода коммуникативный компонент игры рассматривается не как сосуществующий с процессом игровой деятельности – он представляется сращенным с игровым процессом, причем данному компоненту принадлежит своеобразная роль регулятора игровой деятельности. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему. Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.
По отношению к детям младшего школьного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений в игре. Между тем условное игровое действие, формирующиеся в раннем детстве и являющеюся, безусловно, основой более сложной игры дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней (с лежащем в центре её ролевым поведением и творческим построением сюжета). В результате игра крайне однообразна. Часто даже к младшему школьному возрасту игровая деятельность детей не достигает своих развитых форм. Это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности более широко – как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего начального обучения школьников.
Объект исследования – игровая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности игры в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – изучить особенности игры в младшем школьном возрасте.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить сущность и основные особенности игры в аспекте изучения теории игр.
2.Определить социально-психологическая структура и роль игры в развитии личности ребенка младшего школьного возраста.
3.Обосновать специфику игр для детей младшего школьного возраста.
4.Проанализировать особенности игры у детей младшего школьного возраста.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что основной особенностью игры детей младшего школьного возраста является активное освоение ребёнком позиции субъекта игровой деятельности, которое возможно при проектировании содержания игр в соответствии с субкультурой детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 495 г. Москва.
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения игры в младшем школьном возрасте
в психолого-педагогической литературе
1.1.Сущность и основные особенности игры в аспекте изучения теории игр…..5
1.2.Социально-психологическая структура и роль игры в развитии личности ребенка младшего школьного возраста…………………………………………...12
1.3.Особенности игровой деятельности детей младшего школьного возраста...16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей игры у детей младшего школьного возраста (на примере учащихся 1-х классов МОУ СОШ № 495 г. Москвы)
2.1.Диагностика особенностей развития игровых навыков у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...21
2.2.Программа развивающих игр для детей младшего школьного возраста…..23
2.3.Динамика развития игровых навыков у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………30
Приложения…………………………………………………………………………32
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов
Игра - результат развития ребёнка, интеграции - общения, познания и труда. Это источник многообразных переживаний значимых для ребёнка, и, в то же время, средство развития других видов деятельности - трудовой, художественной, учебной, которые «прорастают» из детской игры.
Ребёнок младшего школьного возраста может освоить позицию субъекта игровой деятельности при соблюдении следующих педагогических условий: проектирование содержания игровой деятельности в соответствии с субкультурой старшего дошкольника; реализация поэтапной педагогической технологии, развивающей у детей умения строить сюжет, создавать образ игрового персонажа, общаться со сверстниками; конструирование предметно-игровой среды с использованием полифункционального игрового материала.
Позиция субъекта игровой деятельности проявляется в самостоятельности и творчестве ребёнка в выдвижении игровых замыслов, построении сюжета, выборе средств его реализации; в эмоционально-положительной направленности общения с партнёрами. Гибкая тактика руководства воспитателя игровой деятельностью, где педагог - носитель содержания игр и игровых умений; со-игрок и координатор; наблюдатель и консультант обеспечивает освоение старшими дошкольниками позиции субъекта игровой деятельности. На основе экспериментального исследования мы можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что основной особенностью игры детей младшего школьного возраста является активное освоение ребёнком позиции субъекта игровой деятельности, которое возможно при проектировании содержания игр в соответствии с субкультурой детей младшего школьного возраста.
В заключение, хотелось бы отметить, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана и задачи решены.
1,200 руб.
Список использованной литературы
1. Аникеева Н.П., Воспитание игрой, Москва, 2001.
2. Аникеева Н.П., Игра в педагогическом процессе, Новосибирск, 2002.
3. Аникеева Н.П., Педагогика и психология игры, Москва, 2003.
4. Богомолова Н.Н., Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва – МГУ, 2003.
5. Вуарен Н., Что такое игра? // Культура", 2002., №4.
6. Газман О.С. , Социальные аспекты развития // Педагогика, 2002., №5.
7. Давыдов В.В., Зинченко В.П., Принцип развития в психологии // Вопросы философии", 2007., №12.
8. Добрынская Е.И., Свободная время и развитие личности, С-П, 2003.
9. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка школьного возраста, Москва, 2002.
10. Ладенко И.С., Игровое моделирование методология и практики, Новосибирск, изд-во Наука, 2001.
11. Михайлова Е.В. Диагностика сформированности нравственных ценностей у младших школьников в игре // Школа ХХI века: Материалы научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2005.
12. Михайлова Е.В. Проблема формирования нравственных ценностей у школьников во внеурочной краеведческой деятельности // Инновационные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях и социуме: Материалы научно-методической конференции. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2005.
13. Михайлова Е.В. Игровые качества школьников // Московская школа: вчера, сегодня, завтра. Информационно-аналитическое издание Департамента образования города Москвы. – М., 2006. - №6.
14. Михайлова Е.В. Особенности формирования игровых умений школьников // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук: Международный межвузовский сборник научных работ. Вып. 2. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Экон-Информ, 2006. – С. 221-228
15. Педагогика и психология игры, Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ – 2002
16. Праздников Г.А., Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека", М., 2004.
17. Рубинштейн С.Л., Основа общей психологии, Т. 2., Москва, изд-во "Педагогика", 2002.
18. Столович Л.Н., Искусство и игра // Эстетика", Москва изд-во "Знание", 2002.
19. Терский В.Н., Игра. Творчество. Жизнь, Москва, 2002.
20. Усова А.П., Игра, Москва, 2004.
21. Устименко В.Ф., Место и роль игрового феномена в культуре // Филосовские науки", 2004, №2, стр. 69 – 77.
22. Шмаков С.А., Игры школьников – феномен культуры", Москва изд-во "Новая школа", 2002.
1,200 руб.