Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о таких психологических характеристиках личности, как характер, темперамент. Тем не менее темперамент и характер и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Даже сейчас, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ответы на многие вопросы эти понятия путают, смешивают и не дифференцируют.
В самом общем смысле темперамент понимается либо как "природная основа", либо как "динамическая основа" характера. Темперамент врожден и не меняется в течение жизни. Тип темперамента определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д.
Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Темперамент - это особенности не столько самого человека, сколько его нервных процессов (особенности его тела, в конечном счете). Мы говорим о темпераменте, когда говорим о возбудимости, уравновешенности, устойчивости. Темперамент - это по сути обстоятельства, в которых находится человек. Человеку, однако, дано в какой-то степени выбирать режимы работы своей нервной системы, укреплять ее, расшатывать, уравновешивать. Под темперамент можно приспосабливаться, темперамент можно постепенно изменять...
Характер - это то, как человек действует, его стиль, его неповторимость. Человек может быть решительным или нерешительным, собранным или расхлябанным, самоуверенным или робким... Над характером, конечно, тоже можно работать.
Личность - это то, с кем мы имеем дело. Определяется тем, что человек делает по жизни... Изменилась личность - нам кажется, что перед нами другой человек.
Ряд признаков, употребляемых в отношении темперамента, личности и характера, являются сквозными. Например, мы говорим "сильная личность", "сильный характер", "сильный темперамент". Но смысл этих квалификаций различен. "Сильный темперамент" означает выносливый, способный переносить нагрузки, меняющиеся в широком диапазоне, сохраняющий работоспособность. Сильный характер имеется у человека, способного противостоять всякого рода соблазнам на пути следования к намеченной цели. Сильная личность – это человек, пользующийся авторитетом, влиятельный человек. Еще одним параметром такого рода является направленность. Смысл ее также меняется, говорим ли мы о направленности личности, направленности характера или о направленности темперамента.
Таким образом, мы видим, что этот вопрос уже достаточно изучен такими известными учеными, педагогами и психологами, как Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л. и многими другими, но это не уменьшает значимости и актуальности нашей работы.
Целью нашей работы является изучение вопроса о связи темперамента и характера.
Объектом исследования стали сотрудники одного из офисов города.
Предметом исследования являются характер и темперамент выбранной экспериментальной группы.
Гипотеза. Наше исследование строиться на предположении о том, что понятия личность, характер, темперамент нередко смешиваются, но их можно и разграничить. Зная характеристики типов темперамента, можно с определенной долей вероятности прогнозировать поведение человека. Темперамент и характер тесно взаимосвязаны.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам о развитии личности, темпераменте и характере;
2.Рассмотреть особенности развития личности, определить значение основных понятий: темперамент и характер;
3.Выявить сходство и различия темперамента и характера и определить влияние этих характеристик друг на друга;
4.Подобрать и апробировать на выбранной экспериментальной группе методики по определению типа характера и темперамента и выявить коэффициент корреляции, с помощью которого у нас появится возможность определить взаимосвязь темперамента и характера.
5.Проанализировать полученные результаты, подвести итог нашей исследовательской работы.
Экспериментальная часть нашего исследования строилось на основе подобранных нами методик по определению типа темперамента и характера, а так же выявлению индивидуально- психологических свойств личности:
1.Опросник MPI (методика Айзенка) - диагностика индивидуально-психологических свойств личности;
2.Опросник К. Юнга - определение типа характера;
3. Тест - опросник Айзенка – определение типа темперамента.
База исследования: один из частных офисов города. В исследовании принимали участие 20 сотрудников данного офиса.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи темперамента и
характера 6
1.1 Развитие личности. Определения понятий «темперамент» и «характер 6
1.2 Единство и различия темперамента и характера 15
1.3 Связь темперамента и характера 20
Выводы по главе 1 24
Глава 2.Экспериментальное исследование связи темперамента и характера 26
2.1 Обоснование выбора методик. 26
2.2 Описание методик. Проведение исследования 27
2.3 Интерпретация результатов 39
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение 52
1,200 руб.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы рассмотрели основные аспекты вопросов о темпераменте и характере личности.
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);
3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. П.);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – ригидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.
Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. При постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. Активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) Результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.
Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были подобраны методики по определению типа характера, темперамента и индивидуально-псиологических качеств личности у группы сотрудников одного из офисов города. Перед нами стояла задача определить, существует ли взаимосвязь между темпераментом и характером. Для этого мы решили изначально определить тип характера и темперамента у экспериментальной группы сотрудников.
Данное исследование помогло нам решить поставленную задачу и подтвердить гипотезу.
1,200 руб.
Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // психология личности // т. 2// хрестоматия.- Самара: изд. Дом "БАХРАХ", 1999г., с.240.
2.Анохин П. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276
3.Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 1983 г
4.Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г., №4, с.22-34
5.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996г
6.Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// психология формирования и развития личности. М., 1981г., с.159-177
7.Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.,1994 г., 90с.
8.Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
9.Выготский Л.С. « Проблемы психологии», М. 1979
10.Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.1976 г
11.Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88
12.Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.,1981г., с.169
13.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г
14.Кон И.С. Открытие «Я».- М., 1978 г
15.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
16. Леонтьев А.Н. К теории развития личности. – М., 1982. – 402 с.
17.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2005. – 583 с.
18.Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88
19.Маслоу А. Психология бытия. Тест по оценке уровня самоактуализации личности. М.: ВАКЛЕР, 1997
20.Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964; изд. 2 (ред.). Пермь, 1973.
21.Немов Р.С. Общие основы психологии /психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
22.Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС, 2003 г., т .1, 688 с.
23.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики», М.1999
24.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования (сост. Е.И. Рогов. М. 2000).
25.Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Ростов на Дону: "Феникс", 2001
26.Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2. М., 1951, с. 85.
27.Петровский А.В., Ярошевский М.Г., «Психология», Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-2-е изд-е., стереотип.- М.: Изд. Центр «Академия»,2000г.-512 с.
28.Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1981 г., №1
29.Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1995 г., с.410
30.Платонов К.К., Голубев Г.Г. "Психология" "Высшая школа", М., 1977 г
31.Проблемы экспериментальной психологии личности// учёные зап. Пермского Пед. ин-та. Пермь , 1970 г., 296 с.
32.Психологический словарь, 1983. с.332.
33.Психологическое тестирование / раздел 7/ личность: опросниковые методики/ часть 1/ тексты опросников / Пенза, 1990 г., с.124
34.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.
35.Психология. Словарь. – М. 1990 г.
36.Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧЕРО, 2000. - 776 с.
37.Психология и педагогика / под ред. Николаенко в.н. - м.: инфра-м, 2002. - 175 с.
38.Психология личности: Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.- М.,1982 г.
39.Райгородский Д.А. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: БАХРАХ, 1997 . - 640 с.
40.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., Питер. 1999.
41.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.
42.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: школа Пресс, 1995.
43.Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001.
44.Советова О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологических инноваций // психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб.: изд-во СПб ун-та, 1997 г., с.240
45.Спиркин А.Г.Сознание и самосознание. М:Политиздат ,1972 г.,с. 303
46.Столин В.В.. Самосознание личности. М., 1983 г., 284 с.
47.Фельдтштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Просвещение, 1994
48. Фромм Э. Психоанализ и этика. (библиотека этической мысли). М., 1993. с. 380-384.
49.Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Макаренко. - М.: Просвещение, 1987.
50.Чеснокова И.И.. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974 г., с.209-225
1,200 руб.