Введение
Содержание
Заключение
Литература
Многогранность человека как личности - воплощения индивидуальных особенностей - позволяет изучать его во многих ипостасях. Человека изучают во всех проявлениях его существования и деятельности - как - человека разумного, как - человека общественного, как - человека-потребителя, как - человека свободного. Имеются исследования, посвященные изучению - человека, не владеющего речью (в довербальный период его существования и в плане современной медицинской проблемы). Для социологии коммуникации особое значение имеет изучение - человека говорящего, то есть реализующего себя как коммуникативную личность.
Изучение творческой личности опирается на определения понятия личность как категории философской, социологической, психологической и лингвистической (языковая личность). С учетом исследований этих дисциплин родовое понятие «личность» можно раскрыть как целостную структуру социально значимых качеств, приобретенных индивидом в совместной с другими деятельности и общении и определяющих его индивидуальность.
В настоящее время становится все более актуальным поиск внутренних духовных ориентиров, которые могли бы помочь сохранить целостность и гармоничность личности. Творчество позволяет человеку созидать и находить внутри себя источник совершенствования и жизненной полноты.
Закономерно, что проблемы творчества относятся к числу классических и актуальных проблем общей психологии (Е.Я. Басин, М.И. Богачева, Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Б.С.Мейлах, Л.М. Попов, В.Н. Пушкин, С.Х. Раппопорт и др.).
Личностные образования, интегрирующие в себе влияние внутренних и внешних факторов, являются ведущими в актуализации творческого потенциала (Я.А.Пономарёв, С.Л. Рубинштейн и др.), особенно это касается личностной направленности художников, поскольку она многоаспектно проявляется в творческом продукте живописцев. В структуре личностных качеств художников неповторимое сочетание нескольких акцентуированных черт служит основой для сохранения индивидуальности, столь необходимой в творчестве (К.Леонгард, А. Е. Личко). Стоит отметить, что в любой профессиональной деятельности необходимы проявления творческих способностей. Развитие профессионала зависит не только от профессиональных умений, навыков, но и от креативности и творческого подхода.
Идея гармоничности является исторической предпосылкой принципа соответствия, - поэтому целесообразно использовать его для анализа именно художественной продукции, которая изначально выражает стремление автора к гармоничности и эстетическому совершенству.
Анализ научной литературы показывает, что фундаментальное значение для понимания процесса формирования творческой личности, коммуникативной компетенции и профессионализма личности, как важнейших структурных компонентов имеют философские и психологические исследования К.А. Альбухановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, Ю.М. Жукова, М. С. Кагана, Б. Ф. Ломова, Б. Н. Мясищева, А. В. Петровского, К. Роджерса, Л. С. Рубинштейна, В.М. Соковнина, А.И. Титаренко и др.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью разрешения противоречий:
- между требованиями, предъявляемыми обществом к медицинским работникам (в нашем случае - медицинской сестре – руководителя в акушерстве) в целом, как к субъектам общества, к развитию творческих способностей как основополагающих критериев профессионального и должностного роста и отсутствием целенаправленной работы, ведущейся в этом направлении;
- между потребностью в специалистах медицинских сестер-руководителей в акушерстве с развитыми творческими, профессиональными, коммуникативными способностями как сущностной составляющей их профессиограммы и отсутствием возможностей использования потенциала обучающей программы в развитии личности и творческих способностей сестер - руководителей в акушерстве;
- между отсутствием достаточных психологических знаний по проблеме развития личности сестры-руководителя в акушерстве и ее творческих способностей, как критерия профессионального и должностного роста.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы развития личности сестры-руководителя в акушерстве и ее творческих способностей, как критерия профессионального и должностного роста. Данный аспект определил необходимость изучения личностных качеств, творческих способностей медицинских сестер – руководителей в акушерстве и позволило нам выбрать следующую тему дипломной работы: «Развитие личности сестры-руководителя в акушерстве и ее творческих способностей, как критерий профессионального и должностного роста».
Целью нашего исследования стало теоретическое и экспериментальное исследование особенностей развития личности сестры-руководителя в акушерстве и ее творческих способностей, как критерий профессионального и должностного роста.
Предмет исследования – личностные особенности и творческие способности сестры – руководителя в акушерстве.
Объектом нашей работы является процесс развития личности сестры-руководителя и ее творческих способностей, как критерия профессионального и должностного роста.
В основу исследования положена следующая гипотеза: Для каждого типа личности можно выделить наиболее характерные поведенческие реакции, проявляющиеся в широком диапазоне ситуаций. Сформированность личностных качеств и творческих способностей работников сестры– руководителя в акушерстве, таких как самооценка, коммуникативных и организаторских склонностей, общительности, воображения, креативности, самоотношения и др. положительно скажется на эффективность и результативности профессиональной деятельности.
Опираясь на определенную цель, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования и рассмотреть личность и коммуникативную компетенцию в свете социально-психологических знаний;
2.охарактеризовать специфику проявлений личностных качеств и творческих способностей сестры-руководителя с точки зрения врачей, сестер-руководителей и средних медицинских работников;
3.провести экспериментальное исследование особенностей развития личности сестры-руководителя и ее творческих способностей, как критерия профессионального и должностного роста
4.апробировать методику, которая была нами разработана с учетом исследовательских работ по формированию личностных качеств сестры-руководителя и ее творческих способностей;
5.выявить динамику развития личности сестры-руководителя и ее творческих способностей
6.сформулировать рекомендации по развитию личности сестры – руководителя в акушерстве.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
В экспериментальной части исследования нами применялись следующие методики:
1. Тест «Самооценка»;
2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2);
3.Диагностика направленности личности (В. Смекал, М. Кучер);
4.Тест-опросник на выявлении самоотношения Ч.В. Столина и С.Р. Пантелеева;
5.Тест на исследование творческих способностей (вербальный тест Е. Торренса – исследование креативности);
6.Экспертная оценка эффективности профессиональной деятельности, профессионального и должностного роста.
Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы о личностных особенностях, творческих способностях медицинского персонала – сестер – руководителей в акушерстве, в контексте профессиональной деятельности медиков создают предпосылки для научно-методического обеспечения данного процесса, модернизации содержания и технологий высшего обучения медицинских работников в сфере акушерства. Экспериментальные материалы могут быть использованы в процессе повышения квалификации, практике обучения медицинских работников, развития личности и творческих способностей профессионалов.
Методологическую основу исследования составили:
- положения о соотношении процессов деятельности и общения (А.А.Бодалев, Л.П.Буева, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев и др.);
-концептуальные положения теории развития личности как субъекта деятельности и общения (К.А.Альбуханова-Славская, Б.Г Ананьев, Д.Б.Богоявленская, Л.И.Божович, А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, И.Д.Фельдштейн и др.);
-исследования в области межкультурной коммуникации, межкультурной коммуникативной и социокультурной компетенции (И.Л.Бим, Н.Д.Гальскова, Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, В.П.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова, И.И.Халеева, и др.);
-исследования в области профессиональной культуры и профессиональной компетентности (Л.П.Алексеева, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.И.Мищенко, Л.А.Петровская, Е.В.Попова, Н.Ф.Радионова, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына, Н.В.Чекалева, Н.С.Шаблыгина).
База исследования: Родильный дом при ГКБ №67 г. Москва, ул. Саляма Адиля, д.2
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития личности сестры-руководителя и ее творческих способностей, как критерия профессионального и должностного роста 9
1.1 Личность и коммуникативная компетенция в свете современных психолингвистических воззрений в социально-психологическом знании 9
1.2Специфика профессиональной деятельности медицинских
работников. 20
1.3Специфика проявлений личностных качеств и творческих способностей сестры-руководителя в акушерстве как критерия профессионального и должностного роста 30
Глава 2.Обьекты и методы исследования 35
1.2. Характеристика деятельности родильного дома при ГКБ№67 35
2.2Обьекты исследования. 43
2.3Проведение констатирующего эксперимента. 52
2.4Методика формирования личностных качеств сестры-руководителя и ее творческих способностей. Проведение формирующего эксперимента 58
2.5Динамика развития личности сестры-руководителя и ее творческих способностей. Проведение контрольного эксперимента. 69
Глава 3. Анализ работы сестры-руководителя 76
3.1 Анализ результатов констатирующего обследования 76
3.2Анализ выявления эффективности формирующей работы. Динамика развития личности сестры-руководителя и ее творческих способностей 81
Заключение 90
Список литературы 94
Приложения 99
3,000 руб.
Каждый человек в своей жизни нуждается в оказании помощи со стороны представителей одной из самых благородных и необходимых профессий – медицинских работников. В силу клятвы Гиппократа презюмируется, что любой пациент должен получить квалифицированную медицинскую помощь для спасения жизни и здоровья.
Так как основной целью деятельности медицинских работников является спасение жизни пациента и улучшение состояния его здоровья, то вполне очевидно, что преступность деяния, сопряженного с исполнением профессиональной обязанности, связана в причинением вреда жизни и здоровью пациента. От того, насколько у медицинского работника сформированы личностные и психологические качества зависит уровень доверия к нему больного человека и эффективность профессиональной деятельности медицинского работника в целом.
В результате проведенного теоретического анализа научной литературы, мы смогли отметить, что каждая профессия, каждое направление работы специалиста – медика имеет свои специфические особенности: так, например, персонал медицинских учреждений в сфере психического здоровья подвергается профессиональному стрессу, связанному с повышенными требованиями к взаимодействию с психически больными людьми и особыми условиями процесса курации.
Акушерки же часто решают вопросы жизни и смерти. К тому же, их решения и отношения к уходу могут оказать влияние на воспоминания женщины о беременности. Эти воспоминания могут быть как наилучшими, так и такими, что ведут к долговременным расстройствам. Решения, принимаемые акушеркой, имеют далеко идущие последствия. Поэтому, профессиональные качества, эмоциональное состояние, стрессоустойчивость и отсутствие эмоционального выгорания – это основные психологические особенности, которые должны присутствовать у акушеров – гинекологов в идеале. Таким образом, каждая профессиональная деятельность медицинского работника имеет свои специфические особенности.
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы психологических особенностей медицинских работников, мы смогли отметить, что труд медицинских работников отличает большая эмоциональная загруженность и соответственно повышенная, по сравнению с другими профессиями, предрасположенность к эмоциогенным формам профессиональной дезадаптации. Поэтому представляется важным изучение специфических симптомов профессиональной деформации личности, вырабатывание которых происходит под влиянием длительного взаимодействия с больными людьми, а также механизмов, реализующих развитие данного новообразования.
Нарушения психоэмоционального здоровья, синдром профессионального выгорания и его последствия являются серьезной медицинской, социальной и экономической проблемой. Возникает ошибочное мнение, что рассматриваемое состояние организма касается всех специалистов. Очень многое зависит от субкультуры, заложенной в детстве и позже – в школе и высшем учебном заведении, а также от наличия тревожно-мнительных черт характера психиатра, его работоголизма, нерациональной релаксации, личностных особенностей, возрастного ценза, отсутствия в анамнезе интенсивных занятий спортом в молодости и наличия полноценной семьи.
Мы выяснили, что профессия медицинского работника является наиболее подверженной стрессам и выгоранию. Поэтому, рассмотрение направлений работы по формированию устойчивой психомоциональной личности медицинских сотрудников, работающих в разных областях медицины, является актуальным и необходимым вопросом современности.
В рамках нашего исследования мы смогли проанализировать научную литературу по теме работы и рассмотреть личность и коммуникативную компетенцию в свете социально-психологических знаний; охарактеризовать специфику проявлений личностных качеств и творческих способностей сестры-руководителя с точки зрения врачей, сестер-руководителей и средних медицинских работников. ПО результатам теоретического исследования, нами было организовано и проведено экспериментальное исследование особенностей развития личности сестры-руководителя и ее творческих способностей, как критерия профессионального и должностного роста, в результате которого выявили, что существует некая связь между показателями личностного развития медицинских работников, принимавших участие в исследовании и творческими способностями. Так же мы выявили, что не у всех сестер – руководителей отмечены высокие показатели развития личностных качеств и творческих способностей. Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты определили обоснованную необходимость проведения формирующей работы по повышению успешности профессиональной деятельности сотрудников, развития творческих способностей и личностных качеств – самооценки, самоотношения и др. Таким образом, нами была апробирована методика по формированию личностных качеств сестры-руководителя и ее творческих способностей.
После проведения формирующей работы мы посчитали необходимым выявить динамику развития личности сестры-руководителя и ее творческих способностей, для чего мы провели повторное обследование по тем же методикам, что на этапе констатирующего эксперимента. В результате которого мы выяснили, что проведение формирующей работы положительно сказалось на показателях творческих способностей и развития личностных качеств - мы отметили повышение самооценки, самоотношения, коммуникативных и организаторских склонностей и креативности. Так же было отмечено, что и самооценка эффективности и успешности профессиональной деятельности и оценка коллегами стала более адекватной и несколько выше – все сотрудники отметили, что после проведения формирующей работы весь коллектив сестер – руководителей в области акушерства стал более продуктивно и эффективно работать, отмечалась слаженность и сплоченность коллектива.
Следовательно, мы можем отметить, что проведенная формирующая работа оказалась эффективной и результативной.
Таким образом, в нашем исследовании были выполнены поставленные задачи и достигнута первоначальная цель работы.
В заключении, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что для каждого типа личности можно выделить наиболее характерные поведенческие реакции, проявляющиеся в широком диапазоне ситуаций. Мы доказали, что сформированность личностных качеств и творческих способностей работников сестры – руководителя в акушерстве, таких как самооценка, коммуникативных и организаторских склонностей, общительности, воображения, креативности, самоотношения и др. положительно скажется на эффективность и результативности профессиональной деятельности.
3,000 руб.
1. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей). Журнал практического психолога, № 7-8, июль-август, 1999.
2. Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.
4. Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего медицинского образования в России (под редакцией акад. РАМН, профессора Н.Д. Ющука// Материалы международной конференции. – М., 2006. – 143 с.
5. Бердичевский Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей. – М., 1970.
6. Богданова Е.Е. Динамика профессиональной направленности субъектов медсестринской деятельности в процессе профессиональной подготовки и адаптации // Современные проблемы науки и образования: Научно-теор. журн. Российской Академии Естествознания. – 2006. – №5. – С.88–89.
7. Богданова Е.Е. Развитие основ конструктивного общения у студентов медицинского колледжа // Проблемы качества образования: Научно-теор. журн. Российской Академии Естествознания. – 2006. – №9. –С.30–31.
8. Богданова Е.Е. Личностные ограничения социально-коммуникативной компетентности: динамика первичной профессиональной социализации (на примере профессии медицинской сестры) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информ. журн. – 2006. – Спецвыпуск №1. – С.21–34.
9. Бодалёв А.А. Психология общения. «Издательство институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» - М.: 1996.
10. Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003 г.
11. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г., №4, с.22-34
12. Бойко В.В. «Эмоциональное выгорание», М.1995
13. Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 2004г., с.159-177
14. Виноградов Л.Б. Профессия медицинской сестры сегодня, Ростов на Дону, 2001.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. 1991.
16. Генералова Г. Е., Ткаченко Л. В. Акушерство – традиции и новые веяния. // Социология медицины – реформе здравоохранения / Материалы первой всероссийской научно – практической конференции, Волгоград, 2004
17. Генералова Г. Е. Новые подходы к профессиональному становлению акушерок // Социология медицины – реформе здравоохранения / Материалы первой всероссийской научно – практической конференции, Волгоград, 2004.
18. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-Человек» как предметное содержание их подготовки. /Диссертация на соискание ученой степени к. пед. н. – М., 2004. – 134 с
19. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. – 1999. – № 3.
20. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1991.
21. Журнал "Человек" № 6, 1991,- с.23
22. Ильин Г.Л. Некоторые проблемы психологии общения. // Вопросы психологии. 1986. № 5.
23. Карвасарский Б. Д. (общая редакция): Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер Ком,1998. - 593-594.
24. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник для вузов. 3-е изд. пер. Питер., 2007. - 960 с.
25. Климова Л.П. Изучение мнений среднего медицинского персонала о профессиональной деятельности // Социология в медицине. Теоретические и научно-практические аспекты: Тез. докл. Междун. научной конф. Кобулети, 4 апреля 1990 г. - М 1990. - Вып. 3. - С. 100-103.
26. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999 – 512 с.
27. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения». - «Психологический вестник» - Ростов-на-Дону, 1997 - с. 24-40
28. Лозинская Е.И. Проявление синдрома перегорания у психиатров и онкологов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – СПБ., 2006. – № 3. – С. 16–19.
29. Льюис Девид. Тренинг эффективного общения. – М.: Академический проект, 2004.
30. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
31. Мильруд Р.П. «Компетентность в изучении языка»// «Иностранный язык в школе, 2004. - №4. – С. 31.
32. Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88
33. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985,с.304-305.
34. Мерлин В. С. Принципы психологической характеристики типов личности.— В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
35. Плужник И. Л. К вопросу коммуникативной компетенции в контексте еврообразования//Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа: Материалы международной конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. С. 133–134.
36. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Личность как объект социальной психологии: Психологич. Журнал, 1997, №3.
37. Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика. 198
38. Ражина Н. Ю. Коммуникативная компетентность как фактор, обусловливающий успешность профессиональной деятельности врача. М.., 2004г.
39. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.
40. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер. 1999.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.
42. Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20.
43. Рыданова И. И.Основы педагогики общения. Изд-во: Минск, 1998
44. Савиньон С. «Коммуникативная компетенция: теория и практика обучения», М.1983
45. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. — 2002. №7. — С. 3–9.
46. Средние медицинские работники в социальной структуре трансформирующегося общества // Сборник материалов: «Студенчество. Интеллект. Будущее», межвузовская молодёж. конф. (2005; Наб. Челны) [посвящ. 25-летию КамПИ], 2005. - С.22-24.
47. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997.
48. Социально-профессиональная группа средних медицинских работников как предмет социологического исследования. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука - России», 30 марта-1 апреля, В 3 ч. Часть 3. Набережные Челны, 2005.-С. 150-152.
49. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Часть I.: диагностика и активизация творческих способностей. Учебно-методическое пособие.- СПб: Изд-во СПбГУТ, 2002.
50. Хащенко В. А. Исследование коллективного субъекта управления // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 88 — 98.
51. Хисамутдинова З.А. Социально-демографическая характеристика средних медицинских кадров Республики Татарстан и потребность в их специализации и усовершенствовании. Дис. ... канд. мед. наук. -М., 1996.
52. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
53. Шрейдер Ю.А. Этика. – М.:1998. – 271с.
54. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
55. Ярцев В.В. Профессия медицинской сестры. Л.: 1987.
56. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций. М., 2005 г. - 304 c.
3,000 руб.