Введение
Содержание
Заключение
Литература
В условиях рыночной и переходной экономике огромную роль играют финансовые резервы, которые выступают в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.
Проводимая, в 90-е годы, социальная политика оказалась экономически несостоятельной. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем, происходило «проедание» накопленных за предшествующие десятилетия запасов социального капитала. В настоящее время ситуация существенно изменилась. За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас. В прошлом страна располагала большей территорией, населением, природными ресурсами, более высоким уровнем производства, но вот именно денежный капитал такого масштаба сформировался впервые.
Не смотря на сложные экономические и социальных проблемы в стране, связанные с высокими мировыми ценами на топливо наблюдается рост финансовых резервов. Вследствие этого вопросы управления финансовыми резервами государства принимают особую актуальность. Несмотря на это как таковых общих правил, стратегий управления финансовым резервом как капиталом в России нет. В прошлом эти проблемы решались обычным запасом на «черный день». Сегодня же Россия вступила на новый этап, который характеризуется выделением такой «заначки» из общего капитала страны. Причем эта «заначка» способна работать и приносить прибыль. Но этот фундаментальный факт еще не осознан обществом и не нашел должного отражения в политике государства, поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят элементы новизны.
Целью данной работы является изучение динамики финансовых резервов и проблем их развития в современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и необходимость финансовых резервов;
- рассмотреть виды финансовых резервов;
- изучить порядок формирования резервов и их использования;
- проанализировать структуру и динамику основных резервных фонд РФ и рассмотреть проблемы и перспективы их развития.
Практической основой данной работы является официальная информация Минфин РФ, ЦБ РФ и научно-аналитические статья различных экономических деятелей. В качестве теоретических источников использовались работы отечественных авторов – Бабич А.А, Павлова Л.Н., Фетисов В.Д. и Дробозина Л.А..
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов 5
1.2 Сущность и назначение финансовых резервов 5
1.2 Виды финансовых резервов 7
1.3. Формирование и использование финансовых резервов 9
ГЛАВА II. Динамика и проблема развития финансовых резервов в современной России 13
2.1 Стабилизационный фонд РФ 13
2.2 Резервный фонд РФ 17
2.3. Фонд национального благосостояния России 19
2.4. Золотовалютные резервы РФ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
1,200 руб.
Таким образом, формирование финансового резерва является обусловленной необходимостью, проблемой которой является выбор правильной стратегии. Следует признать, что человечество давно озабочено взятой на рассмотрение проблемой и успело выработать достаточное количество форм и принципов формирования финансовых резервов.
Финансовый резерв должен решать следующие задачи:
1. Обеспечить России уверенность в завтрашнем дне, изрядно ослабшую за последние двадцать лет. Действительно, в условиях рыночной неопределенности и, одновременно, осознания огромных возможностей для себя на рынке, человек подвергается искушению брать на себя всё большие риски. Даже если он не поддается такому искушению, за него это делают соседи. А поскольку все мы в одной лодке, то сожительство с рисками неминуемо, а значит, и уверенность в завтрашнем дне надо чем-то подкреплять.
2. Запас должен быть «непоколебимым», т. е. расти вместе с мировой экономикой и быстрее инфляции. Инфляция — злейший враг финансового запаса. Более того, запас обязан обеспечивать доход, способный поддерживать достойный уровень жизни.
3. Запас должен быть достаточно ликвидным, т. е. он обязан обладать некоей перманентной, общечеловеческой полезностью, с тем, чтобы уметь превращаться в другие полезности или ценности.
Основными резервными фондами РФ являются Стабилизационный фонд, разделенный в настоящее время на Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния и Золотовалютный резерв.
Создание Стабилизационного фонда РФ было вызвано зависимостью экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы на мировых-рынках, а также «необходимость» стерилизации денежной массы для снижения инфляции. Анализ использования СФ показывает отрицательную эффективность использования средств СФ за весь период его существования и поэтому имеет место внесение корректировок в процесс развития и формирования СФ РФ.
Золотовалютные резервы используются для сокращение волатильности национальной денежной единицы, которая связанна с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Опыт использования ЗВР в РФ также как и СФ подвергается критике со стороны экономистов, указывая на необходимость изменения схемы резервирования, которая на практике оказывается совершенно не эффективной.
Таким образом, формирование финансовых резервов в РФ требует выработки новых стратегий и реформации с учетом мирового опыта развитых стран. В настоящее время главным инвестиционным ресурсом для экономики России остается внутренний национальный ресурс. В этой связи необходимо изменить направления использования финансовых резервов. При всей важности страхования рисков и необходимости не очень значительных резервных ресурсов в условиях среднесрочного бюджетного планирования необходимо модернизировать производство в отраслях национальной экономики. Это позволит решить ряд задач: получить на «замороженные» ныне государственные резервы высокий доход; начать давно необходимую для страны модернизацию экономики на базе развития высокотехнологичных отраслей на инновационной основе и тем самым обеспечить более высокие темпы роста ВВП и улучшения качества жизни; снизить инфляцию и создать условия роста объемов кредитования реального сектора экономики. Использование части нефтегазовых доходов для решения названных задач стало бы фактором перехода к решению новых задач в рамках долгосрочной социально-экономической стратегии России.
1,200 руб.
Нормативно-правовые акты:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 года).
2. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 508 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 838 «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации».
Основная литература:
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
2. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
3. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 527 с
Периодические издания:
1. Дмитриева О. Формирование стабилизационных фондов: предпосылки и следствия. / «Вопросы экономики», - 2006, - №8;
2. Кудрин А. Механизм формирования ненефтегазового баланса бюджета России / «Вопросы экономики», -2006. - №8.
3. Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт / «Вопросы экономики». – 2006. - №2.
4. Кудрин А.: «Тратить стабфонд - значит разрушать экономику» / «Коммерсантъ», 30 марта 2006.
5. Кувшинова О., Иваницкая Н.. Неравные части стабфонда // «Ведомости» № 241, 20 декабря 2007
6. Кукол Е. Золотовалютные резервы страны не работают на экономику России. / «Российская газета» - Федеральный выпуск №4342 от 14 апреля 2007 г.
7. Митяев О. Россия вновь взяла «бронзу» по объему золотовалютных резервов. / «Финансовые известия», 26.11.2008.
8. Савельев Ю. «600 миллиардов - в трубу» / «Независимая газета», 22 февраля 2006 года
Электронные ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru.
2. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации http://cbr.ru.
1,200 руб.