Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современная пенсионная реформа, осуществление которой началось с января 2002г., предусматривает радикальное изменение всех основных элементов ранее сложившейся системы обязательного пенсионного обеспечения. Это - долгосрочная экономическая программа, рассчитанная на 15-20 лет, предусматривающая переход от солидарно-распределительной пенсионной системы, функционировавшей в советский период, к комбинированной пенсионной системе, которая наряду с распределительными элементами содержит накопительные элементы.
За столь продолжительный период в любой рыночной экономической системе, даже в самой высокоразвитой и устойчивой, происходят различные изменения (меняется структура ВВП, снижаются темпы роста экономики в целом, увеличиваются темпы инфляции, падает уровень жизни и т.д.) поэтому накопленные пенсионные денежные средства в форме пенсионного капитала требуют специального и высокопрофессионального управления.
Управление пенсионными накоплениями в развитых рыночных странах - объект деятельности целого комплекса специалистов, начиная с финансовых менеджеров, доверительных и инвестиционных управляющих, актуариев и др., которые должны максимально точно рассчитать объем накапливаемых финансовых обязательств, необходимый уровень доходности пенсионного капитала, продолжительность периода дожития каждой когорты застрахованных, сумму пенсионных прав каждого застрахованного исходя из периода дожития и накопленного капитала и т.п.
Проводимая пенсионная реформа непосредственно связана как с социально-политическими, так и с экономическими аспектами развития России. Содержанием социально-политических аспектов является предоставление государственных гарантий экономически активному населению по обеспечению определенных финансовых выплат (возможно, даже больших в реальном исчислении по сравнению с предоставленными сейчас средствами) в будущем за счет текущих накоплений. Экономические аспекты реформы напрямую зависят от характера использованных аккумулируемых пенсионных средств - например, для увеличения инвестиционной активности сегодня, что предопределит сохранению поступательного развития российской экономики и позволит создать необходимые условия для сохранения пенсионных накоплений в реальном исчислении.
Пенсионные деньги как воздух нужны экономике - они будут работать в ней как масштабные долгосрочные инвестиции. Инвестирование пенсионных накоплений становится все более важным фактором для развития рыночной экономики в России в связи с дальнейшим проведением пенсионной реформы и созданием большого числа управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, как наиболее динамично развивающихся отрасли финансового рынка.
Реализация любой по форме пенсионной реформы непременно столкнется с соответствующими проблемами - слабостью банковской системы и финансовых рынков. Перспективы реформирования системы коммерческих банков России и дальнейшего развития отечественных финансовых рынков со всей очевидностью и определят успех/провал пенсионной реформы.
1,200 руб.
Введение
Глава . Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Суть пенсионной реформы
1.3. Основные различия между старой пенсионной системой и
новой
Глава . Результаты и проблемы пенсионной реформы
2.1. Результаты пенсионной реформы
2.2. Проблемы пенсионной реформы
2.3. Пути решения основных проблем пенсионной системы
России
Заключение
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
1,200 руб.
Преобразования пенсионной системы страны носят структурный и институциональный характер. С 1 января 2002 г. происходит формирование новых пенсионных институтов: базовых пенсий, страховых пенсий и накопительных пенсий. Пенсионная модель – как сочетание данных институтов – основывается на принципах и механизмах, сочетающих борьбу с бедностью (базовые пенсии), объединения личных и коллективных усилий по зарабатыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков (страховая и накопительные пенсии).
Следует отметить, что данные институты достаточно развиты с точки зрения методологии и практики применения мировым сообществом.
Казалось бы, что Россия идет проторенной дорогой и особых опасений за судьбу пенсионной системы в стране, нет. Однако это совпадение только кажущееся, внешнее и по форме. Смысловое содержание формирующихся пенсионных институтов (экономические и правовые их характеристики) в России во многом принципиально отличается от их аналогов в индустриально развитых странах. Кроме того, структура пенсионных институтов в новой пенсионной системе, а также их конфигурация (сочетание и взаимодополнение) вызывают серьезные опасения с точки зрения эффективности и даже жизнеспособности.
Для объяснения высказанных утверждений следует пояснить ряд моментов. Во-первых, институты пенсионной системы должны соответствовать общественному укладу, другим институтам социальной и экономической сферы (заработной платы, налогов и т.д.), демографическому состоянию населения и политики занятости.
Во-вторых, пенсионные институты являются формой выражения социальной и экономической политики государства, а также должны отвечать историческим и культурным традициям страны.
В-третьих, институты пенсионной системы являются правовыми институтами, регулирующими отношения в длительных временных рамках (60-80 лет), что связано с периодом зарабатывания и реализации пенсионных прав, а поэтому их правовое поле должно быть устойчивым и часто не меняться.
Данные институциональные характеристики пенсионных систем следует учитывать при анализе отдельных их элементов и механизмов.
Пенсионная система России находится на этапе модернизации. Происходит процесс реформирования её основополагающих экономических и правовых механизмов. Меняются при этом параметры и структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется практически новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая вопросы собственности пенсионных накоплений, приобретения и реализации пенсионных прав. Крупный масштаб изменений касается всего населения страны: пенсионеров, работающих и членов их семей. Меняются не только размеры текущих пенсий, но и правила по которым зарабатываются права на будущие пенсии.
Понятно, что данные вопросы волнуют россиян. Естественной реакцией является желание знать, что принесет пенсионная реформа, на какую пенсию они могут рассчитывать.
Однозначных, а главное, точных и надежно предсказуемых ответов получить сегодня не так-то просто. Дело в том, что результаты реформирования такой сложной системы, как пенсионная, проявляются не сразу. В полной мере о них можно будет судить через лет 10-15.
Приводятся цифры и расчеты, декларируются безапелляционные суждения, которые проверить не просто, а довериться им - опрометчиво.
Здравый смысл подсказывает – при всех оптимистических заявлениях исполнительной власти – опираться следует на оценки, которые дает реальная практика: пенсии малы по размерам, на них прожить весьма сложно. Это сегодня. Как сложится ситуация в отдаленном будущем, при введении в действие всех механизмов новой пенсионной системы, оценить берутся с известными и многочисленными оговорками только специалисты.
Люди еще не чувствуют свою причастность к пенсионным деньгам. Пока большинство считает, что им необязательно принимать какое-то решение по размещению собственных пенсионных накоплений, так как государство делает это за них. И делает это гарантированно и надежно. Советская пенсионная система была, по сути, социальным обеспечением, и только новое поколение сможет полностью осознать, что не надо рассчитывать исключительно на государство. Должно пройти время, чтобы в стране сформировалась новая пенсионная культура, чтобы идея позаботиться о своей будущей жизни на пенсии вошла каждому, что называется, в кровь. Надо понять, что улыбчивые европейские или японские пенсионеры путешествуют по миру не на государственную пенсию, а на пенсию, в формировании которой они принимали самое активное участие всю свою трудовую жизнь. Помимо обязательных пенсионных отчислений все они сознательно и долго участвовали в негосударственных пенсионных программах.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ \"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования\"
3. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
9. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»)
10. Федеральный закон от 30.04.2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
11. Азарова Е. Пенсионная реформа: хуже не будет? // Хозяйство и право. - М., 2001. - 10. - c.3-13
12. Борисенко Н.Ю. Проблемы инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений // Финансы 2004.- 7 С.55-59;
13. Вавилов А.А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса // Вопросы экономики. 2003.-2.- С.103-107;
14. Войшвилло И.Е., Шербаков А.И. Инвестирование средств накопительной пенсионной системы в государственные облигации // Финансы 2004.-3. С.54-55;
15. Дедиков С.В. Долгосрочное страхование жизни или негосударственное пенсионное обеспечение // Финансы. 2004.-;3.-С.48-51;
16. Захаров М.Л., Севостьянова В.Б., Э.Т. Тучкова. Комметарий к новому пенсионному законодательству. Проспект, М.: 2002, с. 416;
17. Игнатов А.В. Пенсионный оборотный налог // Финансы.-2004.-4.-С.57-60;
18. Репьев Д.Г. Пенсионная реформа: время пошло // Экономика России XXI век 2004.-1.-С.22;
19. Тарасов В.А. Негосударственное пенсионное обеспечение // экономика России: XXI век 2003.-7.-С.18-21;
20. Экономика пенсионного страхования. Учебное пособие/ Под. Ред. Проф. А.К. Соловьева С.: Юнити-дана-2004;
21. Якушев Е.А. Что дальше? // Экономика России-XXI век-2003.-7.-С.22.;
22. Газета \"Коммерсант\". Интервью Председателя Правления ПФР А.В. Дроздова - 17 марта 2009;
23. \"Журнал Руководителя\" (Волгоград). Кому добавки? - 26.01.2009
24. Журнал \"Эксперт\" №3. Людям нужно предложить меню (интервью Юрия Воронина) - 26.01.2009;
25. \"Российская газета\". Интервью Председателя Правления ПФР А. Дроздова - 12 февраля 2009 г;
26. \"Радио России\". Интервью заместителя Председателя Правления ПФР Л.Чижик - 11 февраля 2009;
27. «Независимая газета». Планы Афин реформировать пенсионную систему вряд ли пригодятся Москве. - 18 марта 2008;
28. Газета «Коммерсантъ» № 161(3978). Не бывает стабильных стран без решенных пенсионных проблем\" // Вице-премьер Алексей Кудрин о бюджетной стратегии до 2023 года. - 09.09.2008;
29. Журнал «Отечественные записки», №3. Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма. – 2005;
30. Газета «Красноярский рабочий» Долгожительство и рыночная экономика. - 30 мая 2005;
31. http://pfrf.ru/ Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации;
32. http://rb.ru/ Основные проблемы пенсионной системы России и пути их решения (по материалам слушаний «Проблемы пенсионного обеспечения граждан и пути совершенствования пенсионной реформы в России», организованных Общественной палатой РФ в марте 2007 года)
1,200 руб.