В настоящее время перед большинством субъектов РФ стоит проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Несмотря на увеличивающиеся расходы регионов на информационный маркетинг регионов, исследований в этой области явно недостаточно. Существующая литература по международному бизнесу, экономике и международному маркетингу дает малое представление о промоушне региона специалистам, непосредственно этим занимающимся.
Осмысление необходимости маркетинга региона приходит разными путями, по разным основаниям. Где-то столкнулись с фактом снижения притягательности региона для туристов, инвесторов, других лиц, способных придать региону новые силы, влить в него "свежую кровь". В других местах возникает озабоченность в связи с оттоком финансовых, трудовых и других ресурсов из региона. Наконец, часто встречается проблема: как обеспечить привлекательность региональных товаров внутри территории и в то же время сделать более выгодным их экспорт за пределы региона.
Создание и осуществление программы информационного маркетинга субъектов РФ является сложной и актуальной проблемой экономического развития регионов.
Цель курсовой работы: исследование маркетинга в решении проблем социально-экономического развития региона.
Задачи курсовой работы:
- изучение теоретических аспектов изучения маркетинга в решении
проблем социально-экономического развития региона;
- анализ решения региональных социально-экономических проблем в России с помощью маркетинга;
- исследование территориальный маркетинг как инструмент социально-экономического развития Вологодской области.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения маркетинга в решении
проблем социально-экономического развития региона 4
1.1. Маркетинг региона как составная часть региональной экономической политики 4
1.2. Инструменты территориального маркетинга как
фактор повышения конкурентоустойчивости региона 9
Глава 2. Анализ решения региональных социально-экономических проблем в России с помощью маркетинга 14
2.1. Маркетинговая составляющая регионального
развития в России 14
2.2. Анализ влияния продвижения территории на приток в
регионы РФ иностранных инвестиций 20
Глава 3. Территориальный маркетинг как инструмент социально-экономического развития Вологодской области 28
3.1. Исследование места Вологодской области в социально-экономическом развитии регионов РФ 28
3.2. Конкурентоспособность Вологодской области как
главный фактор привлечения инвестиций в регион 31
Заключение 39
Литература 41
1,200 руб.
Сегодня перед российскими регионами возникает проблема эффективной и адекватной региональной политики, направленной на реконструкцию и реформирование экономики и привлечение инвестиций, разработки и осуществления планов развития территорий, опирающихся в первую очередь на использование местного потенциала. Для этого необходима разработка и реализация долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы региона - региональный маркетинг территории, предусматривающий постепенное устранение негативных явлений и решение сложных социально-экономических проблем. В настоящее время многие российские регионы приходят к пониманию необходимости маркетинга территорий и информационного маркетинга. Однако, усилия регионов в этом направлении крайне незначительны, за небольшим исключением. Как показал анкетный опрос руководителей подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, функции информационного маркетинга региона практически выполнялись лишь частично, практически отсутствует какая-либо оценка эффективности информационного маркетинга.
В современной России конкурентная борьба регионов за возможности использования преимуществ внешнеэкономического сотрудничества имеет разные последствия, определяемые воздействием различных внешнеэкономических факторов на процессы регионального развития. Уровень экспорта регионов страны в целом соответствует уровню их промышленного развития. Так, из 14 субъектов, занимающих в РФ ведущие позиции по абсолютному и относительному среднедушевому объему промышленного производства, 12 лидируют и по объему экспорта: г. Москва и Московская область, Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО, Красноярский край, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, а также Самарская, Cвердловская, Пермская, Кемеровская, Челябинская области.
Достижение регионом желаемого уровня решения поставленных задач в первую очередь определяется применением инструментария комплекса-маркетинга:
5. Product, или присущие данному региону конкурентные преимущества и недостатки.
6. Plaсe, или географическое положение региона.
7. Price, или расходы покупателей товаров и услуг региона, связанные с бизнесом на его территории (например, расходы инвесторов по размещению и эксплуатации инвестиций, вложенных в экономику региона), а также расходы потребителей по приобретению произведенной региональными предприятиями-экспортерами продукции.
8. Promotion, или совокупность действий, направленных на продвижение положительной информации о регионе с целью создания как во внутренней, так и во внешней среде благоприятного отношения к региону, выпускаемой на его территории продукции и региональным условиям ведения бизнеса.
По уровню промышленного производства в расчете на одного жителя Вологодская область занимает первые позиции среди регионов СЗФО. Большое значение в экономическом развитии региона имеет инвестиционный климат, определяющий привлекательность отдельных субъектов РФ для потенциальных инвесторов. Привлечение инвестиций является одним из самых действенных методов улучшения социально-экономического положения и уровня жизни в регионе. Привлечение инвестиций в регион позволяет поддерживать действующее производство, провести его модернизацию на новом технологическом уровне, а также развивать рынок жилья, потребность в котором в области весьма существенна.
1,200 руб.
1. Агзамов Р.З. Социально-ориентированный маркетинг как фактор усиления конкурентоспособности предприятия // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2006 – № 6 – С.74-78.
2. Бутов В.И. Россия и ее регионы. - 2007. - 320 с.
3. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л., 2004. - 472 с.
4. Дегтярев А. Теоретико-методологические основы исследования концептуальной конкурентоспособности // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2006 – № 6 – С.29-34.
5. Котлер Ф., Асплунд К. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб., 2005. - 371 с.
6. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 2-е изд., доп. - (Серия "Маркетинг для профессионалов"). - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.
7. Сейфуллаева М.Э. Международный маркетинг в экономике современной России. М.: Экономика, 2001.
8. Социальный атлас российских регионов. Тематические обзоры http://www.socpol.ru/atlas/print.asp?f=/atlas/overviews/econ_condition/index.shtml.
9. Управление реализацией стратегий развития муниципальных образований. Выпуск 52 – М.: МОНФ, 2004. – С.260-271.
10. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002 – № 4 – С.54.
1,200 руб.