Введение
Содержание
Заключение
Литература
Различия в уровне социально-экономического развития регионов не только количественные, но и качественные. Если в одних регионах речь идет о переходе от индустриального к постиндустриальному развитию, то в других - темпы развития ниже общегосударственных. Если в одних регионах уровень развития инфраструктуры, особенно производственной, находится на удовлетворительном уровне, то в других регионах такая инфраструктура практически отсутствует. Регионы различаются по имеющейся ресурсной базе, научно-техническому потенциалу, сложившимся институтам.
Дальнейшее игнорирование проблем регионального развития в России просто невозможно. Отставание ряда регионов по уровню социально-экономического развития будет приводить к росту социальной напряженности, увеличению дотационности региональных бюджетов и, как следствие, перераспределению средств между благополучными и проблемными регионами в пользу последних .
При этом качественные различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации означают, что универсальная стратегия их развития невозможна. Необходимо определить наиболее оптимальные пути развития каждого региона, изыскать резервы развития неблагополучных территорий, создать для этого стимулы и условия. Именно эта задача может и должна быть решена в рамках государственного регионального планирования развития регионов. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
В сложившейся ситуации исключительное значение приобретает задача обобщения и оценки разнообразного опыта в сфере регионального планирования и разработки с учетом результатов анализа общих рекомендаций методических по разработке планов социально-экономического развития регионов. Речь идет о создании общедоступной методической базы по всему кругу вопросов планирования на региональном уровне в виде набора руководств по организации этой работы. Такие рекомендации призваны стать для региональных властей пособием по технологии регионального планирования, то есть по обоснованию и выбору приоритетных целей развития региона, разработке системы ресурснообеспеченных и взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей в установленные сроки и с определенными результатами.
Опыт регионального планирования многообразен, каждая страна имеет свои особенности регулирования территориального развития. Однако при всей специфике есть целый ряд общих черт и закономерностей, которые важно принимать во внимание при построении системы государственного регионального планирования в России.
Мы рассмотрим основные теории планирования и их экономическую сущность, опыт регионального планирования в России и за рубежом, современные подходы в области регионального стратегического планирования и планирования регионального развития.
Система регионального планирования в Российской федерации как система социально-экономического развития территорий, повышения благосостояния граждан и уровня развития страны в целом должна быть выстроена на уже имеющемся опыте.
Определение долгосрочных целей федеральной политики в каждом субъекте Российской Федерации приведет к концентрации ресурсов, повышению эффективности производства, формированию новой отраслевой структуры, развитию новых структурообразующих проектов, которые в дальнейшем окажут воздействие на качество жизни и развитие субъектов Российской Федерации.
Предмет исследования – закономерности и принципы осуществления управленческого анализа при планировании социально-экономического развития Ульяновской области.
Объект исследования – управленческий анализ в управление региональным развитием на примере Министерства экономики Ульяновской области.
Цель исследования – развитие методологических основ управленческого анализа в планировании социально-экономического развития региона на примере Ульяновской области
На основании поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты планирования социально-экономического развития региона;
- проанализировать особенности социально-экономического развития Ульяновской области как предмета исследования;
- разработать этапы процесса управления региональным развитием на примере Министерства экономики Ульяновской области.
Информационную базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных авторов в сфере менеджмента и управления, учебники и монографии, интернет-ресурсы.
Методы исследования: статистический, методы сравнения и группировки, а также исторический метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновываются цели и задачи исследования, рассматривается теоретико-методологическая и эмпирическая база работы.
В первой главе рассматриваются базовые и новейшие аспекты управленческого анализа в управлении социально-экономическим развитием региона.
Во второй главе дается анализ особенностей социально-экономического развития Ульяновской области.
В третьей главе проводится управленческий анализ деятельности Министерства экономики Ульяновской области, даются рекомендации по совершенствованию управления региональным развитием.
3,000 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты планирования социально-экономического развития региона…………………………………………………………………..7
1.1. Сущность планирования как функция управления развитием региона……………………………………………………………………………..7
1.2. Применение новых технологий менеджмента в региональном и муниципальном управлении……………………………………………………25
1.3. Интерпретация функций управления финансовыми потоками региона……………………………………………………………………………33
Глава 2. Особенности социально-экономического развития Ульяновской области……………………………………………………………………………41
2.1. Анализ динамики макроэкономических процессов как основа эффективности менеджмента…………………………………………………...41
2.2. Оценка кластеров менеджмента…………………………………………...46
2.3. Прогноз социально-экономического развития региона и определение перспективных инвестиционных проектов……………………………………67
Глава 3. Управленческий анализ деятельности Министерства экономики Ульяновской области……………………………………………………………72
3.1. Краткая характеристика Министерства экономики Ульяновской области………………………………………………………………………….72
3.2. Планирование деятельности Министерства экономики Ульяновской области…………………………………………………………………………..78
3.3. Предложения по совершенствованию управленческой деятельности Министерства экономики Ульяновской области……………………………..87
Заключение……………………………………………………………………….97
Список литературы…………………………………………………………….100
Приложения
3,000 руб.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Управленческий учет обычно определяется как процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности, используемой в управлении для планирования оценки и контроля затрат и результатов внутри организации.
В сравнении с управленческим учетом, бухгалтерский не дает информацию для прогноза хозяйственной деятельности и принятия своевременных управленческих решений, и для преодоления этих недостатков в странах с развитой рыночной экономикой стал применяться внутренний управленческий учет.
Само понятие управленческий учет намного шире, чем внутрипроизводственный бухгалтерский учет — это сфера учетно-аналитической деятельности, включающая кроме калькулирования себестоимости и формирования данных для отчетности внутрифирменное планирование и контроль затрат, а также анализ и информационное обеспечение управленческих решений (минимизация налоговых выплат, анализ проектов капитальных затрат и так далее).
Система управленческого учета предназначена для того, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений, касающихся стадии разработки изделия, обоснования цены, маркетинга, ассортимента продукции и так далее.
Цели управленческого учета:
1. Оказание информационной помощи управляющим;
2. Контроль и прогнозирование расходов;
3. Выбор наиболее эффективных путей развития предприятия;
4. Принятие оперативных управленческих решений.
Функции управленческого учета:
1. Планирование и координирование будущего развития предприятия;
2. Оперативное управление;
3. Оперативный контроль и оценка результатов работы предприятия и отдельных подразделений.
Можно отметить, что по данным Министерства экономики Ульяновской области по итогам 1 квартала 2009 года оборот организаций по видам экономической деятельности (по полному кругу предприятий) в целом по Ульяновской области составил 46,2 млрд. рублей или 88,0% к соответствующему периоду 2008 года, из них объём отгруженных товаров собственного производства по «чистым» видам деятельности составил 19,04 млрд. рублей (по крупным и средним предприятиям - 18,07 млрд. рублей). Основной объём отгруженных товаров - 12,7 млрд. рублей или 66,5% - приходится на обрабатывающие производства; объём отгруженных товаров добывающих производств составил 0,5 млрд. рублей или 2,5%, объём производства, передачи и распределения электроэнергии, газа и воды - 5,9 млрд. рублей или 31%.
Министерству экономики Ульяновской области необходимо разработать и внести на утверждение Правительства Ульяновской области инновационный сценарий социально-экономического развития региона. Данный сценарий характеризуется тем, что Правительство Ульяновской области ориентируется на привлечение в регион инвестиционных проектов, ориентированных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую степень переработки сырья.
Разрабатываемый инвестиционный паспорт Ульяновской области также может быть одним из элементов информационно-аналитической системы обеспечения деятельности социально-экономического комплекса региона.
В сложившейся ситуации исключительное значение приобретает задача обобщения и оценки разнообразного опыта в сфере регионального планирования и разработки с учетом результатов анализа общих рекомендаций методических по разработке планов социально-экономического развития регионов. Речь идет о создании общедоступной методической базы по всему кругу вопросов планирования на региональном уровне в виде набора руководств по организации этой работы. Такие рекомендации призваны стать для региональных властей пособием по технологии регионального планирования, то есть по обоснованию и выбору приоритетных целей развития региона, разработке системы ресурснообеспеченных и взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей в установленные сроки и с определенными результатами.
Одним из таких мероприятий стала анализ стратегии ОАО «УАЗ» как градообразующего предприятия Ульяновска и области. В результате управленческого анализа стратегии развития предприятия выяснилось, что предприятие при таком плане развития потерпит убыток. Поэтому рационально рассмотреть другой объем производства, что позитивно скажется на общем социально-экономическом развитии региона.
3,000 руб.
1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ \"О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации\".
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\".
3. Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ \"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд\".
4. Постановление Правительства Ульяновской области от 28 июня 2007 г. n 219 об утверждении положения о порядке разработки и реализации в ульяновской области областных целевых программ.
5. Постановление Правительства Ульяновской области от 22.02.2008 №73-П \"Об утверждении Порядка принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом\"
6. Постановление Правительства Ульяновской области от 12.09.2008 №388-П \"О комиссии по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Ульяновской торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, другими организациями экономического сотрудничества и развития и экономической интеграции\".
7. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. N 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».
8. Абалкин Л. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики № 2 / 2008. С.45-50.
9. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. - М.: Крон-Пресс, 2007. - 302 с.
10. Алимова Т.Д. Проблемы теории рынка: к анализу общего // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 2007. - Вып.4 (N 26). - С.53-58.
11. Анисимов А.Н. Условия эффективного функционирования новых рыночных экономик / А.Н.Анисимов, О.А. Андрюшкевич, И.М.Денисова // Экон. наука соврем. России. - 2007. - N 3. - С.20-30.
12. Анисимов А. Секреты рынка и стратегии выхода из кризиса // Россия ХХI. - 2008. - N 7-8. - С.32-72.
13. Балацкий Е. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции // Общество и экономика. - 2007. - N 4. - С.5-28.
14. Бандурин В.В., Рацич Б.Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица 2007. – 279 с.
15. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - 259с.
16. Бессонова О.Э. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. Демонстрационные проекты в жилищном хозяйстве / О.Э.Бессонова, С.Г.Кирдина, Р.О\'Салливан. - Новосибирск, 2006. - 310с.
17. Гамровски Б., Рачев С. Финансовые модели, использующие устойчивые законы: Обозрение прикладной и промышленной математики. М.: ТВП, 2007. -Т. 2. Вып. 4. С. 558 - 603.
18. Гринберг Р. Становление отечественной рыночной экономики и проблема долгосрочного планирования // Общество и экономика. - 2007. - N 11-12. - С.108-112.
19. Гринберг Р.С. Пятнадцать лет рыночной экономики в России // Вестн. Рос. акад. наук. - 2007. - Т.77, N 7. - С.584-590.
20. Гутник В. Политика хозяйственного порядка в социальной рыночной экономике: Концепции и практика реализации. - М., 2008. - 182с.
21. Евстигнеев В.Р. Портфельные инвестиции в мире и России: выбор стратегии. – М.: Эдиториал УРСС, 2008. – 370 с.
22. Зайналов М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект. - М., 2008. - 129с.
23. Йенсен Б.А. Нильсен Й.А. Расчет цены в отсутствие арбитража: Обозрение прикладной и промышленной математики. М.: ТВП, 2006. Т. 3. Вып. 6. С. 900 - 944.
24. Кушлин В. Эффективность рыночных преобразований в России // Общество и экономика. - 2008. - N 6. - С.15-21.
25. Леонтьева Е. Государственный сектор в рыночной экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N 5. - С.24-30.
26. Лобко А.Г. Управление рынком: (учеб. пособие) / А.Г.Лобко, Р.Генов, А.В.Макевнин; Под ред. А.Г.Лобко. - М., 2007. - 62с.
27. Матвиенко В. Рыночная экономика и планирование // Общество и экономика. - 2006. - N 9. - С.5-8.
28. Мертенс А. Инвестиции. - Киев: Киевское инвестиционное агентство, 2007. - 416 с.
29. Надель С. Рыночная экономика и экономическая демократия // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 1. - С.45-53.
30. Назаревский В. Цивилизованное развитие фондового рынка России - условие создания современной экономики // Общество и экономика. - 2008. - N 7. - С.77-96.
31. Николаев И. Рыночная трансформация экономики: итоги пройденного этапа / Николаев И., Калинин А., Точилкина О. // Общество и экономика. - 2005. - N 9. - С.48-82.
32. Нуреев Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 639с.
33. О\'Брайен Дж., Шривастава С. Финансовый анализ и торговля ценными бумагами. - М.: Дело Лтд, 2008. - 207 с.
34. Павлов К. Рыночные отношения: принципы, модели, перспективы // Общество и экономика. - 2008. - N 12. - С.14-41.
35. Sharpe W.F. Portfolio Theory and Capital Markets. N.Y.: Mc Graw-Hill, 2008.
36. Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Д.В. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2008. - 1027 с.
37. Шведов А. С. Теория эффективных портфелей ценных бумаг. М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 144 с.
38. Ширяев А.Н. Основы стохастической финансовой математики. Факты. Модели. - М.: Фазис, 2008. Т. 1.490 с.
39. Энг М.В., Лис Ф.А., Мау эр Л. Дж. Мировые финансы. - М.: ДеКа, 2008. - 735 с.
40. Яков Котликов (Нью-Йорк) Инвестиционный климат России // Вестник №13(220), 22 июня 2008. – с. 44-49.
41. http://econom.ulgov.ru
42. www.rusk.ru
43. www.finance-live.ru
44. http://nedranews.ru/news/finances/9353.html
45. www.directorinfo.ru
46. www.imf.org/exte
al/country/RUS/rr/rus
47. www.oecdmoscow.org
3,000 руб.