Введение
Содержание
Заключение
Литература
Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т. е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком. Языческая культура - это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры. Славянское язычество - это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений, верований, которые, по словам академика Б. Рыбакова, шли из глубины тысячелетий и послужили основой для всех мировых религий.
Славянское язычество комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до принятия ими христианства, до сих сохраняющийся в культуре славянских народов в качестве традиций, и исконного устоя древней культуры. Термин язычество имеет христианское книжное происхождение и применяется к верованиям различных народов. Слово «язычество» можно использовать как синоним народной, племенной религии славян. Однако «язычество» является общим термином, славянскую же исконную веру-ведание правильнее называть «родноверие».
Целью данной работы является изучение язычества Древней Руси.
Задачами данного исследования являются:
- рассмотреть общие черты культуры Киевской Руси,
- изучить язычество древних славян,
- изучить историческое развитие и особенности славяно-русского язычества.
Основным методом изучения является теоретический анализ литературы.
750 руб.
Введение 3
Глава 1.Культура Древней Руси и язычество 4
1.1. Общие черты культуры Киевской Руси 4
1.2. Язычество древних славян 8
Глава 2. Историческая обусловленность развития Древней Руси 21
2.1. Духовная жизнь Древней Руси в контексте язычества и христианства 21
2.2. Историческое развитие славяно-русского язычества 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
750 руб.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что с принятием христианства происходит интенсивный процесс сближения собственных творческих традиций во всех областях культуры. Если окинуть взором все созданное в искусстве и литературе Киевской Руси за два с половиной столетия после принятия христианства (вплоть до татаро-монгольского нашествия), то окажется, что русские люди в эту эпоху жили исключительно напряженной духовной жизнью, создавали многочисленные, причем первоклассные, художественные произведения во всех отраслях искусства.
Поразительна не только активность, но и быстрота вхождения в сущность новой идеологии, овладения порой утонченной философской и догматической стороной, активное переосмысление и ассимиляция не только творческих навыков, но и образно-стилистических особенностей восприятия новой художественной культуры.
Культура Киевской Руси вобрала достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая Византию и кочевых народов, сформировав собственную самобытную и самостоятельную культуру. Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.
Таков сложный многовековой путь славянского и русского язычества, складывавшегося из многих, в разное время возникавших компонентов. Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.
Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные (т. е. созданные волхвами-волшебниками) сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей (XIX - XX вв.) крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдаленными предками.
Из многочисленных и разнообразных задач христианской культуры была выбрана ее основная цель – «воспитание внутреннего человека», а отсюда постоянная обращенность к внутреннему миру с целью его (человека) очищения и совершенства. Именно это было главным, что выбрала для себя и прочно усвоила в практике своей художественной культуры Древняя Русь. «Внутренний человек», его жизнь, борения и духовное восхождение стали подлинным стержнем всех сокровищ русской художественной культуры вплоть до наших дней.
750 руб.
1. Доватур А. И., Каллистратов Д. П., Шишова Н. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. – М.: Наука, 1982. – 455 с.
2. Додсс Э. Р. Язычник и христиан в смутное время. – М.: Гуманитарная академия, 2003. – 320 с.
3. Глинка Г. А., Максимов С. В. Вера и верования русского народа. – М.: Воениздат, 2003. – 256 с.
4. История России: Учебник для ВУЗов. / Под ред. А. С. Орлова, В. А. Георгиева, Н. Г. Георгиевой, Т. Г. Сивохиной. – М.: Проспект, 2007.- 520 с.
5. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие и религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI вв. – СПб.: Алетейя, 2008. – 184 с.
6. Петрухин В. А. Крещение Руси: от язычества к христианству. – м.: АСТ, 2006. – 187 с.
7. Прист Р., Кэмпюелл Т., Муллен Б. Язычество в христианстве. – М.: Шандал, 2003. – 96 с.
8. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 390 с.
9. Седова М. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.: Наука, 1982. – 327 с.
10. Черная Л. А. История культуры Древней Руси. – М.: Логос, 2007. – 320 с.
11. Шевцова Н. П. Язычество и христианство в генезисе русской национальной культуры. http://avt.miem.edu.ru/
12. Язычество http://www.krugosvet.ru/
750 руб.