Готовая курсовая работа
на тему:«Этапы развития детского мышления»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V28290
Предмет: Психология
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией. В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Мышление есть высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление (если вспомнить наиболее краткое из определений, дающихся в общей психологии) есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что во многих работах мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приемов мышления (Г.П. Антонова, Н.Б. Истомина, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Л.И. Румянцева, Н.Ф.Талызина и др.).
Существует ряд работ, в которых на основе трудов П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л.В. Занкова, Ю.М. Колягина, А.А. Люблинской, И.Л. Никольской, А.А. Столяра, Д.Б. Эльконина и др. предлагается несколько иное определение понятия мышления. Мышление определяется как способность и умение ребенка младшего и среднего школьного возраста самостоятельно производить: простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение; составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения; использование для выполнения этих операций индуктивных и дедуктивных логических схем.
Проблема развития познавательной деятельности в целом и мышления, как одного из основных ее процессов входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром. Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь, как условие ее становления, реализации и взаимодействия, как свойство ее собственного движения. Активность личности помогает в выстраивании ее программ развития: социальной, духовной и биологической (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).
Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистая, В.В. Давыдов, Г. Доман, Н.Б. Истомина, М. Монтессори, И.Л. Никольская и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в уже младшем школьном возрасте. Становление и активизация «сильного мышления» у ребенка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает ее активно-поисковой, формирует творческое и деятельностное отношение к действительности. Ребенок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром.
В последние десятилетия достигнуты новые результаты в исследовании данной проблемы: определена сущность и структура мышления; выявлены дидактические и воспитательные аспекты формирования мышления школьников (Н.С.Дежникова, М.Д.Виноградова, Г.Ц.Молонов, И.Б.Первин, П.И. Пидкасистый и др.); прослежены связи познавательной деятельности личности с ее потребностями, мотивами и интересами. Несмотря на это, проблема систематизации знаний о мышлении, как одном из основных процессов познавательной деятельности личности является актуальной, что позволило нам выбрать данную тему исследовании.
Цель исследования - изучить этапы развития детского мышления.
Объект исследования – процесс развития детского мышления.
Предмет исследования – мышление, как один из основных познавательных процессов ребенка.
В основу исследования положена следующая гипотеза: успешность процесса формирования мышления детей будет более эффективным, если будут учитываться индивидуальные особенности развития познавательных процессов детей. Мы предположили, что у школьников 4-5 классов уровень развития мышления различен, что обусловлено индивидуальными особенностями развития.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.На основании анализа научной психолого-педагогической литературы определить основные понятия исследования: мышление, виды и функции мышления, его роль в психической деятельности личности;
2.рассмотреть этапы развития детского мышления;
3..провести экспериментальное исследование мышления, как одного из основных процессов познавательной деятельности учащихся;
4.проанализировать полученные в эксперименте результаты и подвести итог исследования.
Для реализации целей и задач использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за ходом учебного процесса на уроках, наблюдения за деятельностью детей в процессе занятий; беседы с педагогом исследуемого класса; психодиагностические методы: анализ продуктов деятельности; технологии, диагностические задания; опытно-экспериментальная работа; статистические методы обработки данных.
Методики исследования:
1.методика на выявление словесно-логического мышления (адаптированный вариант Р. Амтхауэра),
2. методика «последовательность событий» А. Н. Бернштейна.
Опытно-экспериментальной базой служили средние классы МОУ СОШ №556 г. Москвы. В эксперименте принимали участие 20 учеников 5 «Б» класса.
Похожие работы:
Цикличность экономического развития: ее природа и тенденции развития ➨
Введение В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит ...
Особенности развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста ➨
Введение Одной из характерных черт современной образовательной ситуации является развитие способностей ее ...
Этапы развития торговой марки ➨
Современная экономическая ситуация в России такова, что конкуренция на рынке товаров и услуг самого широкого ...
Особенности развития речи детей с задержкой психического развития ➨
Введение. Актуальность темы реферата «Особенности развития речи детей с задержкой психического развития» определяется ...