Введение
Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления.
Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию - как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.
Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты ученый затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий.
Объектом социологии как науки выступает все многообразие реально существующих в обществе социальных явлений, процессов, отношений и взаимодействий, в которых участвуют реальные люди, а также само общество, его сферы, части, подсистемы.
Объектом социологического исследования выступает отдельный фрагмент этой реальности, представленный поведением или отношениями живых людей (в социологии их называют респондентами), а также вещественными продуктами их деятельности, как-то: документы, штатное расписание предприятия, инфраструктура городского района, совокупность кинотеатров и т.д.
Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты - живые люди, то при описании предмета (теоретической системы понятий) науки таковыми выступают понятий и категории - мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.
Итак, объект - это живые люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, здания, документы, памятники культуры и т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать. Предмет - это система абстрактных понятий, при помощи которых ученый пытается осмыслить то, что он наблюдал, получил в ходе опроса, измерил или пересчитал. Предмет идет от науки, объект - от жизни.
Предмет социологической науки - очень сложная система категорий, понятий и показателей, которые образуют компактные тематические области, например социологию молодежи или теорию социальной структуры. Каждая такая область представляет достаточно стройное, но до конца незавершенное теоретическое целое. Скажем, в социологии молодежи трудятся у нас в стране и за рубежом не менее 7-10 тыс. человек. Они проводят ежегодно сотни эмпирических исследований, касающихся как общих, так и частных вопросов положения молодежи в современном обществе, доступности для нее среднего и высшего образования, материального и жилищного положения, досуговых предпочтений, занятий спортом, ценностных ориентаций и множества других проблем. По молодежной проблематике проводятся международные и всероссийские конференции, семинары, симпозиумы, публикуются монографии и статьи, выходят журналы и альманахи, действуют исследовательские лаборатории и институты, происходит специализация студентов и аспирантов.
Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании.
Целью данной работы – является анализ предмета и объекта социологии.
Задачами данной работы являются:
1. Определение объекта и предмета социологии.
2. Определить сущность предмета социологии.
3. Анализ составляющих предмета и объекта социологии.
1,200 руб.
Заключение
Объект – это то, познанием чего занимается конкретная наука в реальном мире. Предмет – это знание об изучаемом объекте. Это знание обладает определёнными свойствами: концептуальностью, теоретической новизной и строгостью изложения, дающее представление о закономерностях функционирования и развития объекта. Следовательно, объект существует независимо от сознания познающего. Как правило, такое существование явлений и объектов называют объективным. Тогда как предмет познания существует лишь в сознании познающего субъекта (индивида), т.е. субъективно. Но такой трактовки их недостаточно. Важно отметить и то, что объект вместе с тем субъективен, так как границы того, что изучается в нем, определяются учеными, зависят от используемых ими методов и средств познания. Предмет же по содержанию познаваемых нами свойств объективен. Иначе он не будет отвечать своему назначению - давать истинные (или максимально приближенные к ним) знания об объекте.
В литературе по социологии широко распространено мнение, что объектом ее познания является общество, либо его части. Какая-то одна из частей нередко рассматривается в качестве предмета данной науки. При этом понятие «объект» либо не используется, либо применятся в том же смысле, что и понятие «предмет».
Между тем у социологии есть свой объект познания. Им является социальная жизнь людей. Это одна из основных форм их жизни в обществе (наряду с экономической, политической и культурной жизнью). Существование социальной жизни в науке общепризнанно, хотя имеются разные ее определения. Они вызваны расхождениями в понимании предмета социологии, акцентированием внимания в нем на разных сторонах общества.
Качественная особенность социальной жизни, на наш взгляд, состоит в том, что она является первоосновой всех других форм жизни общества. Это вытекает из того, что она существует в изначальных для людей, в наиболее отвечающих их природе формах жизнедеятельности – демографических, этнических, семейных, трудовых, поселенческих. С ними связана их повседневная жизнь - большая часть общественной и вся частная. В них и посредством их осуществляется вся жизнь общества, включая экономическую, политическую и культурную. Поэтому она является основой общества на каждой ступени его исторической эволюции.
Это указывает на то, что социальная жизнь занимает особое место и играет специфическую роль в обществе, что ее нельзя рассматривать рядоположенной другим формам жизни общества.
Характеризуя место и роль социальной жизни в обществе, надо учитывать ту особенность этнических, поселенческих, трудовых, семейных, демографических ее форм, что все они являются локальными – в каждой из них участвуют лишь одноименные общности людей. Тогда как экономическая, политическая, культурная формы жизни общества являются социетальными, всеобщими – в них участвуют все социальные общности. Об этом говорит и то, что они часто проявляются в виде синтезированных – социально-экономических, социально-политических, социокультурных явлений и процессов.
Вместе с тем в современном обществе экономическая, политическая и духовная жизнь оказывают сильное влияние на все формы социальной жизни, которые по этой причине существуют в нем не в своем первозданном, а в обусловленном ими виде. Под воздействием социетальных факторов все явления социальной жизни обретают соответствующее их сущностным особенностям качество. В таком состоянии социальные явления существуют в реальной действительности и выступают объектами познания социологической науки. Изучение форм социальной жизни в их, так сказать, чистом виде, того в них, что присуще им на всем протяжении исторической эволюции, является задачей специальных социальных наук – демографии, этнографии, фамилистики и др. Сказанное позволяет сделать вывод, что социальная и социетальные формы жизни существуют в тесной связи, составляют единое целое. При этом социальная жизнь является первичным и атрибутивным основанием социетальным форм жизни, а те придают ей качественное (формационное и цивилизационное) содержание.
Важную роль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.
Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.
Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.
Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).
Объект социологии - есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации.
Основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект - человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека.
Целеобразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью.
Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.
1,200 руб.
Литература
1. Агапова Е.А. К вопросу о сущности предмета социологии.// Материалы научно-методической конференции пединститута ЮФУ 2007 год. Ростов-на-Дону, 2007.
2. Борцов Ю.С. Социология. Ростов-на-Дону, 2006.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Москва, 2005.
4. Ракитина Э.Л. Определение предмета и объекта классической социологии.// Известия СКНЦ №1, 2003.
5. Ракитина Э.Л. Основы социологии. Москва, 2007.
6. Калиниченко Н.Ф. Научные составляющие социологической науки.// http://socio.rin.ru
7. Фролов С.С. Социология. Москва, 2003.
1,200 руб.