Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема преподавания психологии в настоящий момент становится чрезвычайно актуальной. На протяжении последних полутора веков эта проблема находилась в центре внимания ученых – психологов, педагогов (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов, ГА. Фортунатов и другие) и рассматривалась ими как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования . Так, Г.И. Челпанов отмечал, что психология есть предмет общеобразовательный, она нужна и юристам, и медикам, и естественникам, и другим. Он задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере необходимо для них знание внутреннего мира. Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столь же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений? На это обыкновенно возражают, что в программе гимназических наук уже есть психология. Ведь литература, история и проч. разбирают и психологические вопросы; зачем же в таком случае вводить еще особую науку?»
Необходимость психологического образования вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни, отвечает интересам как всего современного общества, так и каждого из его граждан. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни.
Психология обогащает современную культуру присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Она вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. По мысли Е.А. Климова, одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что индивидуально неповторимое в человеке признается данностью. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей .
Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сейчас не представлена. Поэтому среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. А между тем психология – это наука, которая может помочь человеку многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях. Психологию можно рассматривать как фактор конструирования личностного пространства учащихся.
Таким образом целью данной работы явился анализ форм и методов преподавания психологии.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Определение сущностной характеристики педагогической технологии в методике преподавания психологии 2. Выявление профессиональных качеств преподавателя психологии
3. Разработку семинарского занятия «Психологические основы общения»
750 руб.
Введение 2
1. Понятие «педагогическая технология» в методике преподавания психологии 4
2. Профессиональные качества преподавателя психологии 6
3. План–конспект семинарского занятия «Психологические основы общения» 12
Заключение 18
Список использованной литературы 20
750 руб.
Несмотря на весьма длительную историю завоевания своего места в образовании, предмет «психология» в настоящее время вновь является актуальным и одновременно спорным и требует как разработки своего научного содержания и методов преподавания, так и подготовки профессиональных кадров преподавателей.
Г.И. Челпанов почти сто лет тому назад писал: «Жизнь скоро предъявит свои неумолимые требования. Психология начинает приобретать слишком важное научное значение, чтобы ее отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено. Я уверен, что этот пробел очень скоро будет заполнен» .
С тех пор произошло существенное развитие психологии, в настоящее время она начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни – политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области искусства и спорта, сохранения здоровья и обороны страны, в сфере обслуживания и т.д.
Современное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность выпускников, но и развитие их психологической, внутренней культуры, которой сегодня так недостает нашему обществу.
Развитие психологической культуры личности невозможно без минимально необходимого уровня психологической грамотности. Можно согласиться с Е.А. Климовым, который считает, что важным содержательным аспектом психологической грамотности человека является собственно научная – пусть элементарная, но истинная – осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.
Психологическую культуру можно определить как психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно, составляют основу психологической (внутренней) культуры личности .
Обратим внимание еще на один важный момент необходимости психологического образования. Ю.М. Лотман очень точно замечает: «Мы часто делим детей на талантливых и неспособных и при этом не думаем, что так называемые неспособные дети – это дети, подлинное направление таланта которых мы не сумели вовремя отгадать, обнаружить. Неспособный ребенок, а потом с неизбежностью неспособный человек – это часто совсем не жертва природы, а жертва неумелости, нечуткости и просто некультурности того или иного учителя, который привык оперировать со средними цифрами успеваемости и проглядел живую, яркую душу ребенка» .
Образование должно быть конкурентоспособным в деле приобщения учащихся к культуре, формирования их нравственной и гражданской личностной направленности, гуманистического мировоззрения. В связи с этим изучение психологии в школе приобретает особую значимость.
750 руб.
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография/ Краснояр. гос. Ун–т. Красноярск, 1998;
2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;
3. Белухин Д.А. Основы личностно–ориентированной педагогики, М; Воронеж, 1996.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика СПб., М.; Харьков; Минск, 2000.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001;
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд–во "Феникс", 1997;
7. Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В.Я.Ляудис. – М., 1994;
8. Инновационные методы обучения в вузе: Сб. науч. трудов. Мурманск, 1993.
9. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.–М.: Прометей, 1992.
10. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3–е изд., испр. и доп. – М.: Изд–во УРАО, 2000;
11. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна, М., 1989.
12. Туторская Н.В. Методика преподавания психологии: Программа курса. – М.: Изд–во УРАО, 2003;
750 руб.