Введение
Содержание
Заключение
Литература
Главным действующим лицом воспитательного процесса в дошкольном учреждении является педагог, воспитатель. Именно от его работы зависит уровень подготовленности ребенка к жизни и деятельности, обучению и общению. Хорошо подготовленный к работе, квалифицированный специалист сможет реализовать процесс воспитания максимально продуктивно. Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий (Буре Р.С., Богуславская З. М., Смирнова Е. О., Зворыгина Е. В. , Д.Б. Эльконин и др.).
Специфическое значение игры для развития ребенка заключается в том, что в первую очередь игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, таким образом, формируется план представлений.
Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей культуру поведения, в дошкольном возрасте данный процесс происходит средствами игровой деятельности. В ходе игры дошкольники учатся самостоятельно культурно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, общаться, воспитываются культурно-гигиенические навыки. Культура игры, труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Самостоятельно играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам. Известно, что маленький ребенок еще не может организовывать свою деятельность, поэтому организаторами являются родители в семье и воспитатели в детском саду. Под их руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.
Психология деятельности воспитателя дошкольного учреждения по руководству игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении относится к сложным и малоразработанным разделам педагогической психологии. Вместе с тем проблема совершенствования подготовки специалистов дошкольного воспитания и изучения психологии их труда приобретает особую остроту сейчас в период перестройки всей системы образования.
В настоящее время проблема обучения воспитателей руководству самостоятельной игровой деятельностью детей 2-3 лет актуальна, несмотря на то, что существует большое количество учреждений для подготовки педагогов, в которых проводится подготовка будущих педагогов к различным видам деятельности и направлений работы с дошкольниками.
Поэтому, цель нашей работы – теоретическое и эмпирическое исследования особенностей руководства игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении.
Объект исследования: игровая самостоятельная деятельность детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении.
Предметом изучения стал процесс руководства игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении.
В исследовании перед нами были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования и охарактеризовать значение игровой деятельности в жизни дошкольников;
2. рассмотреть специфику сюжетно-ролевой игры и охарактеризовать этапы ее становления в дошкольном возрасте;
3. проанализировать технологии руководства самостоятельной игровой деятельностью детей 2-3- лет в ДОУ;
4.провести эмпирическое исследование особенностей руководства игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении;
5.определить методы и приемы руководства игровой самостоятельной деятельностью детей младшего дошкольного возраста;
6.подобрать педагогические рекомендации для воспитателей по руководству игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении.
Гипотеза исследования: руководство самостоятельной игровой деятельностью детей 2-3- лет в дошкольном учреждении включает в себя умение организовать предметную среду для развития игровых замыслов детей; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу в игровой деятельности; обеспечивать руководство самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходного предположения нами был использован комплекс методов: 1)методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ дошкольной, психолого-педагогической литературы;
2) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического и дошкольного опыта;
3)методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: наблюдение за игровой деятельностью детей и за руководством самостоятельной игровой деятельности дошкольников педагогами, беседы с педагогом, изучение документации, характеристик.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось в процессе наблюдения за деятельностью воспитателя 1 категории (Иваненко Елены Сергеевны) – 1 младшая группа и воспитателя Ольгой Николаевной (2 младшая группа) МДОУ № 1328. Наблюдение проводилось в первой половине дня (с 9.00 до 13.00).
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей руководства игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении 6
1.1Значение игровой деятельности в жизни дошкольников 6
1.2Сюжетно-ролевая игра, этапы ее становления в дошкольном возрасте 8
1.3 Технология руководства самостоятельной игровой деятельностью детей 2-3- лет в ДОУ 11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей руководства игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении 19
2.1 Определение методов исследования и проведение эксперимента 19
2.2Методы и приемы руководства игровой самостоятельной деятельностью детей младшего дошкольного возраста 25
2.3Педагогические рекомендации для воспитателей по руководству игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении 27
Заключение 31
Список литературы 33
1,200 руб.
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы руководства самостоятельной игровой деятельностью детей 2-3- лет в условиях дошкольного учреждения, мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования и охарактеризовать значение игровой деятельности в жизни дошкольников; рассмотреть специфику сюжетно-ролевой игры и охарактеризовать этапы ее становления в дошкольном возрасте; проанализировать технологии руководства самостоятельной игровой деятельностью детей 2-3- лет в ДОУ; провести эмпирическое исследование особенностей руководства игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении; определить методы и приемы руководства игровой самостоятельной деятельностью детей младшего дошкольного возраста; подобрать педагогические рекомендации для воспитателей по руководству игровой самостоятельной деятельностью детей 2-3года жизни в дошкольном учреждении.
Тем самым, были решены задачи исследования и достигнута цель работы. В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что руководство самостоятельной игровой деятельностью детей 2-3- лет в дошкольном учреждении включает в себя умение организовать предметную среду для развития игровых замыслов детей; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу в игровой деятельности; обеспечивать руководство самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Мы считаем, что необходимо создавать условия формирования у воспитателей культуры игрового поведения, что проявляется в профессиональной подготовке будущих воспитателей в колледжах и ВУЗах, стимулирование желания к игровой деятельности у будущих педагогов, а так же обучать педагогов правильному и эффективному руководству самостоятельной игровой деятельностью дошкольников.
1,200 руб.
1.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977;
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
3.Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1997
4.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –М, 1968.
5.Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. Издательство: "Сфера" 2007, - М. 204с.
6.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
7.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983
8.Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.
Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1979.
9.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
10.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
11.Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. 1965 год.
12.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г.
13.Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. №5. С.- 31-40.
14.Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры // Педагогический листок, 1893 № 1-3.
15.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
16.Лесной Д.С. Игра. // Большая энциклопедия. М. 2000. С. 256.
17.Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.
18.Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993
19.Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
20.Педагогические технологии игры дошкольников//Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. Магнитогорск 1997 г.
21.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
22.Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
23.Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966 год
24.Тарловская Н.Ф.// «Дошкольное воспитание». 1987 №2
25.Турченко В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года жизни//Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1995.
26.Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза. - М., 1992. 28.
27.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
28.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. – М.: Просвещение, 1990
29.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
30.Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3
1,200 руб.