Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема семейного воспитания, взаимоотношений детей с родителями и влияние детско-родительских отношений все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение его к родителям, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и т.д.
Актуальным является исследование социальной перцепции в системе взаимоотношение «родитель - ребенок», так как от правильности восприятия ребенком и родителей друг друга, от сформированности положительных взаимоотношений в семье зависит психическое, эмоционально благополучия и ребенка и всей семьи в целом.
Родители и врачи знают, что дети болеют довольно часто. К сожалению, малыши не застрахованы от кишечных колик, ОРВИ, детских инфекций, пищевых отравлений и т.д. В большинстве случаев медицинская помощь оказывается специалистами амбулаторно (на дому). Дети благополучно выздоравливают в домашней обстановке, в окружении заботливых родителей и близких. Но, к сожалению, в некоторых случаях требуется госпитализация ребенка в стационар. Тяжелое течение болезни; серьезные заболевания, при которых высок риск развития осложнений; хирургическая патология; необходимость углубленного обследования. В этих ситуациях ребенку необходимо круглосуточное наблюдение медиков и объем медицинской помощи, который можно выполнить только в стационаре.
Дети, находящиеся на лечении в стационаре находятся вдали от родителей, изменена окружающая обстановка, нет родных рядом и любимых игрушек. Именно в этот момент ребенок чувствует себя наиболее уязвимым и одиноким. Поэтому положительное отношение родителей к ребенку в момент его пребывания на стационарном лечении является жизненно необходимым для малыша. Но, к сожалению, мы можем отметить, что далеко не всегда дети, находящиеся на лечении в стационаре, получают помощь и внимание родителей в необходимом им объеме.
Проблема изучения социальной перцепции детско-родительских отношений детей, находящихся на лечении в стационаре определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотно-шений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений:
1.Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка;
2.Для благополучного развития ребенка, находящегося на лечении в стационаре, необходимо осознание проблем детско-родительских от-ношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.
Актуальность нашего исследования обусловлено тем, что в настоящее время нет систематизированных исследования, посвященных рассмотрению социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре. Не определены особенности отношения родителей к детям, находящимся на лечение в стационаре, не рассмотрена и не разработана методика по улучшению детско-родительских взаимоотношений в семьях, где дети находятся на лечении в стационаре. Актуальность, недостаточная исследованность и социальная значимость данной проблемы и обусловило выбор темы нашего исследования: «Исследование социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре».
Целью исследования: исследование социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре.
Объектом исследования: взаимоотношения детей и родителей.
Предметом исследования: процесс социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре.
Гипотеза исследования: наше исследование основывается на предположении о том, что в экспериментальной группе, где родители не находятся вместе с детьми в стационаре, а приходят к детям ежедневно, отношения родителей к ребенку будут характеризоваться большей эмоциональной привязанностью к своим детям, тревожностью в отношении ребенка. Дети в данных семьях будут иметь менее позитивное отношение к родителям, чем дети, которые находятся на стационарном лечении вместе с родителями. Так же мы считаем, что будут различны показатели адаптированности детей в зависимости от того, находится ли родитель в стационаре вместе с ребенком.
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы детско-родительских отношений на современном этапе развития общества и рассмотреть семью как персональную микросреду развития ребенка, дать характеристику психолого-педагогических факторов воспитания детей в семье;
2.выявить стили специфику семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи.
3.определить понятие социальной перцепции как процесса общения;
4.представить характеристику социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре;
5.организовать и провести экспериментальное изучение социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре;
6.разработать рекомендации по улучшению детско-родительских взаимоотношений в семьях, где дети находятся на лечении в стационаре.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.
Методики исследования:
1. Методика диагностики адаптации детей К.Роджерса И Р.Даймонда;
2.Проективная методика «Рисунок семьи»;
3. Семейная социограмма (Эйдемиллера Э.Г);
4.Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковой (ВРР).
Теоретическая основа исследования заключается в том, что нами был проведен научный анализ литературы по проблеме исследования, рассмотрены теоретические основы детско-родительских отношений на современном этапе развития общества, определены психолого-педагогические факторы влияния семьи на развитие детей, выявлена специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи, определены особенности социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре.
База исследования: ДГКБ №13 имени Филатова Н.С., возраст детей10 до 15 лет.
Практическая значимость заключаются в том, что результаты исследования, представляют практическое значение для организации процесса работы с семей, имеющих детей, находящихся на лечении как на стационарном, так и на амбулаторном лечении. Полученные в ходе исследования и теоретического анализа данные, а так же представленная в исследовании нами программа коррекционной работы с семьей по коррекции детско-родительских отношений могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателей Вузов и студентами, обучающимися на отделениях психологии, социальной работы и социальной педагогики, а так же в процессе практической работы педагогов и психологов с семьями и детьми.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование литературы по проблеме детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре 8
1.1Семья как персональная микросреда развития ребенка. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей в семье 8
1.2 Стили и специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи 13
1.3 Социальная перцепция как процесс общения 29
1.4Социальная перцепция детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре. 33
Глава 2. Экспериментальное изучение социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре 37
2.1 Методы исследования социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре 37
2.2Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 49
Выводы 64
Рекомендации по нормализации детско-родительских взаимоотношений в семьях, где дети находятся на лечении в стационаре 65
Заключение 71
Список литературы 76
Приложения 80
3,000 руб.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Но государство стремиться и помочь семьям сохранить своё единство, укрепить и повысить значимость семьи в глазах общественности.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности. А.В.Петровский определяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.
Гарбузов В.И. отмечает несколько стилей неправильного воспитания: неприятие, сверхсоциализция, тревожно-мнительный, эгоцентрический.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Результаты исследования ученых психологов и педагогов позволяют сделать следующие выводы:
1.при авторитарном стиле воспитания ребенок испытывает конфликтность и враждебность в семейной ситуации, у него преобладают страхи смерти, одиночества, замкнутого пространства, темноты и глубины;
2.при гипоопекаемом стиле он испытывает повышенную тревожность и у него заострены страхи нападения, животных и высоты;
3.стиль воспитания по типу отвержения приводит к развитию чувства неполноценности в семейной ситуации и развитию целого набора устойчивых страхов: смерти, снов, сказочных персонажей, боли и стихии.
Причинами конфликтов между детьми и родителями могут служить:
стремление ребенка к независимости и самостоятельности; излишнее внимание родителей к формальным сторонам жизни детей и равнодушное отношение к их проблемам в других сферах жизни, расхождение детей и родителей во взглядах на жизнь – разные системы ценностей.
Таким образом, детско-родительские отношения, как фактор воспитания в семье должны строиться на доверии и понимании обеих сторон.
Особенно данная проблема актуальна в тех семьях, где воспитываются дети подросткового возраста, так как именно данный период по праву считается сложнейшим этапом в развитии ребенка. Именно в подростковом возрасте происходит становление личности подростка и появляется чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, чаще всего, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.
Так же проблема детско-родительских отношений актуальная в семьях, где дети находятся на лечении и, как в нашем случае, лежат в стационаре.
В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы, мы выяснили, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
В нашем исследовании, оптимизировав опыт психолого, педагогов и социологов, мы определили специфику детско-родительских отношений; выяснили основы детско-родительских отношений на современном этапе развития общества и рассмотреть семью как персональную микросреду развития ребенка, дать характеристику психолого-педагогических факторов воспитания детей в семье; охарактеризовали стили специфику семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи, смогли определить понятие социальной перцепции как процесса общения и представить характеристику социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре.
По итогам теоретического анализа литературы, нами было организовано экспериментальное изучение социальной перцепции детско-родительских отношений у детей находящихся на лечение в стационаре, которое проводилось на базе ДГКБ №13 имени Филатова Н.С. с детьми в возрасте 10 до 15 лет. В исследовании принимали участие 40 детей, находящихся на лечении в стационареи их родители (мамы).
По результатам проведенного исследования, мы посчитали необходимым подобрать рекомендации по улучшению детско-родительских взаимоотношений в семьях, где дети находятся на лечении в стационаре. Тем самым, были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель.
В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что в экспериментальной группе, где родители не находятся вместе с детьми в стационаре, а приходят к детям ежедневно, отношения родителей к ребенку характеризуются большей эмоциональной привязанностью к своим детям, тревожностью в отношении ребенка. Некоторые дети в данных семьях, как мы смогли отметить, имеют менее позитивное отношение к родителям, чем дети, которые находятся на стационарном лечении вместе с родителями. Так же мы определили, что имеются различия в показателях адаптированности детей в зависимости от того, находится ли родитель в стационаре вместе с ребенком – у детей экспериментальной группы, чьи родители не находятся рядом с детьми в стационаре постоянно, уровень дезадаптированности значительно выше, чем в группе детей, чьи родители лежат в стационаре вместе с ребенком.
Считаем наше исследование выполненным и законченным.
3,000 руб.
1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка. // Мир психологии. 1998. №4. С. 74 – 81.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 1998. – 372 с.
3. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1985. – 410 с.
4. Александрова Т. А. Родительский дом. – М.,1987. 160 с.
5. Андреев И. Л. Игры, которых не знает Европа. // Мир психологии. 1998. №4. С. 194 – 211.
6. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. – М., 1972. – 387 с.
7. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуэна. // Вопросы психологии, №6, – 1991.
8. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.- 159с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997. – 371 с.
10. Бернс Р. С., Кауфман Кинетический рисунок семьи. – М.: Смысл, 2000. – 201 с.
11. Богомолова Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. // Сб. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977. – 318 с.
12. Бодяжина В. И. Акушерство. – М., 1985. – 264 с.
13. Брутман В. И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., Хамитова И. Ю. Се-мейные факторы девиантного материнства. //Семейная психология и семейная терапия. – 1999. №3. С. 14 – 35.
14. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Енинополов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. // Вопросы психологии. – 1994. №5. С. 31 – 36.
15. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии. – 1997. №6. С. 38 – 47.
16. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. –128 с.
17. Варга А. Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М., 1985. – 318 с.
18. Варга Д. Дела семейные. – М., 1986. – 273 с.
19. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. – М., 1989. – 325 с.
20. Вейнингер, Отто. Пол и характер. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. – 283 с.
21. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. – М., 1998. – 311 с.
22. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. – М., 1994. – 216 с.
23. Витакер К., Бамбери В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. – М., 1997.– 421 с.
24. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. М., 1984. – 263 с.
25. Воспитание с любовью и логикой. – М., 1995. – 317 с.
26. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1996. – 227 с.
27. Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. – М., 1993. – 427 с.
28. Дальто Ф. На стороне подростка. – СПб., 1997. – 302 с.
29. Дальто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997. – 228 с.
30. Джайнотт X. Родители и дети. – М., 1986. – 218 с.
31. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. – М., 1986. – 271 с.
32. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 338 с.
33. Ершова Г. Г. Игра как способ развития моделирующего мышления. // Мир психологии. – 1998. №4. С. 132 — 158.
34. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986. – 256 с.
35. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб., 1998. – 199 с.
36. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. – 357 с.
37. Кавтарадзе Д. Н. Человек в мире игры.// Мир психологии. – 1998. №4. С. 33 – 49.
38. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М., 1988. – 427 с.
39. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. – 331 с.
40. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1991. – 527 с.
41. Лосева В. К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. – М., 1995. – 129 с.
42. Лосева В., Луньков А. По обе стороны запрета. // Психологическая консультация. 1998. №1. С. 4 – 12.
43. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 304 с.
44. Навайтис Г. Семья и психолог. – Калининград, 1995. – 273 с.
45. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. – М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-пресс, 1998. – 382 с.
46. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
47. Нефедов В. И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. – Минск, 1971. – 221 с.
48. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М., 1996. – 283 с.
49. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1998. – 265 с.
50. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
51. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. –М.:Смысл, 1998.–442 с.
52. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 327 с.
53. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 532 с.
54. Семейная психология и психотерапия. / Ред. Н. Н. Лебедева. – М., 1999. – 429 с.
55. Семейная психотерапия. / Сост. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000.
56. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1989.
57. Словарь психолога-практика. / Сост. С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
58. Снегирева Т. В. Курс лекций «Введение в семейную психотерапию». – М.: МГППИ, 2000. – 184 с.
59. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М., 1991.
60. Черников А. В. Семейная психотерапия: информация для пользователя // Журнал практического психолога №1 – 2, 2001.
61. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-пресс, 2000. – 512 с.
62. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. – Л., 1990. – 442 с.
63. Эриксон Э. Г. Детство и общество. – СПб., 1996. – 362 с.
64. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 294 с.
3,000 руб.