Актуальность исследования: в сторону создания возможности для развития творческой индивидуальности. Роль педагогов заключается в выявлении творческого потенциала, наклонностей каждого учащегося и создании условий для развития его креативности с помощью различных методов, одним из которых является метод арт-терапии.
Стратегия формирования и реализации творческой индивидуальности неизбежно опирается на развитие таланта и креативности каждой личности вне зависимости от профессии и социального статуса. Креативность как универсальная способность к творчеству является атрибутом человеческой духовности, одаренности и условием свободного самовыражения личности, что представляется существенным резервом современной цивилизации, главной движущей силой поступательного развития человеческого общества.
Гипотеза исследования: используя методы арт-терапии можно повысить уровень творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике
• Осуществить анализ полученных результатов.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Объект исследования: творческие способности детей младшего школьного возраста.
Методы и методики: метод теоретического анализа литературы, метод тестирования (методика Торенса), метод математической статистики (критерий достоверности Манна-Уитни).
База исследования:
500 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. 6
1.1 Общая характеристика творческих способностей 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 15
1.3 Арт-терапия как средство развития творческих способностей 18
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния арт-терапии на развитие творческих способностей младших школьников 26
2.1 Построение и методы исследования 26
2.2 Исследование влияния арт-терапии на развитие творческих способностей младших школьников 26
2.3 Анализ полученных результатов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ
500 руб.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии, - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 1983. - №2.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
5. Дубровина И.В. Психология. – М.,1999.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. – Мн.,1998.
7. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М.,2000.
8. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб. 2004. – 480 с.
10. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.
11. Лобанов А.П., Коптева С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта. В 2-х ч. Ч. 1: НЕССИ, Мн., 2000. - 96 с.
12. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант: В 2 ч. Ч. 1. / И.А. Малахова - Мн. «Бел. навука». 2002. – 158 с.
13. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. /Под ред. Петровского А.В./ Москва, Просвещение, 1977 г.
14. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.
15. Немов Р.С. Психология, книга 1, Владос М.: 1999.
16. Общая психология: Курс лекций/ составитель Рогов Е.И. –М., 1995.
17. Осипова А.А. Общая психокоррекция. учебное пособие. М.: Сфера, 2002. - 510 с.
18. Пономарев Я. А Психология творчества. М.: 1976.
19. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под общей ред. Реана А.А. СПб.: 2003. – 416 с.
20. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
21. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара. 2004. – 672 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, Педагогика, 1989г.
23. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: 1996. – 192 с.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996.
25. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
26. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии Вопросы психологии, 1998, 4.
500 руб.