Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, С.Б.Яковлев и др.). Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л.Г.Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30 %.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Дети, имеющие дисграфические нарушения, испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Они должны концентрироваться то на слуховом, то на зрительном анализе, и двигательную работу руки тоже нужно контролировать. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, и тогда первая половина диктанта будет написана грамотно, а во второй мы увидим ошибки. Сильное напряжение при письме провоцирует искажение почерка.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.
В исследованиях, посвященных изучению особенностей детей с нарушениями речи (И.Т.Власенко, А.Гермаковска, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, О.Н.Усанова и др.) отмечается, что у детей с речевой патологией часто имеет место сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. В ряде работ указывается, что и у детей с дисграфией наблюдаются нарушения психических процессов, в том числе и внимания.
В последнее время стали все более актуальны проблемы развития внимания, а также проведения коррекционной работы с теми детьми, которые имеют различные нарушения внимания.
Внимание – это определенная сосредоточенность на каком-либо объекте, предмете или процессе. При выделении выбранного объекта из массы других проявляется избирательность внимания, то есть интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе нельзя назвать особым познавательным процессом. Внимание присуще любому познавательному процессу, например, восприятию, мышлению, или памяти. Оно выступает как способность к организации данного процесса.
Таким образом, в системе психологических процессов внимание занимает особое положение, так как оно включается во все остальные психические процессы, является необходимым моментом этих процессов, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде невозможно. С явлениями внимания можно встретиться только тогда, когда рассматривается, например, динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всегда, как только происходит попытка выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.
Но при этом невозможно не видеть особенностей внимания, которые проходят через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Эти особенности – это наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.
Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.
Однако особенности внимания и его роль в процессе коррекции дисграфии у школьников недостаточно изучены.
Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования логопедической работы по коррекции дисграфии и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.
Проблема исследования – обследование внимания и выявление оптимальных путей коррекции дисграфии у младших школьников.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста с дисграфией.
Предмет исследования – внимание у младших школьников с дисграфией.
Гипотеза: учитывая то, что процесс письма является сложной речемыслительной деятельностью, можно предположить, что у детей с нарушениями письма имеются нарушения внимания.
Цель исследования – исследования внимания у младших школьников с дисграфией.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть научно-теоретические основы исследования состояния внимания у младших школьников с дисграфией.
2. Исследовать особенности внимания у младших школьников.
3. Проанализировать результаты исследования.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1,200 руб.
Введение 3
1. Научно-теоретические основы исследования состояния внимания у младших школьников с дисграфией 7
1.1. Внимание как высшая психическая функция 7
1.2. Свойства и виды внимания 11
1.3. Внимание в онтогенезе 14
1.4. Современные научные представления о дисграфии 16
1.5. Особенности внимания у младших школьников с дисграфией 31
2. Экспериментальное исследование особенностей внимания у младших школьников 34
2.1. Цель, задачи и организация исследования 34
2.2. Особенности выборки методик 34
2.3. Методики исследования состояния внимания 35
2.4. Характеристика обследования детей 39
3. Анализ экспериментальных данных 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 50
1,200 руб.
Таким образом, нами были выполнены поставленные задачи:
• рассмотрены научно-теоретические основы исследования состояния внимания у младших школьников с дисграфией;
• исследованы особенности внимания у младших школьников;
• проанализированы результаты исследования.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности.
2. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
3. Как при развитии других психических функций, в онтогенезе внимания также решающее значение имеет тот момент, когда внимание ребенка перестает зависеть от случайно действующих раздражителей и ребенок сам начинает направлять его.
4. У детей с дисграфией наблюдаются особенности развития внимания, отмечаются отклонения от нормы по всем характеристикам внимания: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостыо, распределением и объемом.
5. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
В проведенном нами исследовании участвовало 2 группы детей, контрольная и экспериментальная группа. В контрольную группу входило 15 детей с нормальным развитием, в экспериментальную группу входило 15 детей с дисграфией.
Результаты исследования показали, что объем, переключаемость, устойчивость и другие характеристики внимания у детей с дисграфией ниже, чем у детей без патологий. При этом обе группы детей показывали средний уровень внимания примерно в одинаковом количестве – около половины детей, а высокий уровень и низкий уровень сильно отличались. Среди детей с дисграфией не было высокого уровня внимания, а в контрольной группе наоборот не было низкого уровня внимания. Соответственно подтверждена поставленная гипотеза: у детей с дисграфией наблюдаются нарушения по всем показателям внимания.
1,200 руб.
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. – 125 с.
2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998 – 240с
3. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод пособие. - М.: Издательство «Астрель», 2005. – 127 с.
4. Вопросы логопедии (Недостатки речи чтения и письма у учащихся младших классов) /Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1959. – 280 с.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 95с.;
6. Воронова Л.С. Нарушение письма у детей. Методические рекомендации. - СПб.: Издательство «Образование», 1994. – 86 с.
7. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1990. – 163 с.
8. Дефектологический словарь. – М.; 1999. – 345 с.
9. Егоров Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. – 656 с.
10. Елецкая О. В., Логинова Е. А. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1(12). – 42 с.
11. Ермолаева М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. — 176 с;
12. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: «Российское педагогическое агентство»,1997.–124 с.
13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
14. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
15. Закирова Н. С, Царевская Е. Г. Преодоление смешений букв по кинетическому сходству // Логопед. - 2006. - №3. – 104 с.
16. Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореферат дис… канд. психол. наук. (19.00.07). - М., 1980. – 22 с.
17. Коваленко О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие. - М.: Изд-во «Астрель», 2006. - 158 с.
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
19. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: «Российское педагогическое агентство»,1997.–124 с.
20. Лалаева Р. И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. - 656 с.
21. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: «Образование», 1997. – 172 с.
22. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. П. / Под. ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. - 656 с.
23. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. - 208 с.
24. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с.
25. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М: Издательство «ВЛАДОС», 1997. - 656 с.
26. Лысюк О. Л. Игровые способы формирования предпосылок овладения навыком письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. - 77 – 79 с.
27. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. - Издательство «Гном и Д», 2006. - 88 с.
28. Микфельд Я. О., Сивенкова Н. Ю. Диагностика артикуляторно- акустической дисграфии у дошкольников // Логопедия. - 2007. - №1 (15). – 48с.
29. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 1995. – 145 с.
30. Моисеева Т. В. Предупреждение нарушений чтения и письма на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов // Школьный логопед. - 2006. - №1 (10). – 11с.
31. Моисеева Л., Рахманова Е., Фунтикова Н.О подготовке руки к письму // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - 33 – 44с.
32. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004 – Т.1. – 344с.
33. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. - М.: ВЛАДОС, 2003 – 245с.
34. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.
35. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Прогресс, 2004 – 157с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005 – 416с.
37. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997- 184с.
38. Симерницкая Э.Г., Иншакова О.Б. Нарушения памяти у детей с дисграфией. Учитель-дефектолог: Современные проблемы подготовки и совершенствования работы. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. – 345 с..
39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000 – 220с.
40. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. - М.: Просвещение, 1976 – 315с.
1,200 руб.