Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, логопедическая работа по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР. На пути овладения связной диалогической речью ребенок сталкивается со множеством проблем, обусловленных спецификой общего недоразвития речи. Недостаточное владение связной речью является объективной причиной, которая не дает возможность свободно участвовать в жизни общества. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Навык связного монологического высказывания является одним из компонентов готовности ребенка к школе. А при речевой патологии, в частности ОНР, следует обратить особое внимание на формирование этого навыка. Как показывают исследования, первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период. Наблюдаемые у детей с ОНР серьезные трудности в организации собственного речевого поведения тщательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, образа связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Все это существенно затрудняет пребывание ребенка в детском саду и отрицательно сказывается на его развитии. Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ОНР препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума [12, 78].
Степень изученности проблемы. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети дошкольного и школьного возраста нуждаются в логопедических занятиях, что говорит о необходимости и актуальности развития данной темы. Для проведения эффективной работы по формированию навыка рассказывания необходим тщательный отбор методов и средств. Формирование навыков рассказывания в общей методике развития связной речи ребенка старшего дошкольного возраста – область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А.Н. Кэдзен, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. С. Брунер, С.Л. Рубинштейн. Интерес к формированию связной монологической речи понятен, ибо чудо постижения малышом системных связей языка – наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности. В детской психологии существуют особые нормативы развития монологической связной речи, которые многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной (3-й год жизни - Э.Л. Фрухт, 4-й год жизни - К.П. Печора, 5-й год жизни — Г.В. Пантюхина). С.А. Миронова в книге «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» в разделе «Обучение детей составлению рассказов» раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. В книге « Нарушение речи у дошкольников» (составитель Р.А. Белова-Давид). Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович в главе «Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития» раскрывают цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей, указывают два направления работы: 1. Формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет (работа над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжетным картинкам и сериям последовательных картин). 2. Формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет. В.В.Воробьева указывает причины несформированности связной речи в главе «Особенности связной речи школьников с моторной алалией » в книге «Нарушения речи и голоса у детей » под редакцией С.С.Ляпидевского и С.Н. Шаховской. Большое внимание уделили вопросу развития связной речи Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи. Достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей с ОНР. Основная задача логопедической помощи в условиях специального детского сада заключается в эффективном подборе средств и методических приемов работы с детьми данной категории. Отмеченными противоречиями объясняется проблема исследования: организация эффективной логопедической работы подбор эффективных приемов развития связной диалогической речи у детей с ОНР III уровня в условиях специального детского сада. С учетом актуальности этой проблемы я избрала тему дипломной работы: «Логопедическая работа по формированию навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Объект исследования – логопедическая работа по формированию навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – средства и методы формирования навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в системе логопедической работы.
Цель исследования – разработать систему логопедической работы по формированию навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Охарактеризовать основные подходы к формированию рассказывания в системе развития связной речи в теории и практике логопедии.
2. Изучить специфику рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и методику логопедической работы по формированию рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести обследования сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР в д/с №1488, г. Москвы.
4. Разработать программу коррекционной работы по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР и оценить ее эффективность.
Гипотеза - формирование навыков рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если в процессе логопедической работы учитывать особенности речевого развития дошкольников с ОНР и разработать программу коррекционной работы по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение.
База исследования: д/с №1488, г. Москвы. В исследовании участвовали 10 человек дети 5-6 лет с ОНР.
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, иллюстрированная графиками (1) таблицами (18) в библиографии представлен перечень учебно-методических источников по проблеме исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней обобщены теоретические положения по развитию навыков рассказывания в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР, разработана система логопедической работы по развитию навыков рассказывания у дошкольников с ОНР, которая может использоваться в практике работы логопедов, педагогов и воспитателей детских садов.
3,000 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения логопедической работы по формированию рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.1.Основные подходы к формированию рассказывания в системе развития связной речи в теории и практике логопедии……………………………………...8
1.2.Специфика рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………………….12
1.3. Методика логопедической работы по формированию рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………………..19
Глава II. Обзор сравнительных методик обследования сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР (на примере д./с. № 1488, г. Москвы)
2.1.Основные методики обследования сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………..31
2.2.Организация обследования сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………33
2.3.Анализ результатов обследования сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………..39
Глава III. Основные направления логопедической работы по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
3.1. Основные методы коррекционной работы по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………..45
3.2. Программа коррекционной работы по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР………………….50
3.3. Изучение динамики сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………………..61
Заключение………………………………………………………………………….68
Библиография……………………………………………………………………….72
Приложения…………………………………………………………………………76
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, я считаю целесообразным, сделать ряд выводов:
Дети с ОНР отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития. Развитие речи у детей с ОНР играет ведущую роль в процессе речевого развития и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи проблемных детей.
Обучение навыку рассказывания в системе развития связной речи у детей с ОНР можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Целесообразно комплексное использование приемов и средств для эффективного развития навыков рассказывания в системе развития связной речи у детей с ОНР.
В коррекционной работе с детьми с ОНР необходимо использовать задания по описанию предметов, основываясь на знаниях того, что: описание - это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету; повествование - это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени; рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения; пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи); рассказ - это самостоятельное развернутое изложе-ние ребенком определенного содержания.
В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация); творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях.
Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму; рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям.
Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми, определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств; рассказывание по памяти — это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память. рассказывание по воображению — это творческие рассказы детей.
Одним из условий развития навыков рассказывания в системе развития связной речи у детей с ОНР является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Организация экспериментальной работы по изучению навыков рассказывания в системе развития связной речи у детей с ОНР осуществлялась на базе ДОУ № 1488. В исследовании участвовали 10 человек дети 5-6 лет.
Диагностическое исследование осуществлялось по программе, включающей семь диагностических заданий, направленных на выявление уровня развития сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Анализ результатов исследования показал, что 10 % детей относится к низкому уровню овладения навыками рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР, большая часть испытуемых – 90 % - на среднем уровне развития связной речи, испытуемых с высоким уровнем развития связной речи не выявлено. В целом по результатам диагностики можно сделать вывод, что дети данной группы имеют трудности в овладении навыками рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР связной речью, а именно: затрудняются составлять рассказ по серии сюжетных картинок, неточно пересказывают текст, плохо воспроизводят сюжет с опорой на наглядную опору.
Для коррекционной работы я использовала коррекционную программу Глухова В.П. Во время проведения коррекционно-развивающей работы дети среднего уровня развития навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР охотно вступали в общение, делились своими точками зрения о картине. Пред проведением коррекционно-развивающей работы по предложенной программе мы разделили детей по уровням средний и низкий.
Во время проведения коррекционно-развивающей работы дети среднего уровня развития навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР охотно вступали в общение, делились своими точками зрения о картине. Например, Ира П. задавала уточняющие вопросы по сюжету картины, другие дети Гера Т., Настя А. пытались дать свои объяснения типа: «Это медведи, они играют» или «посмотри внимательно они как живые». На основе наблюдения можно говорить о том, что дети среднего уровня успешно справились с предложенной работой, у них наблюдается динамика сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Дети с низким уровнем развития навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР не менее охотно принимали участие в занятиях: живо обсуждали особенности поведения, повадки, места обитания зверей. В основном их рассказы были основаны на собственных представлениях о животных. Например, Женя У. поведал о том, что, по его представлению, белые медведи белые потому, что живут на севере. Оля Д. рассказала историю своего знакомства с ежиком, отметив его характерные особенности, так: «он фырчит и плохо пахнет». Ребята с большим удовольствием отгадывали загадки о животных, соблюдая нормы речевого этикета: старались не перебивать товарища, поднимать руку при ответе, не выкрикивая его, можно предположительно говорить о положительной динамике развития навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для изучения динамики развития сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР я провела контрольное изучение сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР. С детьми повторно были проведены диагностические задания, направленные на выявление уровня развития навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Анализ результатов показал, что 100 % - на среднем уровне развития навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста, испытуемых с низким уровнем развития связной речи не выявлено.
В целом по результатам повторной диагностики можно сделать вывод, о положительной динамике овладения навыками рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.
3,000 руб.
Библиография
1. Акулова О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. – СПб., 1996.
2. Арушанова А. Сценарии активизирующего общения в семье: [развитие речи] / А. Арушанова, Т. Юртайкина // Дошк. воспитание. – 1994. – № 12 ; 1995. – № 2, 4, 5.
3. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
4. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания 6-летних детей с ОНР при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. 2000 - № 5.
5. Бессонова Т.П., Грибова А.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй – М., 1997.
6. Бородич А.Н. Методика развития речи детей. – М., 1999.
7.Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1991.
8.Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1991.
9. Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду и семье / Т. Н. Доронова [и др.]. – М. : Просвещение, 2005. – 174
10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 2005-312с.
11. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2000, - № 6.
12. Главтузова О.П. Рекомендации по развитию речи на седьмом году жизни [Электронный ресурс] // Mother ru / Oltri Trading. – 2000-2004. – URL: http://www.mother.ru/logoped/?m=0&a=1&t=a3 (18.05.06).
13. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми разговорной речи. – М., 1999.
14. Глухов В.П. Программа формирования диалогической и монологической речи у дошкольников с ОНР – М., 2001.
15. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1991.
16. Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда в дошкольном логопункте – М., 1991.
17. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.
18. Жукова Н, С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
19. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О.С. Ушаковой – М., 2001
20. Короткова Э.П. Требования к беседе воспитателя и ребенка. – М., 1986.
21. Коноваленко В.В. «Экспресс обследование связной речи дошкольников с ОНР» - М., 2003.
22. Комарова С.В. Активизация диалогической речи у детей средней и старшей группы специального детского сада// Логопед № 4, 2006, с. 100
23. Лалаева Р.А. Программа развития речи детей с ОНР – М., 1991.
24.Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Лалаева Раиса Ивановна, Серебрякова Наринэ Витальевна. - СПб.: Союз, 2001.
25. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
26. Леонтьев Л.Н. Психологическое исследование речи. – М., 1982.
27. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников. - СПб., 1994.
28. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.
29. Максаков А.И. Воспитание диалогической речи. – М., 2000.
30. Мещерякова Л.М. Развитие связной речи дошкольников с ОНР//Логопед № 6, 2006, с. 76
31.Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР // Дефектология. – 2000. - № 1.
32. Общение и речь: развитие речи в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной – М., 1999.
33. Поваляева М.А. Педагогический основы логопедической помощи – М., 1996
34. Поваляева М.А., Беденко Г.В. Педагогическая диагностика и коррекция речи – М., 1997.
35. Поваляева М.А. К вопросу о педагогических подходах в логопедической практике в ДОУ – М., 1997.
36.Поваляева М.А. Моделирование коррекционно-образовательного пространства: Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Ч. 3 – М., 1998.
37. Поваляева М.А., Карханян Л.Р. Речевое дыхание - основа правильной речи. – М., 1997.
38. Поваляева М.А. Проблемы речевых нарушений - М., 2000.
39. Путкова Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания у детей с ОНР// Логопед № 2, 2006, с. 88
40. Селиверстов В. И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. – М., 1998.
41. Смирнова Е.О. Развитие общения у дошкольников. – М., 1994.
42. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1990
43. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит. Формирование лексико-грамматичексого строя речи – М., 1998.
44. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб., 1994.
45. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999.
46. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
47. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
48.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М., 1990.
49. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198с.
50. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч. 1.
51. Хватцев М.Е.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников с проблемами в развитии – М., 1998.
52. Цветкова Л.С. Коррекционные принципы логопедической работы с дошкольниками с ОНР – М., 2004
53.Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М., 1993.
54.Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с ОНР - М., 1995.
55.Шаховская Н.С., Худенко Е.Д. Методические рекомендации по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР – М., 1999.
56.Эльконин Д.Б. Развитие звуковой речи в детском саду. – М., 1964.
57. Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов» - М., 2001
58. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда в ДОУ – М., 1996
59. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., АРКТИ, 1996.
60. Яковлева О.Н. Логопедические игры для детей с ОНР – М., 2003
3,000 руб.