Введение
Содержание
Заключение
Литература
Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусло-вило усиление значения цен в развитии экономики страны. Совершенно оче-видно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном меха-низме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности ди-намики цен. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, прин-ципов и подходов к формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике, что и нашло отражение в данной работе.
Цель данной работы – рассмотреть сущность, функции и виды цен. Акту-альность выбранной темы заключается в том, что цены и являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая ка-тегория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом.
С учетом специфики заданной темы структура работы позволяет рассмот-реть экономическую сущность цены (часть 1), функции, выполняемые ценами в рыночной экономике (часть 2), привести классификацию цен (часть 3) и рас-смотреть практический пример поведения цен в условиях мирового финансово-го кризиса (часть 4).
Экономическая природа цены достаточно хорошо освещена в современной экономической литературе и широко дискутируется в прессе. При подготовке данной работы в основном использованы материалы из учебной и научной ли-тературы по затронутым вопросам.
1,200 руб.
1. Сущность цены:
1.1. Понятие цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Ценообразующие факторы в условиях рынка . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.3. Концепции ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Функции цены:
2.1. Учетная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.2. Стимулирующая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.3. Распределительная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.4. Функция сбалансирования спроса и предложения . . . . . . . . . . . . 11
2.5. Функция рационального размещения производства . . . . . . . . . . . 12
3. Виды цен:
3.1. Классификация в соответствии
с обслуживаемой сферой товарного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.2. Классификация в зависимости от территории действия . . . . . . . . 17
3.3. Классификация в зависимости от порядка возмещения
потребителем транспортных расходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.4. Классификация по степени свободы от
воздействия государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.5. Классификация цен в зависимости от степени новизны товара . . 20
3.6. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот . . . . . . . . . . . . . 25
3.7. Цены, используемые в учете и статистике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
4. Цены на потребительские товары в условиях кризиса:
4.1. Поведение цен в период кризиса на Западе и в России . . . . . . . . 28
4.2. Причины всеобщего повышения цен в России . . . . . . . . . . . . . . . 30
4.3. Оздоровит ли кризис ситуацию на товарных рынках? . . . . . . . . . 31
1,200 руб.
1. Наиболее распространенное определение цены - количество денег (то-варов, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги). Основными ценообразующими факторами являются: затраты, ценность товара, спрос, конкуренция и государственное регулирова-ние. Существует три основных подхода к ценообразованию: затратный, ценно-стный и пассивный.
2. Функции цен в рыночной экономике чрезвычайно разнообразны:
• учетная функция цены показывает, во что обходится обществу удовлетво-рение конкретной потребности в той или иной продукции;
• стимулирующая функция выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров;
• распределительная функция связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов;
• функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением;
• с помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой туда, где норма прибыли более высокая.
3. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциа-ция в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения на оптовые цены на продукцию промышленности, цены на строительную продукцию, за-купочные цены на сельхозпродукцию, транспортные тарифы, розничные цены, цены на бытовые и коммунальные услуги. Другие классификации подразуме-вают использование таких признаков, как территория действия, порядок воз-мещения потребителем транспортных расходов, степень свободы от воздейст-вия государства, новизна товара.
4. Мировой финансовый кризис вызвал обвал цен на Западе. Это во мно-гом смягчает положение населения, которое страдает от безработицы и сокра-щения зарплат. В России наблюдается иная картина: безработица растет, зар-платы падают, а цены взлетают все выше и выше. Рост цен на отечественные товары в условиях кризиса ничем не оправдан, тем более что цена на энергоре-сурсы, составляющие значительную часть издержек, хоть медленно, но снижа-ется. Кроме как алчностью, желанием снять пенки в возникшей экстремальной ситуации объяснить это нельзя. Однако рано или поздно торговле придется умерить свои аппетиты, снизив норму рентабельности, которая во многих слу-чаях составляет от 50 до 100 %.
1,200 руб.
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2006.
2. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Краткий курс. М.: КноРус, 2006.
3. Куторжевский Г.А. Экономика. Основы экономической теории. М.: ЗАО Эко-номика, 2004.
4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: В 2 т. М.: ИНФРА, 2006.
5. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под редакцией А.Г. Гряз-новой. М.: КноРус, 2007.
6. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: КноРус, 2006.
7. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М., 1992.
8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, ЛТД, 2006.
9. Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под редакцией В.Д. Камаева. М.: ВЛАДОС, 2007.
10. Экономическая теория / Под редакцией В.И. Видяпина. М.: ИНФРА-М, 2002.
11. Евпланов А. Бешеные цены можно обуздать // Российская Бизнес-газета. № 690 от 17 февраля 2009 г.
12. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ www.gks.ru.
1,200 руб.