Введение
Содержание
Литература
С каждым годом все большим становится убеждение ученых в том, насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых, в основном, психологами. В частности, Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств – на 55%. Профессор Бердвистелл, проделав аналогичные исследования, выявил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, в то время как более 65% информации передается с помощью невербальных средств.
Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание на значение жестов и мимики человека.
Использование невербальной коммуникации имеет свои причины:
- слова имеют ограничения
- невербальные сигналы более действенны
- невербальные отношения, вероятно, более искренние
- невербальные отношения могут выражать очень сложные чувства
- поза, движения тела и другие невербальные сигналы - инструменты,
развитые потому, что слова оказались неэффективны
- если между вербальным и невербальным сообщениями появляется
неконгруэнтность (несоответствие), то невербальное сообщение одержит
победу.
И если, в дополнение к этим причинам, учесть, что в процессе педагогического общения участвуют ученики различных возрастов, уровней обученности и знаний, у которых речь находится в процессе развития, то важность невербальной коммуникации становится просто очевидна.
750 руб.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Функции невербальных средств общения……………………………………....4
Основные стороны общения…………………………………………………...4
Коммуникативная сторона общения…………………………………………..4
1.3. Интерактивная сторона общения………………………………………………4
1.4. Перцептивная сторона общения………………………………………………..5
1.5. Функции невербального общения……………………………………………...5
1.6. Классификация неречевых компонентов по их функциям…………………...6
2. Виды невербальных средств общения…………………………………………..7
2.1.Системы невербальных средств общения……………………………………...7
2.2. Мимика…………………………………………………………………………...7
2.3. Жесты…………………………………………………………………………….8
2.4. Контакт глаз…………………………………………………………………….10
2.5. Интонация………………………………………………………………………11
2.6.Пространственная организация………………………………………………..11
3. Координация вербальных и невербальных средств в педагогическом общении (на уроке и во внеурочное время)…………………………………...13
3.1. Вербальные и невербальные средства в педагогическом общении………...13
3.2. Мимическая сторона общения………………………………………………...14
3.3. Прикосновения или тактильная коммуникация……………………………...15
3.4. Взгляд…………………………………………………………………………...15
3.5. Дистанция общения…………………………………………………………....16
3.6. Система жестов………………………………………………………………...16
3.7. Тон речи………………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………..18
Литература…………………………………………………………………………...19
750 руб.
1. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. –
Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: «Совершенство», 1997.
2. Канн – Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя.
– М: Просвещение, 1987. – 190 с.
3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж:
Изд-во НПО «Модэк», 1996.
4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.
5. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии
профессиональной деятельности педагога. - М.: сентябрь, 1999.-
(Библиотека журнала «Директор школы» .вып.2,1999)
6. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.:
Моск. городское пед. общество, 1998.
7. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их
жестам. – Нижний Новгород, 1992.
8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
9. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. –
СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. – 416 с.: (Серия «Мастера
психологии»).
750 руб.