В реализации концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию особое внимание необходимо уделять формированию эффективных механизмов рациональной, социально приемлемой адаптации личности ребенка к условиям среды.
Необходимо обращать особое внимание на изучение сформированности у младших школьников различных психических функций, способствующих успешному усвоению знаний. Особое место среди высших психических функций занимает память. В последние годы внимание специалистов и педагогов привлечено к росту числа неуспевающих в школе детей, чьи школьные проблемы связаны с недостаточной сформированностью психических процессов (в частности – процессов памяти и запоминания).
Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание.
Развитие памяти ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью памяти в психическом развитии и обучении. С помощью памяти и механизмов запоминания ребенок овладевает наиболее совершенными способами познания, усваивает новые знания, у него развиваются другие высшие психические функции.
Систематическая работа над развитием памяти дает свои положительные результаты. Дети лучше решают задачи, т.к. помнят, о чем в ней говорится, быстрее заучивают стихи, активнее работают на уроках чтения, не боятся высказывать свои мысли, делают предположения. Не случайно говорят: «Память человека в его собственных руках». Развивать память можно и нужно, и в этом ребенку должен помочь взрослый.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».1
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Актуальность данного исследования заключается в том, что память занимает ведущее место в развитии детей и играет важную роль в успешности обучения в младших классах.
Изучением развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте посвящено огромное количество как отечественных, так и зарубежных автором. Среди которых можно выделить таких авторов как: Р. Аткинсон, Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, С. Л. Рубинштейн, Е. И. Рогов, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко, О. О. Петрова и др.
3,000 руб.
Введение 4
1 Теоретические основы развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности 7
1.1 Понятие, сущность и виды памяти 7
1.2 Основные процессы и механизмы памяти 12
1.3 Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте 21
1.4 Оптимальные условия для развития памяти учащихся. Произвольное запоминание и мнемоническая деятельность в младшем школьном возрасте 24
2 Практическое исследование типа памяти учащихся в процессе учебной деятельности 28
2.1 Обзор диагностических методик, используемых в исследовании развития памяти 28
2.2 Результаты первичной диагностики памяти младших школьников
33
2.3 Результаты вторичной диагностики памяти младших школьников
41
Заключение 51
Глоссарий 53
Список использованных источников 55
Приложение А Материал к методике оценки оперативной зрительной памяти (часть I) 59
Приложение Б Материал к методике оценки оперативной зрительной памяти (часть II) 60
Приложение В Таблица для исследования кратковременной зрительной памяти 61
Приложение Г Таблица для исследования образной памяти 62
Приложение Д Программа занятий, направленных на развитие памяти учащихся младшего школьного возраста 63
3,000 руб.
1 Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 702 с. - ISBN 5-8291-0350-8
2 Аллахвердов, В. М. Психология [Текст]: учебник для вузов / В. М. Аллахвердов. - М.: Проспект, 2007. - 743 с. - ISBN 5-48201281-6
3 Ансимова, Н. П. Лабораторный практикум по психологии человека. Ч.1. Диагностика познавательных способностей [Текст] / Н.П. Анисимова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2006. – 26 с.
4 Артюхова, И С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / И. С. Артюхова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 30 с. - ISBN 978-5-9667-0457-5
5 Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – СПб.: Едиториал УРСС, 2007.– 208 с. - ISBN 978-5-382-00308-5
6 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с. - ISBN: 978-5-91180-846-4
7 Бочарова, С. П. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы [Текст] / С. П. Бочарова. – М.: Гуманитарный центр, 2007. – 384 с. – ISBN 966-8324-36-6
8 Взаимодействие внимания и кратковременного запоминания: мнемический эффект Струпа. [Текст] / В.Я. Романов. // Психологический журнал. - 2003. – N 4. -С. 47 - 53. - ISSN 0205-9592.
9 Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст]: в 2 ч. : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - М.: ВЛАДОС, 2005 - 344 с. - ISBN 5-691-01438-2
10 Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект, 2005. - с. 204. - ISBN 5-8291-0561-6
11 Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст]: практикум / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект, 2004. - 144 с. - ISBN 5-8291-0372-5
12 Волкова, Т. Н. 1000. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет. [Текст]: практикум / Т. Н. Волкова. - М.: БАО, 2005. – 240 с. - ISBN 966-338-071-3
13 Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / О. Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.- ISBN 5-305-00110-2
14 Диагностика развития младших школьников: психологические тесты [Текст]/ - Рн/Д: Феникс, 2008. – 125 с. - ISBN 978-5-222-14781-8
15 Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 362 с. - ISBN 5-91180-111-6
16 Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнетивной психологии [Текст] / Т. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2002. – 320 с. ISBN 5-318-00495-4
17 Игры на развитие психических процессов [Текст] / И.В. Винникова. - // Начальная школа. - 2002. - N3. -С.25-26 ISSN 0027-7371
18 Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 666 с. - ISBN 5-93878-232-5
19 Миллер, М. Суперпамять в 10 простых уроках [Текст] / Миллер М. – Рн/Д.: Феникс, 2006. – 288 с. - ISBN 5-222-09722-6
20 Мнемический эффект струпа и эффект мнемического улучшения: зависимость от скорости предъявления стимуляции [Текст] / Р. С. Шилко. // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - С. 69-78. - ISSN 0205-9592.
21 Морозов, А. В. Основы психологии [Текст]: учебник / А. В. Морозов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 351 с. - ISBN 5-8291-0188-2
22 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с. - ISBN 5-7695-0408-0
23 Найссер, У. Когнитивная психология памяти [Текст]: учебник для вузов / У. Найссер. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 640 с. - ISBN 5-93878-168-X
24 Немов, Р. С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст]: учебник для вузов / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 345 с. – ISBN 5-691-0012-4
25 Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти [Текст] / Е.В.Заика // Вопросы психологии -1995. – № 1 -С. 41. - ISSN 0042-8841
26 Першина, Л. А. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. А. Першина. - М.: Академический проект, 2005. - 256 с. - ISBN 5-8291-0573-X
27 Петрова, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. Тесты. Игры. Упражнения [Текст] / Л.И. Петрова. – Рн/Д.: Феникс, 2008. – 336 с. – ISBN 978-5-222-11310-3
28 Петрова, О.О. Возрастная психология [Текст] / О. О. Петрова. – Рн/Д.: Феникс, 2005. – 224 с. – ISBN 07160-X
29 Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Пиаже Ж. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с. - ISBN 5-94723-096-8
30 Психология памяти [Текст] / Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2002. – 816 с. – ISBN 5-88711-176-3
31 Развиваем память и повышаем грамотность [Текст] / Л. Д. Егорова // Начальная школа. - 2007. - N 1. - С. 90 - 92 - ISSN 0027-7371
32 Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: учебник / А. А. Реан. - СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. - ISBN 5-93878-245-7
33 Римская, Р. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. [Текст] / Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС-книга, 2007. – 408 с. - ISBN 978-5-462-00741-5
34 Рогов, Е. И. Общая психология [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2006. – 447 с. – ISBN 5-691-00143-4
35 Рогов, Е. И. Я и самопознание. Развиваю память, мышление, воображение [Текст] / Е. И. Рогов. – Рн/Д: МарТ, 2006. – 224 с. - ISBN: 5-241-00744-Х
36 Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии [Текст] / Л. С. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 720 с. - ISBN 978-5-314-00016-8
37 Смирнов А. А. и его школа исследования памяти: продолжение поиска [Текст] / С. А. Изюмова. // Психологический журнал. - 2008. - N 1. - С. 100 - 107. - ISSN 0205-9592.
38 Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Рн/Д.: Феникс, 2006 – 704 с. – ISBN 5-222-10011-1
39 Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Рн/Д.: Феникс, 2006. – 448 с. – ISBN 5-222-09861-3
40 Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 603с. – ISBN 5-7695-0575-3
41 Узнадзе, Д. Н. Общая психология. [Текст] / Д.Н. Узнадзе. – М.: Смысл, 2004. – 417 с. - ISBN 5-469-00020-6
42 Ускова, Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. [Текст]. – М.: Академический проект, 2004. с. – 344 с. - ISBN 5-8291-0459-8
43 Хилько, М. Е. Возрастная психология [Текст] : конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - М. : Высшее образование, 2006. - 195 с. - ISBN 5-9692-0083-2
44 Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004. - 350 с. - ISBN 5-8297-0176-6
45 Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Рн/Д: Феникс, 2006. - 315 с. - ISBN 5-222-10194-0
46 Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с. - ISBN 5-7695-1645-3
3,000 руб.