Введение
																	Содержание
																									Заключение
																									Литература
																  
									Актуальность курсовой работы. Последняя  стадия жизненного цикла  (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста.
К сожалению, эти обстоятельства порой складываются таким образом, что к перечисленным проблемам добавляется еще и одиночество. Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено инвалидностью, может рассчитывать лишь  на государственную помощь и поддержку. 
Пожилому человеку просто необходимо самое пристальное и искреннее внимание, внимание как к его физическому здоровью, так и к душевному состоянию.
Необходимость изучения и осмысления социально-психологических проблем людей пожилого возраста определило актуальность темы курсовой работы.
Проблемами пожилых в аспекте психологии и социологии занимались        М.Д. Александрова, А.В. Дмитриев, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро, Л.С. Шилова И.С. Кон [10], Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев, Л.Т. Шинелева и др. Значительный вклад в развитие геронтологии внесли: выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев [3], обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения; современные геронтологи Г.С. Абрамова, В.Д. Альперович [2], О.В. Краснова, А.Г. Лидерс [8], А.А. Козлов, Р.С. Яцемирская [20], а также зарубежные авторы А. Адлер, Э. Берн, К. Хорни, Э. Фромм, Т. Шибутани.
Объект исследования – старость и старение.
Предмет исследования – психологические и социальные особенности старости.
Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.
Задачи:
1.	провести теоретический обзор научной и учебной литературы по проблеме исследования;
2.	раскрыть психологические проблемы пожилого возраста;
3.	осветить содержание социальных проблем людей пожилого возраста. 
Методы исследования:
1.	анализ;
2.	сравнение;
3.	обобщение.
Литературный обзор в монографии В.Д. Альперович [2] рассматривается проблема старости индивида и общества, взаимосвязь этих явлений, положение и место старого человека в стареющем обществе, психологические и социальные особенности взаимоотношений старого человека с предшествующими поколениями в обществе, коллективе и семье. В учебном пособии и хрестоматии О.В. Красновой [8] собраны материалы, посвященные проблемам старости и старения в аспектах возрастной психологии, геронтологии, социальной психологии и др.  
Практическая значимость работы заключается в рассмотрении особенностей пожилого возраста в аспекте социально-психологических проблем.
									
1,200 руб.
								  
									Введение	3
1 Особенности пожилого возраста	5
1.1 Старость. Основные понятия и виды	5
1.2 Особенности пожилого возраста	7
2 Психология и социология старости	13
2.1 Психологические проблемы пожилого возраста	13
2.2 Социальные проблемы пожилого возраста	19
Заключение	22
Глоссарий	23
Список использованных источников	24
Приложение А	26
Приложение Б	27
									
1,200 руб.
								  
									Итак, при подготовке курсовой работы были решены следующие задачи:
1.	проведен теоретический обзор научной и учебной литературы по проблеме исследования;
2.	приведены подходы к определению временных рамок периода старости;
3.	описаны особенности людей пожилого возраста;
4.	раскрыть психологические проблемы пожилого возраста;
5.	осветить содержание социальных проблем людей пожилого возраста;
6.	разработан глоссарий основных понятий.
Старость есть заключительный период в развитии любого организма, для человека это генетически заданное обретение определенного личного социального статуса.
Пожилой возраст, старость представляет собой особый этап жизненного пути, который включает в себя хронологическую (существуют различные подходы к определению временных рамок старости), физиологическую, психологическую и социальную виды старости.
Пожилой возраст несет его обладателям множество психологических проблем. Это вызвано, прежде всего, что в этот период человек переживает, последний (восьмой) кризис жизни. Психологические особенности людей пожилого возраста схожи с описанием поведения невротиков. Среди наиболее распространенных психологических проблем пожилого возраста можно назвать неадекватную самооценку (либо сильно завышенную, либо заниженную); боязнь смерти; одиночество; ощущение «ненужности» обществу из-за проблем с организацией досуга и занятости; одиночество; стресс. 
Также исследователи отмечают изменение характера пожилых людей по трем сферам – интеллектуальной, эмоциональной и моральной.
Теоретический анализ позволил выделить такие социальные проблемы как,  поддержка  приемлемого  материального уровня жизни; получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки; адаптация к новому образу жизни; проблема одиночества.
Таким образом, старость – это особый этап жизненного пути, в котором тесно переплетается множество проблем социального и психологического характера. Все это важно учитывать при выборе тактике поведения домочадцам, родственниками пожилых людей, а также государственным структурам и органам опеки.									
1,200 руб.
								  
									1.	Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 623с. 
2.	Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. – 104 с.
3.	Ананъев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.:Питер, 2001.-272с.
4.	Годфруа Ж. Что такое психология: В 2т. - М., 1992. – 310 с.
5.	Ерусланова Р.И. Социальная проблема - старение // Ученые записки. - 2000. - № 3 (19). - С. 20.
6.	Ильенков Э.В. Что такое личность? – М., 1991. – 326 с.
7.	Киселев С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благосостояние граждан пожилого возраста: Выступление на Европейском семинаре «Работа, экономика и благосостояние: профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех». — М., 1999. — 20 с.
8.	Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 288 с. 
9.	Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
10.	Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Просвещение, 1978. -271 с.
11.	Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. - 2000. - № 2 (10). - С. 6-11.
12.	Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для стул, психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В.Краснова. А.Г.Лидерс. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с. 
13.	Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. – 356 с.
14.	Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
15.	Социально-психологические особенности третьего возраста // Материалы семинара ЦСПСД «Дом Милосердия». -Тамбов, 2003. - С. 30-35.
16.	Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. -М., 1998. - 120 с.
17.	Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. – 228 с.
18.	Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: «Питер», 1999. – 336 с.
19.	Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 192 с.
20.	Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 192 с.									
1,200 руб.