Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность курсовой работы. Последняя стадия жизненного цикла (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста.
К сожалению, эти обстоятельства порой складываются таким образом, что к перечисленным проблемам добавляется еще и одиночество. Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку.
Пожилому человеку просто необходимо самое пристальное и искреннее внимание, внимание как к его физическому здоровью, так и к душевному состоянию.
Необходимость изучения и осмысления социально-психологических проблем людей пожилого возраста определило актуальность темы курсовой работы.
Проблемами пожилых в аспекте психологии и социологии занимались М.Д. Александрова, А.В. Дмитриев, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро, Л.С. Шилова И.С. Кон [10], Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев, Л.Т. Шинелева и др. Значительный вклад в развитие геронтологии внесли: выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев [3], обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения; современные геронтологи Г.С. Абрамова, В.Д. Альперович [2], О.В. Краснова, А.Г. Лидерс [8], А.А. Козлов, Р.С. Яцемирская [20], а также зарубежные авторы А. Адлер, Э. Берн, К. Хорни, Э. Фромм, Т. Шибутани.
Объект исследования – старость и старение.
Предмет исследования – психологические и социальные особенности старости.
Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.
Задачи:
1. провести теоретический обзор научной и учебной литературы по проблеме исследования;
2. раскрыть психологические проблемы пожилого возраста;
3. осветить содержание социальных проблем людей пожилого возраста.
Методы исследования:
1. анализ;
2. сравнение;
3. обобщение.
Литературный обзор в монографии В.Д. Альперович [2] рассматривается проблема старости индивида и общества, взаимосвязь этих явлений, положение и место старого человека в стареющем обществе, психологические и социальные особенности взаимоотношений старого человека с предшествующими поколениями в обществе, коллективе и семье. В учебном пособии и хрестоматии О.В. Красновой [8] собраны материалы, посвященные проблемам старости и старения в аспектах возрастной психологии, геронтологии, социальной психологии и др.
Практическая значимость работы заключается в рассмотрении особенностей пожилого возраста в аспекте социально-психологических проблем.
1,200 руб.
Введение 3
1 Особенности пожилого возраста 5
1.1 Старость. Основные понятия и виды 5
1.2 Особенности пожилого возраста 7
2 Психология и социология старости 13
2.1 Психологические проблемы пожилого возраста 13
2.2 Социальные проблемы пожилого возраста 19
Заключение 22
Глоссарий 23
Список использованных источников 24
Приложение А 26
Приложение Б 27
1,200 руб.
Итак, при подготовке курсовой работы были решены следующие задачи:
1. проведен теоретический обзор научной и учебной литературы по проблеме исследования;
2. приведены подходы к определению временных рамок периода старости;
3. описаны особенности людей пожилого возраста;
4. раскрыть психологические проблемы пожилого возраста;
5. осветить содержание социальных проблем людей пожилого возраста;
6. разработан глоссарий основных понятий.
Старость есть заключительный период в развитии любого организма, для человека это генетически заданное обретение определенного личного социального статуса.
Пожилой возраст, старость представляет собой особый этап жизненного пути, который включает в себя хронологическую (существуют различные подходы к определению временных рамок старости), физиологическую, психологическую и социальную виды старости.
Пожилой возраст несет его обладателям множество психологических проблем. Это вызвано, прежде всего, что в этот период человек переживает, последний (восьмой) кризис жизни. Психологические особенности людей пожилого возраста схожи с описанием поведения невротиков. Среди наиболее распространенных психологических проблем пожилого возраста можно назвать неадекватную самооценку (либо сильно завышенную, либо заниженную); боязнь смерти; одиночество; ощущение «ненужности» обществу из-за проблем с организацией досуга и занятости; одиночество; стресс.
Также исследователи отмечают изменение характера пожилых людей по трем сферам – интеллектуальной, эмоциональной и моральной.
Теоретический анализ позволил выделить такие социальные проблемы как, поддержка приемлемого материального уровня жизни; получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки; адаптация к новому образу жизни; проблема одиночества.
Таким образом, старость – это особый этап жизненного пути, в котором тесно переплетается множество проблем социального и психологического характера. Все это важно учитывать при выборе тактике поведения домочадцам, родственниками пожилых людей, а также государственным структурам и органам опеки.
1,200 руб.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 623с.
2. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. – 104 с.
3. Ананъев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.:Питер, 2001.-272с.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2т. - М., 1992. – 310 с.
5. Ерусланова Р.И. Социальная проблема - старение // Ученые записки. - 2000. - № 3 (19). - С. 20.
6. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М., 1991. – 326 с.
7. Киселев С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благосостояние граждан пожилого возраста: Выступление на Европейском семинаре «Работа, экономика и благосостояние: профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех». — М., 1999. — 20 с.
8. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 288 с.
9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
10. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Просвещение, 1978. -271 с.
11. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. - 2000. - № 2 (10). - С. 6-11.
12. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для стул, психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В.Краснова. А.Г.Лидерс. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. – 356 с.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
15. Социально-психологические особенности третьего возраста // Материалы семинара ЦСПСД «Дом Милосердия». -Тамбов, 2003. - С. 30-35.
16. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. -М., 1998. - 120 с.
17. Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. – 228 с.
18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: «Питер», 1999. – 336 с.
19. Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 192 с.
20. Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 192 с.
1,200 руб.