Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образования, т. к. от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы пребывания в образовательном учреждении, зависит успешность его обучения, отношение к учению, учителям и сверстникам.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация в широком смысле не обязательно означает социально-психологическую адаптацию. Гармония между потребностями общества и отдельного человека достижима только тогда, когда собственные потребности и интересы сформированы у человека с ориентацией на требования общества.
Социально-психологическая адаптация - сложное явление, включает комплекс показателей:
1.Возможность выполнять социальные функции и успешно строить отношения с коллективом, семьей;
2.способность к продуктивному обучению и труду, к самообслуживанию, к полноценному отдыху;
3.адекватность в восприятии окружающей действительности, в восприятии самого себя, в отношениях с окружающими;
4.соответствие между целями, действиями и реально достижимыми результатами, между самооценкой и оценкой окружающих;
5. изменчивость поведения в соответствии с требованиями ситуации, в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Успешность адаптации зависит от:
• Жизненных целей
• Ценностных ориентаций
• Их поведенческой реализации
• Социальной среды, в которой происходит их реализация
Жизненные цели и ценностные ориентации закладываются главным образом в семейном воспитании, а их поведенческая реализация происходит у старшеклассников преимущественно в социальной среде, образуемой школой. Проблемы в социальной адаптации школьников в значительной степени обусловлены противоречиями между заложенными в семье ценностными ориентациями, требованиями социальной среды в школе и вне школы.
Понятие “социально-психологическая адаптация” является более узким, чем “адаптация” вообще, и подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с:
• Требованиями общества
• Собственными потребностями, мотивами, интересами
Социальная адаптация учащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях. По нашему мнению, эта проблема наиболее актуальна в старших классах в связи с целым комплексом причин:
1. Резкое изменение состава классного коллектива и скачкообразное повышение требований со стороны педагогов.
2. Необходимость профессионального самоопределения, конструирование старшеклассниками своего жизненного пути, определение планов и перспектив.
3. Расширение значимых социальных связей вне школы, что может вступать в противоречие с требованиями школы.
4. Возрастание роли эмоционально нагруженного интимно-личностного общения и связанные с этим переживания.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Под адаптацией детей к школе обычно понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. Но ребенок в школе должен адаптироваться не только к организационной стороне школьной жизни, не только к своей новой социальной роли, но прежде всего к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Урок характеризуется определенным типом организации учебного процесса, когда учитель строго ограничен временем, учебной программой и в большей степени вынужден ориентироваться на класс в целом, чем на настроение и состояние отдельного ученика, на его готовность воспринять и понять изучаемый материал. На практике нередки случаи, когда ребенок способен усваивать знания в привычных для него условиях при индивидуальных занятиях, но испытывает трудности в ситуации урока. Эти проблемы детей в данной статье рассматриваются как их дезадаптация к урочной системе взаимоотношений с учителем, к существующей методике преподавания на уроке, проводится анализ причин возникновения дезадаптации и путей ее коррекции.
Рассматриваемый аспект адаптации детей к школе тесно связан на начальном этапе обучения с понятием их психологической готовности (в определении ряда авторов). В статье «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткина определяет психологическую гототовность к школе как «необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». (там же) Она акцентирует внимание читателей на том, что «понятие «психологическая готовность» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе», при индивидуальном обучении преподаватель имеет возможность ориентироваться «на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка» [там же]. Определяемая таким образом психологическая готовность ребенка к школе фактически характеризует (в числе прочего) его способность усваивать учебный материал в условиях урока и во многом предопределяет успешность его адаптации к обычной, урочной организации учебного процесса.
В практике консультаций встречались случаи, когда психологическая дезадаптация детей проявлялась только к концу начальной школы.
Проблемы адаптации и дезадаптации детей к школьному обучению являются актуальными. Данные аспекты все чаще привлекают к себе внимание специалистов разных областей (в педагогике, медицине, психологии), становятся объектом социальной психологии и имеют большое практическое значение.
Именно актуальность данного вопроса и определила выбор темы нашего исследования: «психологическая поддержка первоклассника в период адаптации к школьному обучению».
Наше исследование по данному вопросу только началось. Мы не ставили перед собой цели узнать все и сразу. Углубленное изучение вопроса позволит нам разобраться в теме и максимально подробно изучить все аспекты.
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологической поддержки первоклассника в период адаптации к школьному обучению.
Предмет работы – процесс адаптации ребенка к обучению в школе.
Объект исследования – ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В соответствии с определенной темой, целью, предметом и объектом исследования мы поставили в своей работе следующие задачи:
1. провести анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, на основе которого определить основные понятия исследования: адаптация, дезадаптация, факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению, критерии готовности ребенка к школе;
2.рассмотреть психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу и определить роль учителя в процессе адаптации ребенка к школе;
3.изучить современные методики по изучению готовности ребенка к школе и подобрать методы психологической поддержки и психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
В написании исследования мы опирались на труды таких ученых педагогов и психологов, как Абрамова Г.С., Бабаева Т. И., Божович Л.И., Выготский Л. С., Мухина В.С., Рубинштейн С. Л. И др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Особенности адаптации первоклассника к школьному обучению 8
1.1 Факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу 15
1.3 Критерии готовности ребенка к школе 18
1.4 Роль учителя в процессе адаптации ребенка к школе 21
Глава 2. Экспериментальное исследования особенностей адаптации первоклассника к школьному обучению 28
2.1 Методы психологической поддержки первоклассника к школьному обучению и работа с родителями 28
2.2 Современные методики по изучению готовности ребенка к
школе 35
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению 40
Заключение 44
Литература 49
Приложения 52
1,200 руб.
Понятие “адаптация” включает в себя процесс приспособления человека к окружающим условиям, а также результат этого процесса, т.е. состояние, в котором человек максимально приспособлен к окружающей среде. Такое состояние может достигаться несколькими принципиально разными путями, в связи с чем выделяют разные типы адаптационной направленности:
• Гомеостатический - достижение равновесия, спокойствия путем приспособления себя к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Очень яркий пример адаптации по данному типу - одиноко живущий “в гармонии с природой” отшельник.
• Гедонистический - получение наслаждения, удовольствия путем приспособления среды к своим потребностям. Например, именно так адаптирован наркоман, все помыслы которого направлены на поиск наркотика для получения максимального наслаждения.
• Прагматический - ориентация на получение максимальной пользы как для себя, так и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Наиболее социально ориентированный тип адаптационной направленности.
У большинства людей в той или иной степени выражены все эти типы адаптационной направленности.
Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в школе следующие.
- выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;
-обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.
В работе с учениками необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.
Создание эмоциональной обстановки в классе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего. Из прошлого они должны быть заданы теми задачами развития, которые решаются средствами обучения раньше, чем заканчивается начальная ступень обучения. В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения в начальной школе школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и первые два года школьной жизни. В результате происходит существенное приращение объема знаний, умений и навыков, но не происходит выраженных сдвигов в развитии детей. В частности, школьники не владеют в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом как общеучебными умениями, не развита их способность решать творческие задачи и др., недостаточно развиты навыки учебного сотрудничества и др.
При определении школьной стратегии организации адаптационного периода, педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:
1. Урок является основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.
Важно использовать другие формы организации обучения:
• экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
• игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.,
• диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы,
• практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности,
• минилекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.
2. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения. Конечно, понимание и применение понятий ограничено рамками того школьного предмета, на котором это понятие представлялось. Вместе с тем, способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная. Например, школьники овладевают наблюдением природного объекта (уроки "Природоведения", "Естествознания"), но не умеют наблюдать за словом, геометрической фигурой; учащиеся правильно используют орфографические правила в диктанте, но ошибаются в письменных ответах по географии или истории.
3. Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно. Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления и т.п. В начальной школе сегодня действует новая система отметочного оценочного – отметка ставится дробью: числитель говорит о том, что работа не содержит ошибок и выполнена правильно (эта отметка идет в журнал), а знаменатель фиксирует общее впечатление от работы. Сюда "попадают" все допущенные небрежности, которые прямого отношения к результату деятельности не имеют и выставляется только в дневник.
Опыт работы многих образовательных учреждений дает основания говорить о возможных путях успешного решения педагогических задач на этапе адаптации детей к работе в новых образовательных условиях.
На основе анализа научной психолого-педагогической литературы мы определили, что адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно. В норме процесс адаптации к обучению первоклассников в школе, по данным разных авторов, длится от двух недель до полугода. У детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время все больше детей испытывают трудности в адаптации к школе. Эти дети требуют к себе особого внимания.
Переход от дошкольного к школьному детству в возрастной психологии характеризуется, как кризисный период. Начало обучения связанно с коренной ломкой жизненных стереотипов ребенка. Меняется социальная ситуация развития, тип общения его с окружающими, ребенок осваивает новые социальные роли, правила поведения в школе.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Таким образом, нами был проведен теоретический анализ трудов известных педагогов и психологов, в результате которого мы смогли определить основные понятия исследования: адаптация, дезадаптация, факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению, критерии готовности ребенка к школе. После чего мы рассмотрели психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу и определили роль учителя в процессе адаптации ребенка к школе.
Теоретический анализ изучаемой темы подвел нас к необходимости провести экспериментальное исследования готовности ребенка к школьному обучению. Первым этапом нашей работы стало изучение современных методик по определению готовности ребенка к школе и подбор методов психологической поддержки и психолого-педагогических рекомендаций по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
В дальнейшем, мы планируем практически проверить, насколько выбор диагностических методик по определению готовности детей к школьному обучению обоснован. На данном этапе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные в работе задачи.
1,200 руб.
Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для вузов. / Г.С. Абрамова. - 8-е изд. - 2004, М.: Академ. проект.-496 С.
2.Андреева Г. М. Социальная психология. М. Аспект Пресс. 1996. Уч. для вузов. -376 С.
3.Бабаева Т. И. "Повышение эффективности подготовки детей к школе, в детском саду". 1991.- 168 С.
4.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. – 286 С.
5.Берн Э. Игры, в которые играют люди. (под. Ред. М.С. Мацковского.- М: Прогресс).1990г. – 470 С.
6.Возратная психология. Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/Сост. и науч ред.В.С.Мухина , А.А.Хвостов.-М.: Издательсктй центр «Академия»,2000.-624 С.
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 536с. – (Психология: классические труды).
8.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // психологическая наука и образование. 1997. № 2.
9.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.;А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 144 С.
10.Евсюшкина Е.П.. Готовность ребенка к школе: почему молчат психологи.// начальная школа, 2002. № 10.
11.Журнал «Дошкольное воспитание». 1991. №1.
12.Журнал «Дошкольное воспитание». 1994. №8.
13.Зеленова М. Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук: Волгогр. Пед. ин-т им. Серафимовича, 15.05.91.- 160.
14.Каган В.Е. Организационая психология: обучающий тестовый контроль. – М.: Смясл, 1999.-96с.
15.Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК". 1995. - 144 С.
16.Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.- 512 С.
17.Кучма В.Р.. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.// М.: изд-во Начальная школа, № 8.- 2001.- 52 С.
18.Мухина В.С.. Шестилетний ребенок в школе. – Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 1986.– 144 С.
19.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М. "Роспедагенство", 1996. -374 С.
20.Панин О.Т. Педагогические условия адаптации детей к школе на северо-востоке России: на материале магаданской области. автореф. дис. канд. пед. наук : Елец. Гос. ун-т им. И. А. Бунина, 13.02.01.-170 С.
21.Педагогическая энциклопедия. Т. 3. Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1966. —487 С.
22.Педагогическая энциклопедия. Т. 3. Н-СН. Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. — 879 С.
23.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд. стереотип,-М.: Издат. центр Академия».2000.-512 С.
24.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: изд-во Академия, 2000.-184 С.
25.Практическая психология образования : учеб. пособие/ А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 480 С.
26.Психология развития: учебник/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; ред.: Т.Д. Марцинковская. - 2-е изд., перераб. и доп. - 2005, М.: ИЦ "Академия". -528 С.
27.Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В.Дубровиной- М.: Международная педагогическая академия, 1995. -376 С.
28.Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы/ Под ред. И.В. Дубровиной.-4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.-128 С.
29.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — т.1 — 488 С.; т.2 — 328 С.
30.Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск; НГАЭиУ, 1997. -224 С.
31.Степанов В.Г. Психология трудных школьников, Уч.пособие для учителей и родителей. М.: Издательский центр " Академия" 1996. - 320 С.
32.Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе раздел каталога: педагогика. изд-во: Генезис, 2003 г. 122 С.
33.Ярошевский М.Г. История психологии. - 2-е изд. - М.: изд-во Мысль, 1976. - 463 С.
1,200 руб.