Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в процессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На первое место выдвигается несоответствие между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту.
Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.
В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.С.Выготского (1983), Л.И.Божович (1968), Л.А.Венгера (1978, 1994), Н.Н.Поддьякова (1989), Н.Г.Салминой (1988), Д.Б.Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л.С.Выготским и разработанные Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению В содержание психологической готовности Д.Б.Эльконин включает новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению.
Л.А.Венгер (1978, 1994) полагает, что должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности, которые сводятся к умению выполнять действия по правилам, производить деятельность по указанию взрослого. Несмотря на единые исходные основы, психологическая готовность в понимании исследователей имеет разное содержание. До сих пор отсутствует четкое представление о самих критериях, которые должны служить показателями готовности к обучению (М.И.Лисина, 1973, А.А.Люблинская, 1971, М.В.Матюхина, 1984, В.С.Мухина, 1974, Т.А.Нежнова, 1981, У.В.Ульенкова, 1987).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы психологической готовности современных дошкольников в школе.
Это обусловило выбор темы исследования: «Диагностика психологической готовности ребенка к школе».
Целью нашей работы стало изучение вопроса о диагностике психологической готовности ребенка к школе.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ.
Предметом исследования является психологическая готовность детей к школьному обучению.
Гипотеза. Готовность детей к систематическому школьному обучению определяется как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей дошкольника, обусловленная созреванием организма ребенка, его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов.
Мы предположили, что дети, занимающиеся помимо обязательной программы в дошкольном учреждении, различными видами деятельности – музыка, литературные занятия, рисование, конструирование и т.д. более подготовлены к обучению в школе и уровень интеллектуального, психического и физического развития у них несколько выше, чем у детей, посещающих только детский сад.
В соответствии с выбранной темой, целью и гипотезой в исследовании нами были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме готовности дошкольников к школьному обучению;
2. рассмотреть основные понятия в исследовании: готовность к обучению в школе, критерии и виды школьной готовности, определить связь кризиса 7-лет и готовности к школе;
3. подобрать методики по определению готовности к школе у детей дошкольного возраста и провести констатирующий эксперимент;
4. рассмотреть и провести коррекционно-развивающую программу по подготовке детей к школе, после чего подвести итоги работы проведением формирующего эксперимента.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ психолого-педагогической, социологической литературы;
2) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, статистический анализ;
3) методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: специально подобранные психологические методики, а так же, беседы, изучение документации, характеристик;
Базой исследования является муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Москвы.
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа выполнялась с сентября по апрель 2006 года.
Первый этап - поисково-теоретический. Теоретическое и практическое знакомство с проблемой исследования, изучение степени разработанности проблемы. Разработка общей концепции исследования на основе анализа социологической, дошкольной и психолого-педагогической литературы. На этом этапе определены методологические подходы к определению проблемы психологической готовности детей к школе.
Второй этап – экспериментальный. В ходе формирующего эксперимента по выявлению уровня готовности дошкольников к обучению в школе проводилась проверка гипотезы исследования; проведен сравнительный анализ результатов в разных группах дошкольников.
Третий этап - обобщающий. Анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, интерпретация результатов, полученных на первом и втором этапах работы; систематизация, обработка и анализ экспериментального исследования; подбор методических рекомендаций по подготовке дошкольников к школьному обучению.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования, заключается в том, что в работе:
-уточнено понятие готовности к школе детей с различным уровнем подготовленности и виды готовности к школьному обучению;
-рассмотрена проблема кризиса семи лет и влияния данного периода на готовность к школьному обучению;
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по диагностике психологической готовности дошкольников к школьному обучению и были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработкой полученных данных.
500 руб.
Содержание:
Глава 2.Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе. Цель, задачи, методы и организация психологической готовности детей к школьному обучению 33
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе 33
2.2 Обоснование выбора методик. Описание методов исследования 35
2.3 Проведение констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.4 Подбор и проведение коррекционно-развивающей программы 50
2.5 Проведение и анализ формирующего эксперимента 58
Выводы по главе 2 63
3.Методические рекомендации по подготовке дошкольников к школьному обучению 64
3.1Программа подготовки детей к школе 64
3.2 Развитие интеллектуальных способностей дошкольника 70
Выводы по главе 3 75
Заключение 76
Библиографический список 80
Приложение 1 Описание методик 83
Приложение 2.Примерное календарно-тематическое планирование работы в течение года (согласно коррекционно-развивающей программе п.2.4)……………………………………………………………………………..100
Приложение 3. Методическое обеспечение развивающей программы (согласно п. 2.4)………………………………………………………………...101
Приложение 4. Результаты констатирующего эксперимента (диаграммы)…………………………………………………………………….102
Приложение 5. Результаты формирующего эксперимента
(диаграммы)…………………………………………………………………….104
500 руб.
Заключение
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить и систематизировать различные взгляды на готовность к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях. Нами выявлены два направления, внутри которых представлены разнообразные, а иногда и противоположные точки зрения.
Сторонники первого направления определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: читать, писать, рассказывать стихи, считать, решать задачи и т.п. Однако, эти умения еще не гарантируют готовность к школьному обучению. Исследования российских психологов (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.), показали несостоятельность этого направления, так как при констатации уровня освоения конкретных учебных навыков не учитывается весь спектр вопросов, связанных с актуальным и потенциальным психическим развитием ребенка, его соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением — то есть данное направление не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усвоения знаний и развитие конкретного ребенка в младших классах школы.
Представляется более продуктивным другое направление решения проблемы готовности детей к школе, представленное в исследованиях Л .И.Божович, Д.Брунера, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Р.Заззо, А.В.Запорож-ца, Л.И.Цеханской, Й.Шванцара, Д.Б.Эльконина, и т.д. При разнообразии конкретных средств, тестов, методов и процедур, используемых педагогами и психологами для определения готовности к школе, их объединяет общее теоретическое представление, о том, что готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни.
Различия научно-исследовательских подходов к решению проблемы готовности определяются тем, что в контексте общего единодушия о роли психического развития в дошкольном детстве разные авторы выделяют в качестве ведущих весьма разнообразный спектр факторов и характеристик психической сферы дошкольника.
Г.Г.Кравцов, изучавший формирование личности дошкольника и младшего школьника в процессе обучения, отмечает, что при наличии различных подходов к данной проблеме, получается, что приходящий в школу ребенок, в идеале должен обладать таким количеством знаний, умений, навыков, способностей и качеств, что возникает естественный вопрос: а что из этого абсолютно необходимо, а что второстепенно? Исследования Г.Г.Кравцова показали, что попытки иерархизации показателей психологической готовности к школе часто отталкиваются от внешних данных, а не от тех психологических изменений, которые должны возникнуть у ребенка в результате перехода к школьному обучению.
Проанализировав взгляды российских и зарубежных авторов, мы теоретически выделили три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе. Во-первых, общее развитие: к тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного психологического уровня. В первую очередь имеется в виду развитие памяти, внимания, и особенно интеллекта. Здесь должен быть интерес не только к имеющемуся у ребенка запасу знаний и представлений, но и к умению действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка-дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими умеет не каждый ребенок. Мы считаем, что это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. В-третьих, следует формировать мотивы, побуждающие к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе, а воспитание действенной и глубокой мотивации, которая будет побудительной основой стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учебно-познавательная деятельность осуществлялась успешно.
В написании данной работы мы ставили цель: изучить вопрос о диагностике психологической готовности ребенка к школе. В ходе исследования мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме готовности дошкольников к школьному обучению, рассмотрели основные понятия в исследовании: готовность к обучению в школе, критерии и виды школьной готовности и определили связь кризиса 7-лет и готовности к школе. На основании теоретического анализа были подобраны методики по определению готовности к школе у детей дошкольного возраста и проведен констатирующий эксперимент, результатом которого стало выявление уровня готовности дошкольников к обучению в школе. Диагностику мы проводили с двумя группами дошкольников по 15 человек в каждой: в экспериментальную группу вошли дошкольники, посещающие помимо детского сада дополнительный занятия по рисованию, конструированию, танцам, музыке и др., в контрольную группу вошли дети, посещающие только дошкольное учреждение.
Для определения уровня готовности к школьному обучению мы подобрали следующие методики:
1. Интеллектуальная готовность: Тест Д. Векслера WISC.
2. Личностная готовность: Методика Л. И. Божович "Отношение ребенка к обучению в школе", методика М. Р. Гинзбурга "Определение мотивов учения"
3. Эмоционально-волевая готовность: Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной), "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йерасека
По результатам констатирующего эксперимента мы подобрали коррекционно-развивающую программу, которая положительно влияет развитие познавательных процессов у дошкольников и способствует подготовке детей к школе.
После проведения коррекционной программы был проведен формирующий эксперимент, итогом которого стало подтверждение эффективности выбранной программы и доказательством того, что дети, занимающиеся помимо обязательной программы в дошкольном учреждении, различными видами деятельности – музыка, литературные занятия, рисование, конструирование и т.д. более подготовлены к обучению в школе и уровень интеллектуального, психического и физического развития у них несколько выше, чем у детей, посещающих только детский сад, что и являлось нашей первоначальной гипотезой.
Таким образом, в нашем исследовании мы выполнили поставленные задачи, добились цели и подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
500 руб.
Библиографический список
1.Алексеев Н.А. "Психолого - педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения".
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "как преодолеть трудности в обучении детей".
3.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 132-142.
4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №2.
6.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4.
7.Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. М., 1987.
8.Ветер Л.А., Ветер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.
9.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
10.Гуткина Н.И. Задачи диагностики готовности 6-летних детей к школьному обучению и группа развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Т. 2. М., 1987.
11.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1981.
12.Диков М.Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе: Автореферат канд. дис. М., 1994.
13.Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой (на болг. яз.). София, 1986.
14.Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
15.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986.
16.Ирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
17.Капчеля Г. И. Диагностика умственного развития детей, поступающих в школу // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983.
18.Коломенский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988
19.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.
20.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
21.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
22.ЛеонтьевА.Н.Избранные психологические труды:В 2 т. Т. 1, М.,1983
23.Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М., 1978.
24.Мазепина Т.Б Тесты для маленьких умников и умниц / Серия "Мир вашего ребенка". - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.
25.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
26.Мерлин В.С. Опыт изучения интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1977. №5.
27.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
28.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- М.: ВЛАДОС, 1997.
29.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
30.Непомнящая В. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965
31.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
32.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 1988г
33.Петрова Е. Подготовка к школе и преемственность как единый процесс // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой. София, 1989
34.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001.
35.Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. №4.
36.Смирнова Е.О. О подготовке дошкольника к школе // Дошкольное воспитание. 1982. №10.
37.Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. М., 1985.
38.Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей//Дошкольное воспитание. – 1989. - №3- С. 53-57
39.Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336с.
40.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. №4.
41.Эльконин Д.Б. Послесловие к 4-м томам Собрания сочинений Л.С. Выготского. М., 1984.
500 руб.