Готовая дипломная работа
на тему:«Психологическая коррекция волевой сферы первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V33556
Предмет: Психология
Год: 2008
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его; он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).[7, с.42]
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» не-оценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Успехи ребенка в школе во многом определяются развитием воли ребенка. [18, с.6]
Проблема развития воли, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованием учебной деятельности. В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Значительный вклад в проблему волевой готовности к учебной деятельности внес Л.С. Выготский. Также данная проблема широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.Г. Салмина и другие).
Таким образом, учитывая практическую значимость поставленной про-блемы, недостаточную разработанность и эффективность в педагогической теории процесса воспитания, в качестве темы выпускной квалификационной работы мы избрали: «Психологическая коррекция волевой сферы первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе».
Объект исследования: учащиеся первого класса.
Предмет исследования: особенности развития первоклассников и развитие их волевой сферы на этапе адаптации к обучению в школе.
Цель исследования: выявить особенности развития и формирования волевой сферы первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе.
Гипотеза исследования: обучение ребенка в школе будет происходить более эффективно, если учитель при работе с учащимися первого класса бу-дет проводить специальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на повышение уровня волевой готовности к обучению в школе.
Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были опре-делены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую и научно-методическую литературу по проблеме особенностей развития детей дошкольного возраста и развитие их волевой сферы в период адаптации к обучению в школе.
2. Выявить особенности личности младших школьников, особенно уча-щихся первого года обучения.
3. Выявить особенности развития и формирования волевой сферы первоклассника.
4. Продиагностировать учащихся на предмет их волевой готовности к школе.
5. Провести комплекс занятий, направленных на формирование волевой готовности к обучению в школе.
7. Провести анализ полученных результатов.
Методологические основы исследования:
- основа целостного подхода к рассматриваемому педагогическому процессу (В.С. Ильин, И.Я. Лернер);
- идеи личностно-ориентированного обучения, положения об обучаемом как о субъекте деятельности (В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
- положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучению (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы научно-педагогического исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- моделирование на теоретическом и прикладном уровне;
- диагностический;
- математическая обработка результатов.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты развития учащихся первого класса в психолого-педагогической литературе, во второй – проведено экспериментальное изучение волевого развития первоклассников.
Практическая значимость данного исследования заключается в следу-ющем:
1. Данные исследования можно использовать при чтении лекций или проведении семинарских занятий по общей психологии.
2. Материалы опытно-экспериментальной работы могут быть использо-ваны в практике психологами и педагогами.
Апробация. Результаты исследования апробировались на МО учителей начальных классов МОУ СОШ №125.
Этапы исследования:
I. Анализ психолого-педагогической литературы, уточнение темы и аппарата исследования (2004-2005 г.).
II. Изучение педагогического опыта по теме исследования (2005-2006 г.)
III. Подбор материала для эксперимента (май 2006г.).
IV. Опытно-экспериментальная работа (сентябрь 2006- март 2007 г.).
V. Обработка результатов исследования (апрель-май 2007 г.).
Структура выпускной квалификационной работы определена зада-чами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения (4 стр.), двух глав ( 68 стр.), заключения ( 2 стр.), литературы ( 39 источников). Объем работы составляют 167 страниц машинописного текста, включающего 24 таблицы, 3 диаграммы, 8 рисунков, 9 приложений.
Похожие работы:
Психологическая поддержка первоклассника в период адаптации к школьному обучению ➨
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образования, т. ...
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных ...
Особенности развития первоклассников и их готовность к обучению в школе ➨
Актуальность исследования. Период поступления в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка. ...
Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе. ➨
ВВЕДЕНИЕ
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как ...
Психологическая готовность детей с нарушением слуха к обучению в школе ➨
Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается — ...