Культура европейского средневековья охватывает более чем двенадцативековой отрезок трудного, сложного, изобиловавшего взлетами и падениями пути, пройденного обществом в эпоху феодализма. Она - часть общемирового культурного процесса того времени, несущая в себе его основные типологические черты. Но как подлинная культура она обладает и глубоко индивидуальным обликом, складывающимся из множества общих и особенных черт духовной, творческой жизни создавших ее народов, сливающихся в те великие и мощные проявления, которые составили собственно вклад Европы в мировую цивилизацию, определили ее самобытность.
Средневековая культура формировалась, опираясь и на духовную жизнь «новых» народов Европы, которая составила основу народной культуры феодального общества, питала живыми соками героический эпос, литературу, архитектуру, музыку, театр, изобразительное и прикладное искусство.
Средневековая эпоха имеет свою, особую, не похожую на нашу шкалу ориентации в учебно-воспитательных занятиях. Упор на воспитание верой - прежде всего. Вместо акцента на светское мирское рациональное научное знание - акцент на спасение души и на ее нравственное формирование, на добродетель и мудрость, объединившую разум, волю и веру. Вместо воспитания способности погружаться в собственную жизнь - ориентации на нее - подражание Христу, воспитание погруженности в Бога, ориентация на Господа и любовь к ближнему, на безгрешность перед лицом Его.
Христианство было доминантой интеллектуальной, «высокой» культуры средних веков. Еще у их истоков выкристаллизовывается определенный тип организации духовной жизни европейского общества, и главная роль в нем начинает принадлежать христианской религии и церкви. Христианский идеологический комплекс становится основным системообразующим элементом культуры феодальной эпохи, к которому «подтягиваются», через который преломляются все культурные явления, взаимодействуя или пытаясь противостоять ему.
Широко распространено мнение, что человек средневековья был подавлен догмой, все его духовные устремления были сосредоточены на раздумьях о грехе, Страшном суде, посмертных наказаниях, что делало его жизнь и внутренний мир невыносимо мрачными, а аскетизм и борьба с мирским злом поглощали все творческие силы общества. Однако это опровергается всем развитием средневековой культуры, устремленной не только к божественному абсолюту или задавленной непосильным бременем греховности, но яркой, непосредственной, порой по-детски наивной и насмешливой. Ее мощная жизненная сила бурлила в насыщенной карнавальности народных празднеств, в не ведавшей стыда откровенности песен вагантов, в лицедействах скоморохов, в таком земном упоении конкретикой вещи, ее телесностью, которым отличалось средневековое искусство.
Мир средневековья был весьма отличен от современного. В нем существовали иные ценности, иные цели и задачи обучения и воспитания, иной масштаб и тип идеального человека, другой, отличный от нашего, вариант многогранного учебного и воспитательного процесса. Целостное познание сущности этих процессов возможно лишь с учетом многомерности этой эпохи. Невозможно понять не только современную образовательную систему и ее исторические перспективы, но и саму сущность воспитания, образования, социализации без овладения опытом предшествующих эпох.
Особый интерес, как теоретический, так и прикладной, представляет исследование процессов и форм становления университетской системы. Безусловно, что своим значением, научным и педагогическим опытом, социально-политическим и интеллектуальным наследием, современные университетские системы во многом обязаны средневековой университетской традиции.
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме становления системы университетского образования в средневековой Европе.
Цель работы – раскрыть содержание и основные особенности процессов становления и развития университетского образования в средневековой Европе.
Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:
1. Проанализировать основные социально-политические предпосылки, обусловившие становление университетской системы в Европе;
2. Выделить особенности раннесредневековой системы обучения, показать динамику ее развития, имевшую результатом формирование нового типа учебных заведений – университетов;
3. Показать роль университетов как центров развития научного познания;
4. Раскрыть роль и значение университетов в культурном развитии средневековой Европы;
5. Показать влияние университетской системы на становление новой европейской науки.
Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: анализ научно-монографической, справочной литературы по теме исследования.
Предмет исследования – социально-экономическая, религиозная и общественно-политическая ситуация в Европе в Х-ХV веках.
Объект исследования – трансформация научно-образовательных систем средневековой Европы в Х-ХV веках.
В процессе подготовки и написания работы автором использовались материалы научно-монографической литературы по проблемам теории научного познания, истории науки и образовательных систем, истории средневековой Европы.
Практическая целесообразность исследования заключается в сборе, систематизации и анализе данных, позволяющих оценить роль и значение университетской системы как фактора, в значимой степени обусловившего характер, направленность и черты средневековой европейской науки и культуры.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки формирования и развития культурного
и образовательного пространства в средневековой Европе в IХ-ХI вв. 7
Глава 2. Европейское образование в период зрелого средневековья 15
Глава 3. Первые европейские университеты 20
Глава 4. Развитие научного знания в средневековых университетах
Европы. Университетские ученые 28
Глава 5. Научно-культурная среда Европы в XIV-XV вв.
Возникновение новой европейской науки 31
Заключение 34
Список литературы 37
1,200 руб.
Средневековье познало эпоху исключительно плодотворную, беспримерную по своей интенсивности интеллектуальной и художественной жизни, длившуюся с XI по XIV вв.
Став господствующей, христианская церковь столкнулась с усиливавшейся в условиях кризиса античного мира необходимостью организации всего цикла обучения. На смену проблеме синтеза иудаизма и эллинства пришла проблема взаимоотношений христианского воспитательного комплекса со всем античным (греко-римским) образовательным комплексом.
Что же могло быть взято из античного наследия для христианского образования? Что переносилось из римского образования в христианское? Самое основное - язык, логика, право, науки. Язык античного Рима стал общеевропейским письменным языком. Его изучение удержало многие школы грамоты от краха и помогло открытию новых. Оно способствовало становлению регулярной латинской школы в Западной Европе, что явилось огромным достижением как для тех лет, так и в перспективе, поскольку обусловило институализацию передачи и усвоения традиции и накопления в ней в процессе ее трансляции возникавших новшеств.
Через латынь и греческий в рассуждения христианских теологов и педагогов проникала античная рационалистическая логика. Соединение римского образа мышления и раннехристианского чувства породило странный, на наш современный взгляд, конгломерат. «Наука добывается из глубин духа», - было сказано в XI в.
Человек переходной к средневековью эпохи, естественно, не мог отбросить накопленное предшествующей эпохой научное наследие. Ему нужны были данные и математики, и геометрии, и астрономии и т.д. Но, рассматривая вопрос о преемственности наук, необходимо иметь в виду три очень существенных момента. Во-первых, в процессе кризиса и краха Римской империи, переселений в течение веков новых племен, завоеваний и социальных катаклизмов многие достижения античной науки оказались утрачены или искажены при передаче и интерпретации. Во-вторых, эти искажения и до известной степени вторичная мифологизация науки были вызваны не только кризисом античного мировоззрения и утратой им четкой картины мира, но и магической картиной мира родоплеменного сознания, господствовавшего у многих народов, вошедших в контакт с Римом эпохи его падения и построивших на его руинах племенные государства. Такая природа их ментальности сочеталась не только с мистицизмом позднего Рима, но и с христианским мировоззрением. Очень символичное, оно осмысляло в символической манере и весь окружающий мир, в том числе и достижения научного мышления, интерпретируя, к примеру, процесс обучения математике с точки зрения пифагоровой мистики чисел, теперь уже связываемых с устройством вселенной христианским Богом. В-третьих, отношение Церкви - существенный момент в преемственности обучения светскому научному знанию, сконцентрировавшемуся вокруг так называемых «свободных наук» (artes liberales), т.е. грамматики, риторики, диалектики (тривиум) и арифметики, геометрии, музыки, астрономии (квадривиум).
Спор о месте наук в образовании христианина упирался в вопрос о путях и средствах обучения.
Синтез христианских и античных принципов в преподавании привел к появлению начал определенной образовательной системы, готовой быть внедренной в средневековый мир. Эти начала, вызвавшие к жизни средневековую университетскую систему, постепенно внедрялись в практику через монастыри, епископские центры, и далее – через церковные и внецерковные городские школы.
Средневековые университеты стали самыми демократичными и интернациональными институтами в средневековом обществе, они сформировали интеллектуальную среду для зарождения средневековой интеллигенции, которая обрела уникальный социальный статус. «Знание, воплощённое университетами, очень скоро приняло вид силы, порядка. Это была Учёность, вознёсшаяся наравне со Священством и Властью. Университарии также стремились самоопределиться как интеллектуальная аристократия, обладающая своей особой моралью и своей собственной системой ценностей. Это стремление было особенно распространено в среде сторонников учения Аристотеля и аверроистов, которые старались учредить и узаконить теоретически сословие философов (университетских мудрецов), чьей главной добродетелью должно быть величие души», - отмечает Жак Ле Гофф . Однако последующее развитие университетов привело их к потере особой юридической автономии. В период XV - XVI веков в связи с утверждением независимости монархических государств европейские университеты превратились в символ, как отмечает Ж. Ле Гофф, «идеологической полиции на службе у политической власти» , а члены университетских корпораций стали представлять собой замкнутую и предельно консервативную касту.
Мы очень тесно связаны со средневековьем, теснее, чем нам подчас кажется. Многие из достижений логики, философии, психологии, математики, искусства, литературы, многие завоевания ума и сердца, которые пришли к нам из эпохи средневековья, составляют ее наследие в современном мире.
Вместе с историческими катаклизмами XX века тяжёлые испытания выпали и на долю ученых. Поэтому не удивительно, что суровые вызовы двадцатого столетия вновь поставили вопрос о судьбе и перспективах развития университетского образования, к которому обращались многие видные учёные и мыслители.
1,200 руб.
1. Безрогов В.Г., Матулис Т.Н. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. – М.: Изд-во РОУ. 1996.
2. Блок М. Феодальное общество. - М.: Изд-во им. Сабашниковых. 2003.
3. Ле Гофф, Жак. Интеллектуалы в Средние века: Пер. с фр. - СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского университета. 2003.
4. Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. – М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия. 1992.
5. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. / В.С. Виргинский, В.Ф. Хотенков. – М.: Просвещение. 1993.
6. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М.: Книга. 1988.
7. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука. 1977.
8. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. – М.: Наука. 1987.
9. Душин О.Э. Университеты и власть: от Средних веков к современности. // Образование и насилие. Сб. статей. / Под ред. К. С. Пигрова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Государственного Университета. 2004.
10. Кара-Мурза С. Идеология и мать ее наука. – М.: Алгоритм. 2002.
11. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров – М.: Дело; Вита-Пресс. 1996.
12. Поликарпов В.С. История науки и техники: Учеб. пособие – Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.
13. Столяров А.А. Система образования в средние века. / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет. 1995.
14. Тарнас Р. История западного мышления - М.: КРОН-Пресс. 1995.
15. Эразм Роттердамский и его время. / Отв. ред. Л.С. Чиколини. – М.: Наука. 1989.
16. Ридерс - Сименс де Х.. История европейского университета. // Вестник высшей школы. 1995. № 4.
17. История Европы. Т. 3. Средневековая Европа. – М.: Наука. 1992.
1,200 руб.