Введение
Содержание
Заключение
Литература
Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. В настоящее время установлено, что неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится игровая деятельность.
При изучении формирования социального поведения человек рассматривается в широком контексте социальных связей и отношений. В системе этих отношений отечественные психологи и педагоги придавали большое значение не только взаимоотношениям и взаимодействиям человека со своей непосредственной социальной средой, контактным коллективом, но и многообразию общественных отношений, которые оказывают решающее влияние на формирование и существование личности в обществе (Б.Г. Ананьев, М.И. Бобнева, П.Б. Ганнушкин, В.Я. Зинченко, И.С. Кон, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).
Исследователи, занимающиеся проблемами развития и воспитания детей дошкольного возраста (А.А. Люблинская, Л.С. Славина, Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. и др.) отмечают, что у детей с нормально развивающейся речью умения и навыки социального реагирования формируются последовательно на основе прилаживания их поведения к потребностям общения с окружающими. У детей с нарушениями речи они в нужном объеме и качестве спонтанно не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки.
Актуальность данной работы заключается в том, что несмотря на многочисленные исследования особенностей дошкольников с ОНР (В. П. Глухов , Т.Б. Филичева , Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская), основное внимание уделяется речевому дефекту и его коррекции, а поведенческий аспект детей с ОНР изучен недостаточно. В то же время человек социален, и следовательно, не может рассматривать вне контекста социума. Значит, поведенческий аспект имеет огромное значение в жизни каждого человека, тем более дошкольника.
Цель исследования – изучить нарушения поведения дошкольников с ОНР.
Объект исследования – поведение.
Предмет исследования – нарушение поведения у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: у дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения поведения по сравнению с их здоровыми сверстниками, что проявляется в низком эмоциональном отношении к нравственным нормам, недостатком развитии волевой регуляции поведения.
Исходя из цели были определены следующие задачи исследования:
- Рассмотреть проблему развития поведения личности в современной психологии;
- Определить психофизиологические особенности дошкольников с ОНР;
- Изучить особенности поведения дошкольников с ОНР;
- Экспериментально проверить гипотезу.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- изучение медицинско-психологическо-педагогической документации;
- констатирующий эксперимент;
- сравнительный анализ.
Структура работы:
Работа состоит из введения, заключения, списка литературы (22 источника), приложения и 2 глав. Первая глава содержит обзор теоретических источников по проблеме, вторая глава содержит проведение экспериментального исследования.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 5
1.1. Проблема развития поведения личности 5
1.2. Психофизиологическая характеристика дошкольников с ОНР 11
1.3. Особенности поведения дошкольников с ОНР 15
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 20
2.1. Методы и организация экспериментального исследования 20
1. Методика «Сюжетные картинки» (Приложение 1). 20
2.2. Результаты изучения нарушения поведения дошкольников с ОНР 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 26
ПРИЛОЖЕНИЕ
1,200 руб.
Человек является в мир генетически социальным существом, так как индивидуальная жизнь с момента зарождения невидимыми нитями вплетена в сложную систему социальных связей. В центре развития оказывается не сам ребенок, а его поведение (А. Валлон, В.В. Зеньковский, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский и др.). В социальном поведении особое место занимают социальные действия. Специфика поведенческих социальных действий состоит в том, что они имеют общественное значение. Субъектом этих действий выступают личности, социальные группы.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, не развита связная речи.
Исследователи, занимающиеся проблемами развития и воспитания детей дошкольного возраста (А.А. Люблинская, Л.С. Славина, Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. и др.) отмечают, что у детей с нормально развивающейся речью умения и навыки социального реагирования формируются последовательно на основе прилаживания их поведения к потребностям общения с окружающими. У детей с нарушениями речи они в нужном объеме и качестве спонтанно не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки.
Можно выделить три стороны поведения дошкольника с ОНР:
- индивидуальные тактики адаптивного поведения, сформированные на основе наследственной предрасположенности и жизненного опыта пациента; - наличие неадаптивных форм поведения — результата неуместного употребления тех или иных адаптивных тактик поведения, в частности в виде акцентуаций;
- особенности поведения в различных ситуациях — при наличии фрустрации, в лечебной (коррекционной) группе, при общении с педагогом, в собственной семье.
Вместе с тем нельзя преувеличивать влияние речевого дефекта на возможности взаимодействия детей с коллективом сверстников. Решающее значение в этом имеют прежде всего индивидуальные (в том числе затронутые дефектом) особенности ребенка, и в меньшей степени — тяжесть речевого дефекта.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- дошкольники с ОНР обладают нарушением поведения, которое проявляется в низком эмоциональном отношении к нравственным нормам.
- у старших дошкольников с ОНР мотивационно-волевая сфера развита недостаточно.
Таким образом, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы.
1,200 руб.
1. Балабанова В.П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб, 2001
2. Волкова Л.С., В.И. Селиверстова. Хрестоматия по логопедии. Ч. I. -М., 1998
3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. / Под ред. М.И. Рожкова - М., 2001
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопедов. - М., 1985
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М, 1998
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001
7. Краузе Е. Логопедия. – СПб, 2002
8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии . М.. 1968
9. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998
10. Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002
11. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М., 2001
12. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. - М, 2002
13. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002
14. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1998
15. Практикум по возрастной психологии. под ред. Л.А. головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб, 2005
16. Рабочая книга социального педагога. / Авторы-составители Е.А. Романова, А.Б. Малюшкин. – М., 2002
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999
18. Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
19. Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся. – Мн., 1998
20. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. институтов и спец. школ. – М., 1991
21. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 2002
22. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2002
1,200 руб.